double arrow

Урок 17–18. БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. I И II СКЛОНЕНИЯ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ

Задачи уроков:

Повторить и систематизировать знания:

– о членах предложения;

– о склонениях имен существительных.

Закрепить правописание изученных орфограмм и способы проверки их написания. Формировать:

познавательные УУД:

– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;

– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.43–49); Рабочая тетрадь №2. I.

Оргмомент.

II. Работа со словарным словом МОЛОТОК (Р. т., У. 24; с. 24–25) и со словом ЭКСКУРСИЯ

(Р. т., У.27; с. 26–27).

III. С. 43. Упражнение 43. Цель данного упражнения – учить правильно писать безударные

падежные окончания существительных I скл. в форме ед.ч. Т.п.; отрабатывать правописание слов

с различными орфограммами.

Выполняя это упражнение, ребенок должен самостоятельно найти слова с пропущенными

безударными окончаниями (в тексте есть слова, у которых пропущены буквы в других частях

слова) и около этих слов в скобках указать склонение, число и падеж. Под подушкой (I скл., ед.ч.,

Т.п.), лес с кукушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), с лягушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), с лесниковой избушкой (I

скл., ед.ч., Т.п.), под подушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), велосипед качу, знакомой, опушкой (I скл.,

ед.ч., Т.п.).

Учитель может попросить детей еще раз назвать слова, у которых пропущены безударные

окончания, и назвать другую орфограмму, которая встретилась в этих словах. (Это парный

согласный в середине слова.)

IV.С. 43–44. Упражнение 44. Списывая текст, ученики в скобках указывают склонение, число,

падеж существительных с безударными окончаниями:

С веником (II скл., ед.ч., Т.п.),

под носом (II скл., ед.ч., Т.п.),

над ухом (II скл., ед.ч., Т.п.), в

кормушке (I скл., ед.ч., П.п.), с просом (II скл., ед.ч., Т.п.), в

сковородке (I скл., ед.ч., П.п.), в

балалайке (I скл., ед.ч., П.п.), на

подбородке (II скл., ед.ч.,Т.п.), у

дедушки (I скл., ед.ч., Р.п.).

Затем дети отыскивают в тексте восемь слов с проверяемым безударным гласным в корне и устно

подбирают к ним проверочные слова. Например:

1. Летает – лѐтчик

2. Подметает – мѐтлы

3. В башмаке – башмак

4. В кормушке – корм

5. Газированной – газ

6. В воде – воды

7. В рукаве – рукав

8. В сковородке – сковороды

9. На подбородке – бороды

10. В часах – час

В первой строфе учащиеся находят два существительных, у которых на конце произносится

одинаковый звук ([к]), а буквы пишутся разные, и выписывают их с проверочными словами:

потолок – потолком, потолки

порог – порогом, пороги

В первой и во второй строфах дети находят личные местоимения он и она, указывают их

лицо, число, род. (Он – 3-е л., ед.ч., м.р.; она – 3-е л., ед.ч., ж.р.)

V. С. 45. Упражнение 45. Дети списывают стихотворение, вставляют орфограммы и

подчеркивают сложные слова (землеройка-бурозубка). Затем они проводят

словообразовательный анализ слов:

хвостик – (хвост –хвост/; хвост/ + ик + … = хвостик) скорлупка

– (скорлуп/а –скорлуп/ + к + а = скорлуп/к/а)

 

VI. С. 45–46. Упражнение 46. Это упражнение направлено на повторение орфограммы

правописание сочетаний ЧА-ЩА≫ и на формирование навыка правописания падежных

окончаний существительных.

Среди слов с сочетаниями ЧА-ЩА учащиеся отыскивают слово с безударным гласным в

корне (на часок), объясняют его правописание.

Личное местоимение, которое должны найти дети, – мы (1-е л., мн.ч.).

VII. С. 46–47. Упражнение 47. Цель упражнения – формирование умения находить в тексте

существительные в форме П.п. ед.ч. и правильно их писать, повторение слов, в которых есть

чередование согласных с нулевым звуком.

Прочитав текст, дети находят существительные в П.п. ед.ч.:

на севере (II скл.), на вершине (I скл.), в пустыне (I скл.), в крае (II скл.), на утесе (II скл.). В

слове на вершине три орфограммы:

1) безударный гласный в корне (проверочное слово – верх),

2) буквосочетание ШИ,

3) безударное падежное окончание -е.

Затем дети записывают столбиком выделенные слова и, подбирая проверки, определяют, с

какими согласными чередуется нулевой звук в первых двух словах: солнца – солнышко,

солнечный ([-]/[л]) грустна – грустить, грусть ([-]/[т’]) прекрасная – прекрасен.

После этого они говорят, что в этих словах есть орфограмма непроизносимый согласный в

корне слова, и объясняют написание слов. Далее дети проводят звукобуквенный разбор слов край и утес.

VIII. С. 47. Упражнение 48. Перед тем как списывать текст, дети должны устно объяснить

написание всех подчеркнутых орфограмм. Это задание дается с

целью развития орфографической зоркости и повторения известных орфограмм.

При списывании первой части текста дети выделяют обращение (лес) запятыми. После этого

учащиеся определяют склонение и падеж всех существительных в ед.ч., выделяют окончания

падежных форм.

В слове старушка три орфограммы:

1) безударный гласный в корне, проверяемый ударением,

2) парный по звонкости/глухости согласный в середине слова (проверочное слово –

старушонка),

3) безударное падежное окончание I скл., Д.п. -е.

IX. С. 48. Упражнение 49. Выполняя это упражнение, дети повторяют орфограммы:

безударный гласный в корне,

парный по звонкости/глухости согласный в середине и на конце слова, безударное

падежное окончание.

После того как дети записали текст и указали склонение и падеж существительных с

безударными окончаниями, они подчеркивают словарные слова:

однажды, автобус, иней, мороз.

В конце учащиеся выполняют звукобуквенный анализ слова автобус.

X. С. 48–9. Упражнение 50. Задание данного упражнения – правильно записать пропущенные

безударные окончания у существительных I и II скл. ед.ч. П.п.

Для этого дети могут обратиться к таблице на с. 6.

В результате ученики должны самостоятельно дополнить вывод: у существительных I и II

склонения в ед.ч. в П.п. пишется окончание -е.

XI. Итог урока.

XII. Домашнее задание после урока 17: упражнение 25 (Тетрадь для самостоятельной

работы № 2; с. 25).

Домашнее задание после урока 18:

упражнение 26 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 25–26).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: