Задачи урока:
Закреплять умения
– определять склонение и падеж существительного;
– выделять основу предложений, задавать падежные и смысловые вопросы, определять
падежи существительных и находить в предложениях обстоятельства;
– осуществлять словообразовательный анализ.
Формировать познавательные УУД:
– сравнивать языковые явления и обобщать.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с. 154–158); Рабочая тетрадь 1.
I. Определение задач урока.
II. С. 154–155. Упражнение 158. Выполняя это задание, дети используют умения определять склонение существительных, находить словосочетания по заданным грамматическим свойствам. выделять основу предложений; находить словосочетания с главным словом, выраженным глаголом, и словосочетания с зависимым словом, выраженным прилагательным;
Учатся ставить вопросы от главного слова к зависимому.
II.1. Дети читают отрывок из текста.
Учитель спрашивает детей о том, что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится существительное. (Существительное надо поставить в начальную форму, т. е. в И. п. единственного числа.)
II.2. Выписывают из текста по три существительных на каждое склонение.
II.3. Записывают первые два предложения текста. Выделяют основу в каждом предложении.
II.4. Выписывают из предложений словосочетания, в которых командуют глаголы.
Оформляется запись словосочетаний следующим образом: наступила (в чем? где?) в лесу;
рассыпались (в чем? где?) в небе.
Учитель может спросить: ≪Каким членом предложения является существительное в лесу, в небе?≫
II.5. Затем дети выписывают словосочетания с прилагательными, в скобках пишут вопросы от главного слова к зависимому:
в небе (каком?) темном;
звезды (какие?) яркие;
звезды (какие?) зимние;
по скатерти (какой?) алмазной;
ласки (какие?) легкие;
над сугробами (какими?) снежными.
III. С. 155–156. Упражнение 159. Цель этого упражнения – формирование умения выделять
основу предложений, задавать падежные и смысловые вопросы, определять падежи
существительных и находить в предложениях обстоятельства.
III.1. Списывание текста.
III.2. После списывания дети подчеркивают главные члены предложения. От главных слов
задают падежные и смысловые вопросы и таким образом находят обстоятельства:
завивается (над чем? где?) над бугром;
завивается (чем? как?) вихром;
завился (над чем? где?) над елкой;
завился (чем? как?) челкой.
IV. С. 156–157. Упражнение 160. На примере стихотворения И. Бунина дети открывают для себя, что глагол кроме значения действия и существительное кроме значения предмета могут иметь значение признака.
IV.1. Перед тем как дети начнут выполнять задание, учителю следует задать вопросы: что обозначает глагол, что обозначает существительное и что обозначает прилагательное?
IV.2. Затем дети читают текст, отыскивают требуемые слова и показывают, как они образованы:
син/ий → си[н']/; си[н']/ + -е- + -ть = син/е/ть;
бел/ый → бел/; бел/ + -изн- + -а = бел/изн/а.
IV.3. Далее необходимо сделать вывод, что слова со значением признака образуются от имен прилагательных.
V. С. 157. Упражнение 161. Данное упражнение содержит целый комплекс заданий с существительными м. р. II склонения: определяют их род, склонение, одушевленность/неодушевленность, находят среди них слова с ударными падежными окончаниями, делают словообразовательный анализ сложных слов, повторяют орфограммы ≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫ и ≪сложные слова с буквой соединительного гласного≫.
V.1. Сначала дети находят слова на букву -Б в Обратном словаре.
V.2. определяют род, склонение, одушевленность/неодушевленность слов из Обратного словаря (с. 166).
Одушевленные: краб, ястреб, лесоруб, жизнелюб, книголюб, правдолюб.
Неодушевленные: хлеб, гриб, ушиб, ромб, лоб, сугроб, микроб, герб, дуб, зуб, клуб, ледоруб.
Учитель может пояснить, что ледоруб – это топорик, применяемый альпинистами при восхождении (Лопатин В. В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М., Изд-во ≪Русский язык≫, 2002. – С. 280).
V.3. Далее дети склоняют слова краб и гриб. Падежные окончания существительного гриб
ударные. Ученики находят в списке другие слова с ударными падежными окончаниями. Это
существительные лоб и герб. Интересно отметить, что все слова с основой на -Б содержат орфограмму ≪парный по
звонкости/глухости согласный на конце слова≫.
V.4. Затем дети выписывают все сложные слова, подчеркивая букву соединительного
гласного. Для трех сложных слов на выбор учащиеся записывают исходные слова.
Например: ледоруб (лед, рубить), лесоруб (лес, рубить), жизнелюб (жизнь, любить), книголюб, правдолюб.
VI. С. 158. Упражнение 162. В данном упражнении дети применяют знание орфограмм:
≪И/Ы после шипящих в окончаниях слов≫,
≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫,
≪безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением≫,
≪разделительный Ь≫, а также умение выделять словосочетания, определять падежи существительных, делать словообразовательный анализ родственных слов.
VI.1. После списывания и объяснения написания орфограмм ученики отвечают, какие сказуемые пропущены в неполных предложениях.
VI.2. Затем называют словосочетания с существительным дорога, задают к этому слову вопросы, определяют его падежи.
В ряду однокоренных слов находят исходное слово и письменно проводят
словообразовательный анализ:
пеш/ий → пеш/;
пеш/ + -к- + -а = пеш/к/а;
пеш/ + -от- + -а = пех/от/а (здесь чередование согласного в корне: пе[ш]/пе[х])
Это чередование лучше подтвердить известными словами:
смех – смешки; потеха – потешный; горох – горошина.
VII. Домашнее задание: тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 107 (с.94).
VIII. Итог урока.