Задачи уроков:
Повторить и систематизировать знания:
– о членах предложения;
– о склонениях имен существительных.
Закрепить правописание изученных орфограмм и способы проверки их написания. Формировать:
познавательные УУД:
– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;
– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.43–49); Рабочая тетрадь №2. I.
Оргмомент.
II. Работа со словарным словом МОЛОТОК (Р. т., У. 24; с. 24–25) и со словом ЭКСКУРСИЯ
(Р. т., У.27; с. 26–27).
III. С. 43. Упражнение 43. Цель данного упражнения – учить правильно писать безударные
падежные окончания существительных I скл. в форме ед.ч. Т.п.; отрабатывать правописание слов
с различными орфограммами.
Выполняя это упражнение, ребенок должен самостоятельно найти слова с пропущенными
безударными окончаниями (в тексте есть слова, у которых пропущены буквы в других частях
слова) и около этих слов в скобках указать склонение, число и падеж. Под подушкой (I скл., ед.ч.,
|
|
Т.п.), лес с кукушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), с лягушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), с лесниковой избушкой (I
скл., ед.ч., Т.п.), под подушкой (I скл., ед.ч., Т.п.), велосипед качу, знакомой, опушкой (I скл.,
ед.ч., Т.п.).
Учитель может попросить детей еще раз назвать слова, у которых пропущены безударные
окончания, и назвать другую орфограмму, которая встретилась в этих словах. (Это парный
согласный в середине слова.)
IV.С. 43–44. Упражнение 44. Списывая текст, ученики в скобках указывают склонение, число,
падеж существительных с безударными окончаниями:
С веником (II скл., ед.ч., Т.п.),
под носом (II скл., ед.ч., Т.п.),
над ухом (II скл., ед.ч., Т.п.), в
кормушке (I скл., ед.ч., П.п.), с просом (II скл., ед.ч., Т.п.), в
сковородке (I скл., ед.ч., П.п.), в
балалайке (I скл., ед.ч., П.п.), на
подбородке (II скл., ед.ч.,Т.п.), у
дедушки (I скл., ед.ч., Р.п.).
Затем дети отыскивают в тексте восемь слов с проверяемым безударным гласным в корне и устно
подбирают к ним проверочные слова. Например:
1. Летает – лѐтчик
2. Подметает – мѐтлы
3. В башмаке – башмак
4. В кормушке – корм
5. Газированной – газ
6. В воде – воды
7. В рукаве – рукав
8. В сковородке – сковороды
9. На подбородке – бороды
10. В часах – час
В первой строфе учащиеся находят два существительных, у которых на конце произносится
одинаковый звук ([к]), а буквы пишутся разные, и выписывают их с проверочными словами:
потолок – потолком, потолки
порог – порогом, пороги
В первой и во второй строфах дети находят личные местоимения он и она, указывают их
лицо, число, род. (Он – 3-е л., ед.ч., м.р.; она – 3-е л., ед.ч., ж.р.)
V. С. 45. Упражнение 45. Дети списывают стихотворение, вставляют орфограммы и
|
|
подчеркивают сложные слова (землеройка-бурозубка). Затем они проводят
словообразовательный анализ слов:
хвостик – (хвост –хвост/; хвост/ + ик + … = хвостик) скорлупка
– (скорлуп/а –скорлуп/ + к + а = скорлуп/к/а)
VI. С. 45–46. Упражнение 46. Это упражнение направлено на повторение орфограммы
правописание сочетаний ЧА-ЩА≫ и на формирование навыка правописания падежных
окончаний существительных.
Среди слов с сочетаниями ЧА-ЩА учащиеся отыскивают слово с безударным гласным в
корне (на часок), объясняют его правописание.
Личное местоимение, которое должны найти дети, – мы (1-е л., мн.ч.).
VII. С. 46–47. Упражнение 47. Цель упражнения – формирование умения находить в тексте
существительные в форме П.п. ед.ч. и правильно их писать, повторение слов, в которых есть
чередование согласных с нулевым звуком.
Прочитав текст, дети находят существительные в П.п. ед.ч.:
на севере (II скл.), на вершине (I скл.), в пустыне (I скл.), в крае (II скл.), на утесе (II скл.). В
слове на вершине три орфограммы:
1) безударный гласный в корне (проверочное слово – верх),
2) буквосочетание ШИ,
3) безударное падежное окончание -е.
Затем дети записывают столбиком выделенные слова и, подбирая проверки, определяют, с
какими согласными чередуется нулевой звук в первых двух словах: солнца – солнышко,
солнечный ([-]/[л]) грустна – грустить, грусть ([-]/[т’]) прекрасная – прекрасен.
После этого они говорят, что в этих словах есть орфограмма непроизносимый согласный в
корне слова, и объясняют написание слов. Далее дети проводят звукобуквенный разбор слов край и утес.
VIII. С. 47. Упражнение 48. Перед тем как списывать текст, дети должны устно объяснить
написание всех подчеркнутых орфограмм. Это задание дается с
целью развития орфографической зоркости и повторения известных орфограмм.
При списывании первой части текста дети выделяют обращение (лес) запятыми. После этого
учащиеся определяют склонение и падеж всех существительных в ед.ч., выделяют окончания
падежных форм.
В слове старушка три орфограммы:
1) безударный гласный в корне, проверяемый ударением,
2) парный по звонкости/глухости согласный в середине слова (проверочное слово –
старушонка),
3) безударное падежное окончание I скл., Д.п. -е.
IX. С. 48. Упражнение 49. Выполняя это упражнение, дети повторяют орфограммы:
безударный гласный в корне,
парный по звонкости/глухости согласный в середине и на конце слова, безударное
падежное окончание.
После того как дети записали текст и указали склонение и падеж существительных с
безударными окончаниями, они подчеркивают словарные слова:
однажды, автобус, иней, мороз.
В конце учащиеся выполняют звукобуквенный анализ слова автобус.
X. С. 48–9. Упражнение 50. Задание данного упражнения – правильно записать пропущенные
безударные окончания у существительных I и II скл. ед.ч. П.п.
Для этого дети могут обратиться к таблице на с. 6.
В результате ученики должны самостоятельно дополнить вывод: у существительных I и II
склонения в ед.ч. в П.п. пишется окончание -е.
XI. Итог урока.
XII. Домашнее задание после урока 17: упражнение 25 (Тетрадь для самостоятельной
работы № 2; с. 25).
Домашнее задание после урока 18:
упражнение 26 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с. 25–26).