Урок 20. Работа с картиной. Главное переживание автора, выраженное в тексте

Задачи урока:

Учиться

– вглядываться в детали картины;

– определять тему картины и главное переживание автора;

– составлять и использовать план для устного рассказа по картине;

– понимать содержательность названия живописного произведения.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с. 19–20; 20–21), «Литературное чтение».

 

I. Дети находят в учебнике «Литературное чтение» в «Музейном Доме» картину Клода Моне

«Прогулка».

Ученики рассматривают репродукцию.

II. Обсуждают вопросы к репродукции в упражнении 6.

Приведем примерные ответы на вопросы.

1. Автор хотел рассказать о прогулке дамы с ребенком или поделиться своим впечатлением об особом дне?

Дети обнаружат, что лица дамы и ребенка, детали их одежды не проработаны; контуры их фигур немного размыты.

Нужно подвести школьников к мысли, что художника интересовало пейзажное окружение фигур, свет и воздух вокруг них.

2. В чем же необычность этого дня? Какое время года писал художник? Постарайся как можно точнее рассказать о погоде в этот день.

Художник изображает солнечный день в середине или в конце лета (трава довольно высокая, цветущая и уже выгоревшая на солнце). Необычность этого дня в том, что он одновременно солнечный, жаркий и очень ветреный. Благодаря быстрому движению облаков по небу и колышущейся от ветра травы создается впечатление свежести и простора.

3. Для чего даме зонтик: она боится дождя или защищается от солнца? Как художник показывает нам, что погода ветреная?

Нужно обратить внимание детей на солнечные блики на одежде людей и на траве. Дети должны отметить, что дама закрывает зонтом лицо от солнечных лучей, на мальчике – широкополая шляпка, которая тоже защищает от солнца. Можно объяснить школьникам, что есть специальные зонты от солнца, которые делают из легкой, промокаемой, но плотной ткани. То, что погода ветреная, видно по тому, как юбка спиралью закручивается вокруг женской фигуры, как пригибается и колышется трава, как быстро проносятся по небу легкие облачка.

4. Вернись к названию картины. Как ты думаешь, оно выражает тему картины или впечатление, переживание автора?

Школьники вспомнят, что картина называется «Прогулка». Это название выражает тему картины, так как на ней изображена именно прогулка дамы с

ребенком. Если же говорить о впечатлении, которым делится с нами художник, то это впечатление свежести солнечного и одновременно ветреного летнего дня.

5. Сначала составь и запиши план своего рассказа. А затем расскажи о тех впечатлениях, которыми поделился с нами художник.

III. Примерный план устного рассказа по картине может быть таким:

1. Что изображено на картине?

2. Чем необычен летний день, который изобразил художник?

3. Какими впечатлениями хотел поделиться с нами автор?

 

Задачи урока:

Формировать

  • умение различать тему и основную мысль текста.
  • представление, что текст может быть написан как для выражения какой-то основной мысли, так и для передачи какого-то главного переживания, впечатления.

Школьники вместе с учителем выполняют упражнение 7.

Смысл этого упражнения в том, чтобы дети продолжили учиться определять тему, различать

основную мысль и главное переживание автора, которое в нем выражено. Первый блок (первые два абзаца) вопросов направлен на то, чтобы дети обратили внимание практически на каждое предложение текста.

Тема этого текста определяется по первому предложению: это рассказ о хорошем, погожем дне. Затем школьники придут к выводу, что выделенные предложения выражают главное переживание автора: его желание насладиться каждой минутой солнечного теплого дня, который неожиданно появился среди пасмурной осени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: