double arrow

Урок 15. Научно-популярный текст

Задачи урока:

– Познакомиться с определением научно-популярного текста.

– составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая

нужное из двух текстов, близких по проблематике. Пособия для урока: Учебник «Русский

язык», ч.2 (с.84–87).

 

I. В ходе выполнения упражнения 36 школьники познакомятся с двумя текстами на

сходную тему: Как живут и питаются звери зимой, Жизнь зверей весной.

Работая с первым текстом, дети определят, что речь в нем идет о жизни белки, лисицы и волка

зимой. После этого школьникам нетрудно будет разделить текст на части по смыслу.

Может получиться три или четыре (если первые два предложения выделить в

самостоятельный абзац-вступление) части.

II. Затем учащиеся отметят, что научная информация в тексте излагается просто и

занимательно, а точные научные сведения (например: Питается белка семенами еловых шишек

и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени или Зимой волки живут стаями по

10–12 особей) сочетаются с такими словами и выражениями, которые могут быть использованы

только в художественном тексте (например: Лисица зимой как бы в валенках… и др.).

III. После такой подготовительной, исследовательской работы школьники познакомятся с

определением научно-популярного текста.

IV. Когда дети прочитают второй текст, они обнаружат, что речь в нем идет о том, как

медведи, белки и лисы выращивают свое потомство весной.

V. После этого школьники должны доказательно объяснить, почему этот текст можно

назвать научно-популярным.

Дети должны обнаружить, что в тексте точная научная информация сочетается с живым и

интересным изложением.

VI. В заключение этой работы каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, составит

два сообщения (один из учеников – о лисе, а другой – о белке), выбирая из текстов 1 и 2 только

нужные сведения.

(Это задание позволяет подготовить детей к написанию рефератов в средней и старшей школе,

учит школьников использовать несколько источников для составления наиболее полного

сообщения (доклада)).

VII. Дома подготовить сообщение о том из животных, о ком слушал сообщение соседа по

парте.

 

Урок 16. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ПОДВИЖНЫМ И НЕПОДВИЖНЫМ УДАРЕНИЕМ

Задачи урока: Закрепить

– представление о существовании разных форм одного и того же слова, одинаковых по

написанию, но отличающихся местом ударения;

– правописание слов с безударными гласными в корнях слов и способы проверки их написания.

Формировать:

– умение различать слова с неподвижным ударением для грамотной письменной речи

(словарные слова, которые нельзя проверить, и их родственники) и правильной устной речи.

 

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.41–42); Рабочая тетрадь №2.

 

I. С. 41. Упражнение 40. Цель упражнения – продолжить формирование умения определять

падеж существительных.

На материале этого упражнения дети вспоминают о существовании разных форм одного и того

же слова, одинаковых по написанию, но отличающихся местом ударения (существительные с

подвижным ударением).

I.1. Дети списывают текст, определяя падеж выделенных слов и вставляя пропущенные

буквы.

Над землей (Т.п.), за горизонт (В.п.), в землю (В.п.), на тучах (П.п.), над далью (Т.п.), землю

(В.п.).

I.2. Затем выписывают подчеркнутое слово, определяют его число и падеж, ставят в форму

Р.п. ед.ч.: грозы (мн.ч., И.п.) – грозы (Р.п., ед.ч.).

Учитель предлагает произнести вслух две формы одного и того же слова.

После того как дети ответят на вопрос, чем они отличаются (местом ударения), они ставят знак

ударения на письме.

I.3. В последнем предложении учащиеся подчеркивают основу: гром (подлежащее)

перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает (однородные сказуемые). Учитель

может обратить внимание на знаки препинания в этом предложении.

II.1. 42. Упражнение 41. Читается Плакат Летучей Мыши, который еще раз напоминает

детям, что есть существительные с подвижным и неподвижным ударением.

II.2. На примерах дети учатся определять, какие существительные имеют подвижное

ударение, а какие – неподвижное.

Сравнивая между собой столбики на плакате, дети могут видеть, что в 1-м столбике

приведены примеры слов с подвижным ударением, а во 2-м – с неподвижным.

II.3. Затем сравнивают слова внутри каждого столбика.

В 1-м столбике в 1-й ячейке у существительного в начальной форме (И.п. ед.ч.) ударение

падает на корень слова (на первый слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на окончание

(на последний слог).

Во 2-й ячейке 1-го столбика, наоборот, в форме И.п. ед.ч. ударение падает на окончание

существительного (на последний слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на корень (на

первый слог).

Во 2-м столбике в 1-й ячейке существительное с неподвижным ударением, которое падает на

корень слова (на первый слог), а во 2-й ячейке – существительное с неподвижным ударением на

окончание (на последний слог).

III. С. 42. Упражнение 42. На примерах из этого упражнения дети учатся самостоятельно

определять, у каких существительных подвижное ударение, а у каких – неподвижное.

III.1. Выполняя задание, учащиеся классифицируют слова по

признаку подвижности/неподвижности ударения. Для этого они произносят каждое из слов сначала в форме ед.ч., а затем в форме мн.ч., в

каждом случае отмечая, на какое место в словоформе падает ударение.

III.2. В тетрадях они заполняют таблицу, подобную таблице из упражнения 41. При

этом учащиеся устно объясняют, почему они вписывают слово в ту или иную ячейку.

 

Существительные с подвижным

ударением

Существительные с неподвижным

ударением

мост – мосты песня – песни

хвост – хвосты лестница – лестницы

семья – семьи скамья – скамьи

ремесло – ремесла полынья – полыньи

 

IV.Домашнее задание: упражнение 23 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 23). V.

Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: