Урок 19. Часть 1 (0,5 часа). Слова с удвоенной буквой согласного в середине слова

Задачи урока:

Закреплять умения

– правильного употребления и написания изученных словарных слов;

находить/определять

– словарное слово в предложении;

– ошибкоопасное место в слове; Формировать:

познавательные УУД:

– осуществлять сравнение и выделять общее и различное; регулятивные УУД:

– уметь отличать проверяемые и непроверяемые написания, проверяя место ударения в

словах.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.49–51); Рабочая тетрадь 2. Пособие для учителя: Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 класс:

Методическое пособие – М. Академкнига/Учебник, 2011 (Тексты «Машины на наших улицах» (с.

26–27) или «Как хлеб убирают» (с. 61–62)).

 

I. Оргмомент.

II. Словарный диктант (проводится как выборочный диктант).

В каждом из предложенных текстов содержится значительное количество словарных слов: в

тексте «Машины на наших улицах» 9 словарных слов (с. 26–27, см. таблицу «Проверяемое

содержание курса»), 6 словарных слов в тексте «Как хлеб убирают» (с. 61–62, см. таблицу

«Проверяемое содержание курса»).

(Возможны для таких диктантов и такие тексты сборника, в которых содержится по четыре

словарных слова (см. с. 33–34; с. 88–89)).

Проводится выборочный диктант, чтобы по ходу чтения обучающиеся сами выбирали,

вспоминая словарные слова, какое слово записывать. (В сборнике проверочных и контрольных

работ для 1–2 класса приводится методика проведения выборочного диктанта: с. 19–20).

III. С. 49. Перед чтением текста на с. 49–50 учитель может предложить детям ответить на

вопрос: какие иностранные языки им известны?

В ответ они называют разные языки и страны, где они употребляются. При этом есть

вероятность, что дети скажут о французском языке и что на нем говорят во Франции.

После того как дети прочитают, что слова миллион и тонна≫ означают единицы

измерения, их можно спросить, какие еще разрядные единицы (тысяча, миллиард) и единицы

массы (грамм, килограмм, центнер) им известны из математики.

Перед записью указанных двух слов ученики отмечают, что в них встречается орфограмма

удвоенная буква согласного в середине слова.

Затем дети знакомятся с интересными сведениями об особенностях ударения во французском

языке.

IV. С. 50. Далее дети знакомятся еще с четырьмя словами французского происхождения.

Текст учебника знакомит учеников с постановкой ударения в этих словах, с этимологией слова

терраса, что поможет им запомнить написание этого слова.

Также они узнают два лексических значения данного существительного.

V. С. 51. Упражнение 51. Цель упражнения – закрепить умение правильного употребления

и написания изученных четырех слов.

VI. Домашнее задание: упражнение 29 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.28–

29). VII. Итог урока.

Упражнение 29

Цель: учить писать заимствованные слова с удвоенными согласными. Рассуждения

ученика.

По вертикали:

1. бассейн

2. терраса

По горизонтали:

2. тонна

3. миллион

4. пассажир

5. шоссе

 

Урок 20. ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ III СКЛОНЕНИЯ Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– ошибкоопасное место в слове, в предложении;

– родственные слова и формы слова;

Формировать

– навык написания безударных падежных окончаний существительных III склонения

ед.ч.

познавательные УУД:

– иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений;

– осуществлять сравнение и выделять устойчивые выражения, которые используются в

переносном значении; регулятивные УУД:

– осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.51–55); Рабочая тетрадь 2. I.

Оргмомент.

II. Работа со словарным словом КРОВАТЬ (Р. т., У. 30; с. 29–30).

Упражнение 30

Цель: познакомить с написанием нового словарного слова; продолжить формировать умение

находить разные формы одного слова; учить находить слова с орфограммой «безударный

гласный в корне слова, проверяемый ударением». Рассуждения ученика

Новое словарное слово: кровать. В тексте есть и другая форма этого слова: с кровати (III

скл., ед.ч., Р.п.).

Слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением: привязала (привЯжет),

к хвосту (хвост), хорошо (хорОший), отдыхать (Отдых), на лету (полёт), задремав (дрЕмлет),

свалилась (вАлится).

С. 51. Упражнение 52. На материале данного упражнения учащиеся повторяют, какие

существительные относятся к III склонению.

В тексте им встретятся два таких слова – в форме П.п. и Р.п. Чтобы правильно записать их

окончания, можно обратиться к таблице на с. 6. Также здесь требуется знание других орфограмм.

III. Материал двух следующих упражнений позволит детям сформулировать вывод о том,

какие буквы пишутся в безударных падежных окончаниях существительных трех склонений в

П.п. ед.ч.

III.1. С. 51–52. Упражнение 53. В тексте детям встретятся существительные I, II и III

склонения в форме П.п., у которых нужно определить падежные окончания.

III.2. Затем дети находят словарные слова: вагон, трамвайный, пассажир, трамвай.

Среди них есть родственные слова: трамвай – трамвайный.

III.3. Определив, что выделенные слова – местоимения, ученики устно заменяют их

подходящими по смыслу существительными.

Проведя эту замену, дети могут сделать вывод, что выделенные слова – это разные формы

одного и того же слова. Как и заменившие их формы существительного, они отвечают на разные

падежные вопросы, в предложении являются соответственно подлежащим и дополнением.

III.4. С. 52–53. Упражнение 54. В этом упражнении встречаются существительные I и II

склонения в форме П.п., а также III склонения в Р.п.

После записи текста и определения склонения и падежа выделенных слов обращается внимание

на разницу в написании окончаний падежных форм в упражнениях 53 и 54:

у существительных III склонения в форме П.п. пишется окончание -и, а у существительных I и

II склонения в форме П.п. -е. Поэтому очень важно уметь правильно определить склонение и падеж

существительных! IV. Дети письменно дополняют вывод на с. 53 выводу: В окончаниях существительных I

и II скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в окончаниях существительных III скл. – буква И и

записывают его в тетрадь.

V. С. 53–54. Упражнение 55. Цель упражнения – помочь детям осознать разницу в

написании падежных окончаний существительных разных склонений в форме В.п., а также

познакомить с переносным значением фразеологического оборота куда глаза глядят.

IV. 1. После чтения текста учитель беседует с детьми о том, что устойчивое выражение

куда глаза глядят не следует понимать буквально.

IV.2. Затем учащиеся определяют число и падеж выделенных слов. Они обнаруживают, что

число и падеж у этих форм одинаковые, а окончания разные.

IV. 3. Размышления над последним вопросом упражнения приводят их к выводу, что и в

В.п. ед.ч. существительные разных склонений имеют разные окончания.

V. С. 54. Упражнение 56. Цель данного упражнения – научить детей по контексту

различать, когда словосочетание употреблено в буквальном значении, а когда – как устойчивое

выражение (т. е. в переносном смысле).

При работе над упражнением учитель может предложить детям объяснить значения тех

выделенных словосочетаний, которые употреблены в переносном значении, как устойчивые

выражения.

Дети под руководством учителя приходят к выводу, что устойчивыми, образными

выражениями являются те, которые используются в переносном значении.

VI. С. 55. Упражнение 57. Цель упражнения – контроль умения правильно писать падежные

окончания существительных, определив их склонение и падеж.

VI. 1.Здесь встречаются формы Т.п., П.п, Р.п. трех склонений

существительных. VI.2. Затем ученики находят две пары антонимов: радость –

печаль; злой – добрый.

VII. Домашнее задание: упражнение 32 (Тетрадь для самостоятельной

работы № 2; с.31–32). VIII. Итог урока.

Упражнение 32

Цель: учить писать существительные с безударными окончаниями; формировать умение

определять тип орфограммы.

Рассуждения ученика

В масле (ед.ч., II скл., П.п.), в тумане (ед.ч., II скл., П.п), в обмане (ед.ч., II скл., П.п), в кармане

(ед.ч., II скл., П.п), с лошади (ед.ч., III скл., Р.п.), с постели (ед.ч., III скл., Р.п.), без родины

(ед.ч., I скл., Р.п.), без песни (ед.ч., I скл., Р.п.), зайке (ед.ч., I скл., Д.п.), на чужбине (ед.ч., I

скл., П.п.), мудрости (ед.ч., III скл., Р.п.), кротости (ед.ч., III скл., Р.п.), при сытости (ед.ч.,

III скл., П.п.), при богатстве (ед.ч., II скл., П.п.).

Вывод: В окончаниях имён существительных I скл. и II скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в

окончаниях существительных III скл. – буква И.

Подчеркиваю синим карандашом слова, у которых пропущена орфограмма «безударный

гласный в корне, проверяемы ударением»:

Катается(катится), земля (зЕмли), свалился (свАлится), посадила (посАдит), ногой (нОги),

пенёк (пень), голод (голОдный).

Подчёркиваю жёлтым карандашом существительные с орфограммой «парный

звонкий/глухой согласный на конце слова»: мать, человек, волк, голод.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: