Урок 22. Глагол. Правописание ъ после приставок

Задачи урока:

Закрепить умения определять:

– лексическое значение слова;

– состав слова, обращаясь к словообразованию, как способу проверки разбора слова по составу;

– правописание ъ после приставок.

Формировать представления о разных действиях, обозначаемых глаголами: о длящихся

действиях, которые не закончились, и о действиях совершившихся, которые имеют результат.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 43–44); Рабочая тетрадь 1.

II. С. 43. Упражнение 37. Цель упражнения – учить детей выделять глаголы, стоящие в разной форме, из контекста других частей речи; обратить внимание на глаголы с приставками и на то, что приставки могут придавать однокоренным глаголам противоположное значение.

II.1.Дети устно называют все глаголы из текста: любили, поспорить, говорил, приходит, уходит, пробудился, порадовался, смотри, пришло, заплакал, ушла.

II.2. Затем дети выписывают пары глаголов: приходит – уходит; пришло – ушла. При выделении части слова, которая сообщает глаголам противоположный смысл, лучше всего выделять приставку так, как положено ее выделять при разборе слова по составу. Потом дети выписывают оставшиеся глаголы с приставками:поспорить, пробудился, порадовался, заплакал.

II.3. После этого важно, чтобы дети доказали, что выписанные ими слова – слова с приставками и что приставки выделены правильно.

Для этого они должны употребить эти же глаголы с другими приставками: по/спорить – пере/спорить; про/будился – до/будился; по/радовался – на/радовался; за/плакал – по/плакал (на/плакал).

III. С. 43–44. Упражнение 38. Цель этого упражнения такая же, как была в упражнении 33.

Дети работают с разными группами слов. Однокоренные глаголы в этих группах различаются только по виду:

III.1. одна часть детей работает с глаголами несовершенного вида, а другая – с глаголами совершенного вида.

Словосочетания они составляют, пользуясь общим минимальным контекстом (справочным материалом). Одни работают с группой из шести глаголов, а другие – с группой из пяти глаголов.

Подбирая слова из справочного материала, подходящие по смыслу к выписанным глаголам, дети учатся определять особенности смысла каждого глагола, которые сообщаются ему его приставкой.

Примеры словосочетаний:

объезжать (объехать) вокруг дворца;

въезжать (въехать) во дворец;

подъезжать (подъехать) к дому;

разъезжать (нет аналога!) по площади;

съезжать (съехать) с горы; отъезжать (отъехать) от подъезда.

 

III.2. Дети проверяют работу друг друга.

– Одинаковое ли количество словосочетаний у вас записано?

(Сравнивая свою работу и работу, выполненную соседом по парте, школьник должен прийти к выводу: нет глагола разъехать.)

III.3. Учитель может спросить:

– А почему же нет именно такого глагола?

Поскольку дети сами не смогут ответить на этот вопрос, можно объяснить разницу значений в каждой паре глаголов совершенного и несовершенного вида, не пользуясь терминами. Возьмите любую пару глаголов, например съезжать с горы и съехать с горы, и спросите:

– Чем отличаются глаголы в словосочетаниях съезжать с горы и съехать с горы?

В каком случае речь идет о действии, которое происходит на наших глазах, которое еще не закончилось? В каком случае речь идет о действии, которое уже совершилось?

Дети поймут, что глагол съезжать рассказывает о еще происходящем действии, а глагол съехать – о действии совершённом.

III.4. После этого можно перейти к обобщению:

– Поднимите руки те, кто работал с глаголами, которые рассказывают о действиях, которые еще не закончились.

– А кто работал с глаголами, которые сообщают об уже совершенных действиях?

И лишь на третьем шаге можно вернуться к интересующей нас паре глаголов (разъезжать – разъехать) и спросить:

Что означает глагол разъезжать (разъезжать по площади)? Это значит часто или много ездить (по площади). Чтобы передать смысл повторяемости действия, нужна такая форма глагола, которая указывает на то, что действие еще не закончилось, то есть форма разъезжать.

Если мы возьмем другую форму глагола (разъехать), с помощью которой всегда говорится об уже законченном действии, получится нелепость. Поэтому глагола этой формы с такой приставкой просто не существует.

IV. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 22 (с.28– 29).

VI. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: