Задачи урока:
– Познакомиться с определением научно-популярного текста.
– составлять сообщение научно-популярного характера на заданную тему, выбирая
нужное из двух текстов, близких по проблематике. Пособия для урока: Учебник «Русский
язык», ч.2 (с.84–87).
I. В ходе выполнения упражнения 36 школьники познакомятся с двумя текстами на
сходную тему: Как живут и питаются звери зимой, Жизнь зверей весной.
Работая с первым текстом, дети определят, что речь в нем идет о жизни белки, лисицы и волка
зимой. После этого школьникам нетрудно будет разделить текст на части по смыслу.
Может получиться три или четыре (если первые два предложения выделить в
самостоятельный абзац-вступление) части.
II. Затем учащиеся отметят, что научная информация в тексте излагается просто и
занимательно, а точные научные сведения (например: Питается белка семенами еловых шишек
и запасами грибов и орехов, заготовленных с лета и осени или Зимой волки живут стаями по
10–12 особей) сочетаются с такими словами и выражениями, которые могут быть использованы
|
|
только в художественном тексте (например: Лисица зимой как бы в валенках… и др.).
III. После такой подготовительной, исследовательской работы школьники познакомятся с
определением научно-популярного текста.
IV. Когда дети прочитают второй текст, они обнаружат, что речь в нем идет о том, как
медведи, белки и лисы выращивают свое потомство весной.
V. После этого школьники должны доказательно объяснить, почему этот текст можно
назвать научно-популярным.
Дети должны обнаружить, что в тексте точная научная информация сочетается с живым и
интересным изложением.
VI. В заключение этой работы каждая пара учащихся, сидящих за одной партой, составит
два сообщения (один из учеников – о лисе, а другой – о белке), выбирая из текстов 1 и 2 только
нужные сведения.
(Это задание позволяет подготовить детей к написанию рефератов в средней и старшей школе,
учит школьников использовать несколько источников для составления наиболее полного
сообщения (доклада)).
VII. Дома подготовить сообщение о том из животных, о ком слушал сообщение соседа по
парте.
Урок 16. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С ПОДВИЖНЫМ И НЕПОДВИЖНЫМ УДАРЕНИЕМ
Задачи урока: Закрепить
– представление о существовании разных форм одного и того же слова, одинаковых по
написанию, но отличающихся местом ударения;
– правописание слов с безударными гласными в корнях слов и способы проверки их написания.
Формировать:
– умение различать слова с неподвижным ударением для грамотной письменной речи
(словарные слова, которые нельзя проверить, и их родственники) и правильной устной речи.
|
|
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.41–42); Рабочая тетрадь №2.
I. С. 41. Упражнение 40. Цель упражнения – продолжить формирование умения определять
падеж существительных.
На материале этого упражнения дети вспоминают о существовании разных форм одного и того
же слова, одинаковых по написанию, но отличающихся местом ударения (существительные с
подвижным ударением).
I.1. Дети списывают текст, определяя падеж выделенных слов и вставляя пропущенные
буквы.
Над землей (Т.п.), за горизонт (В.п.), в землю (В.п.), на тучах (П.п.), над далью (Т.п.), землю
(В.п.).
I.2. Затем выписывают подчеркнутое слово, определяют его число и падеж, ставят в форму
Р.п. ед.ч.: грозы (мн.ч., И.п.) – грозы (Р.п., ед.ч.).
Учитель предлагает произнести вслух две формы одного и того же слова.
После того как дети ответят на вопрос, чем они отличаются (местом ударения), они ставят знак
ударения на письме.
I.3. В последнем предложении учащиеся подчеркивают основу: гром (подлежащее)
перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает (однородные сказуемые). Учитель
может обратить внимание на знаки препинания в этом предложении.
II.1. 42. Упражнение 41. Читается Плакат Летучей Мыши, который еще раз напоминает
детям, что есть существительные с подвижным и неподвижным ударением.
II.2. На примерах дети учатся определять, какие существительные имеют подвижное
ударение, а какие – неподвижное.
Сравнивая между собой столбики на плакате, дети могут видеть, что в 1-м столбике
приведены примеры слов с подвижным ударением, а во 2-м – с неподвижным.
II.3. Затем сравнивают слова внутри каждого столбика.
В 1-м столбике в 1-й ячейке у существительного в начальной форме (И.п. ед.ч.) ударение
падает на корень слова (на первый слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на окончание
(на последний слог).
Во 2-й ячейке 1-го столбика, наоборот, в форме И.п. ед.ч. ударение падает на окончание
существительного (на последний слог), а в форме И.п. мн.ч. ударение переходит на корень (на
первый слог).
Во 2-м столбике в 1-й ячейке существительное с неподвижным ударением, которое падает на
корень слова (на первый слог), а во 2-й ячейке – существительное с неподвижным ударением на
окончание (на последний слог).
III. С. 42. Упражнение 42. На примерах из этого упражнения дети учатся самостоятельно
определять, у каких существительных подвижное ударение, а у каких – неподвижное.
III.1. Выполняя задание, учащиеся классифицируют слова по
признаку подвижности/неподвижности ударения. Для этого они произносят каждое из слов сначала в форме ед.ч., а затем в форме мн.ч., в
каждом случае отмечая, на какое место в словоформе падает ударение.
III.2. В тетрадях они заполняют таблицу, подобную таблице из упражнения 41. При
этом учащиеся устно объясняют, почему они вписывают слово в ту или иную ячейку.
Существительные с подвижным
ударением
Существительные с неподвижным
ударением
мост – мосты песня – песни
хвост – хвосты лестница – лестницы
семья – семьи скамья – скамьи
ремесло – ремесла полынья – полыньи
IV.Домашнее задание: упражнение 23 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 23). V.
Итог урока.