Урок 21. Часть 1 (0,5 часа). Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков

Задачи урока:

– закреплять умение производить словообразовательный анализ слов;

– формировать орфографический навык при работе со словами, пришедшими из других

языков.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.55–57); Рабочая тетрадь 2. I.

Оргмомент.

II. Работа со словарными словами СЕВЕР, ЮГ, ВОСТОК, ЗАПАД (Р. т., У. 31; с. 30–31).

Упражнение 31

Цель: учиться писать новые словарные слова; формировать орфографический навык; учиться

делать словообразовательный анализ слов. Рассуждения ученика

Вписываю новые словарные слова, подчеркиваю буквы, написание которых надо запомнить: на

север, на запад, на восток.

Вставляю пропущенные окончания: на площади (на степи), на каланче (на земле), у будки (у

земли).

Выделенные слова являются именами прилагательными и входят в следующие словосочетания:

На площади (какой?) базарной

На каланче (какой?) пожарной

Базарный

Базар/ + н+ый=базарный

Пожарный

Пожар/+ н + ый= пожарный

III. С. 55–66. Этот раздел знакомит детей со словами, пришедшими из греческого языка и

имеющими удвоенную букву согласного.

С. 57. Упражнение 58. Перед записью текста дети с помощью учителя должны уяснить, что во

всех словах, где нужно выбрать, одну букву писать или две, пишутся удвоенные буквы согласных.

Часть 2 (0,5 часа).

Развитие речи.

 

УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ

Задачи урока:

– выяснить, что многие из знакомых им авторов сочетают в себе талант писателя и знания

ученого.

– на примере пейзажа Ивана Шишкина уяснить, как талант живописца сочетается с

точными научными знаниями о природе.

Пособия для урока: Учебники «Русский язык», ч. 2 (с. 88–89), «Литературное чтение».

I. Сначала дети вспомнят (или выяснят, пролистав учебники Развитие речи и

Литературное чтение) и назовут, какие рассказы Михаила Пришвина, Ивана СоколоваМикитова,

Николая Сладкова им знакомы.

II. После этого нужно обратить их внимание на то, что среди художников нередко

встречаются люди, которые являются еще и учеными, знатоками природы, и предложить

рассмотреть один из пейзажей Ивана Шишкина.

III. Обсуждение мыслей, основанных на организованном наблюдении 1) Найди в

Музейном доме картину Шишкина Дубовая роща.

2) Ты когда-нибудь видел(а) большие старые деревья?

Какой делается кора дерева с возрастом?

3) А что происходит с его ветвями?

4) Расскажи о дубах, которые изобразил художник.

Этот блок вопросов направлен на то, чтобы школьники внимательно рассмотрели деревья,

изображенные на картине, и заметили, что это старые деревья с огрубевшей потрескавшейся корой,

с причудливо изогнутыми ветвями. 5) Как ты думаешь, почему его заинтересовали именно эти деревья: ведь в лесу много

молодняка?

Дети могут ответить, что старые деревья большие, могучие, что они многое пережили, что у

каждого дерева есть своя история.

6) Можно ли сказать, что в лесу Ивана Шишкина интересуют только деревья? Что еще

привлекло его внимание?

Эти вопросы направлены на то, чтобы школьники еще раз внимательно рассмотрели картину.

Они обнаружат, что художник изобразил у подножия дубов лесные кустарники, травы, цветы.

Справа на первом плане картины можно разглядеть небольшой лесной пруд.

7) Художник не изобразил солнца. Что же помогает нам его увидеть?

Школьники заметят солнечные блики на стволах деревьев, на траве и земле.

8) Анишит Йокоповна сказала, что в картине дважды использован прием контраста. Ты

догадываешься, что она имела в виду? Учитывай размеры предметов и освещение.

Обсуждение предыдущих вопросов поможет детям догадаться, о чем идет речь. Они обнаружат

контраст освещенных солнцем и находящихся в тени стволов деревьев и участков земли, а также

школьники отметят контраст огромных старых деревьев и мелких лесных цветов на первом плане

картины.

9) Ты соглашаешься с тем, что Иван Шишкин – настоящий знаток природы? Как ты это

подтвердишь?

Нужно подвести учащихся к выводу, что Иван Шишкин очень внимательно и точно передает

облик как больших старых деревьев, так и каждого лесного растения и цветка.

IV. Домашнее задание: упражнение 33 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.32–33).

V. Итог урока. Упражнение 33

Цель: учиться писать слова с орфограммами; формировать умение определять значение

греческого корня ГРАММ.

Рассуждения ученика

Вставляю пропущенные буквы:

Уточните (точный), подтвердите (непроверяемый гласный), с грамматикой (со стеной), с

математикой (со стеной).

1. ГРАММ в значении «мелкая мера веса»: килограммы.

2. ГРАММ в значении «буква, слово»: грамматика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: