Урок 13. Правописание безударных окончаний существительных II склонения в П. П. В единственном числе

Задачи урока:

Закрепить умения:

– выделять основу предложения и словосочетания;

– выполнять звукобуквенный разбор;

– проверять написание безударных гласных в окончаниях существительных способом

подстановки. Формировать:

– умения определять и отличать друг от друга формы существительных Д.п. и П.п. I и II

склонения и правильно писать их окончания. коммуникативные УУД:

– активизировать нормативное использование местоимений в речевой деятельности;

– формулировать выводы;

– организовывать инициативное сотрудничество.

 

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.35–37); Рабочая тетрадь №2.

 

I. С. 35. Упражнение 33. Цель этого упражнения – продолжить формирование умения ставить

падежные и смысловые вопросы от главного слова к зависимому в словосочетаниях,

обосновывать написание безударных окончаний существительных.

I.1. Работая над заданием, дети выписывают следующие словосочетания: живу

(в ком? в чем? где?) в зверинце (II скл., ед.ч., П.п.); ревматизм (в ком? в чем?

где?) в мизинце (II скл., ед.ч., П.п.).

I. 2.Указав склонение, число и падеж выделенных существительных, учащиеся объясняют

написание их окончаний. При этом они могут пользоваться как таблицей, так и опорными

словами.

II. С. 36. Упражнение 34. Данное упражнение направлено на закрепление умений определять

склонение, число, падеж существительных II скл., объяснять написание их окончаний, а также

выделять основу предложений, определять род глаголов в прошедшем времени и делать

звукобуквенный разбор слов. Таким образом, упражнение содержит комплекс разнообразных

заданий.

II.1. Списывая текст, слова с пропущенными буквами дети запишут так: собака,

по городскому, цветочки, бродил.

II.2. У выделенных цветом существительных ученики определяют склонение,

число, падеж: в цилиндре (II скл., ед.ч., П.п.), во фраке (II скл., ед.ч., П.п.), во

мраке (II скл., ед.ч., П.п.).

Учитель может предложить им объяснить написание окончаний при помощи таблицы или

опорных слов.

II.3. После этого дети находят и подчеркивают в тексте стихотворения личные

местоимения, устно называя существительные, которые они заменяют:

она (собака), еѐ (собаку), он (господин).

II.4. В каждом предложении ученики подчеркивают основу: собака бегала; она

нюхала и пела; господин увидел; он бродил и тосковал.

II.5. Подчеркнутые слова учащиеся записывают в начальной форме по

вариантам и выполняют их звукобуквенный разбор.

Фрак, [фрак]. ф –[ ф] – согл. глух. парный ([ф/в]), тверд. парный

([ф/ф’]). р –[р] – согл. звон. непарный, тверд. парный

([р/р’]). а –[а] – гласн. ударн.

к –[к] – согл. глух. парный ([г/к]), тверд. парный ([к/к’]). 4

б., 4 зв., 1 слог.

Мрак, [мрак].

м –[м] – согл. звон. непарный, тверд. парный ([м/м’]).

р –[р] – согл. звон. непарный, тверд. парный ([р/р’]).

а –[а] – гласн. ударн.

к – [к] – согл. глух. парный ([г/к]), тверд. парный ([к/к’]). 4

б., 4 зв., 1 слог.

III. С. 36–37. Упражнение 35. Упражнение направлено

на формирование умения определять и отличать друг от

друга формы существительных Д.п. и П.п. I и II склонения

и правильно писать их окончания.

III.1. В результате выполнения упражнения дети запишут следующий текст:

Говорила Кошка Кошке (I скл., ед.ч., Д.п.):

–Что вы тащите в лукошке (II скл., ед.ч., П.п.)?

Интересно посмотреть!

Кошка Кошке (I скл., ед.ч., Д.п.) отвечала:

– Это мыло и мочало,

В баньке (I скл., ед.ч., П.п.) спину потереть!

И сказала Кошке (I скл., ед.ч., Д.п.) Кошка:

– Чем неправду говорить,

Лучше было бы лукошко

Хоть листочками

прикрыть!

Кошки думают о бане (I скл., ед.ч., П.п.),

Как верблюды о сметане (I скл., ед.ч., П.п.),

И мочалка им нужна,

Как мышонок для слона!

Вы домой идѐте с рынка,

А в лукошке (II скл., ед.ч., П.п.) –

с маслом (II скл., ед.ч., Т.п.)

крынка.

Обе кошки рядом жили,

Но друг с дружкой не дружили.

III.2. Затем учитель предлагает выполнить задание после текста стихотворения.

Ученики вновь обращаются к таблице на с. 6.

Отвечая на вопрос учебника, они замечают, что у существительных I скл. в Д.п. и П.п.

одинаковое окончание -е (как, впрочем, и в П.п. у существительных II скл.).

После этого учитель может обратить внимание детей на те предлоги, которые употреблены в

стихотворении с существительными.

IV. Домашнее задание: Учебник, ч. 3, упражнение 32.

V. Итог урока.

 

Комментарии к домашней работе

С. 34–35. Упражнение 32. Контрольная работа. Это упражнение – итог повторения изученных

орфограмм, а также проверка того, как усвоен алгоритм определения безударных падежных окончаний существительных. Кроме того, от детей потребуется продемонстрировать умение

проводить словообразовательный разбор слов и разбор предложений по членам предложения.

Правописание слов: стояла, поздняя, осень, с деревьев, давно, облетели, листья, на верхушке,

яблони, висело, в эту, осеннюю, бежал, по лесу, Заяц, увидел, высоко, висит, не допрыгнешь, на

елке, сидит, Ворона, смеется, перелетела, с елки, на яблоню.

Словообразовательный разбор слов верхушка и перелететь:

верх/ → верх/ + ушк + … = верхушк/а; лететь

→ пере + лететь = перелететь.

Разбор по членам предложения:

Стояла (сказуемое) поздняя (определение) осень (подлежащее).

Ворона (подлежащее) перелетела (сказуемое) с елки (обстоятельство) на яблоню

(обстоятельство) и сорвала (сказуемое) яблоко (дополнение).

Выполняя разбор, дети подчеркивают члены предложения соответствующими линиями.

После выполнения контрольной работы дети могут сделать взаимную проверку в парах. Затем –

работу над ошибками, которой нужно уделить особое внимание на уроке, показав на конкретных

примерах по каждой орфограмме, как это делать.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: