Задачи урока:
Закреплять умения
– правильного употребления и написания изученных словарных слов;
находить/определять
– словарное слово в предложении;
– ошибкоопасное место в слове; Формировать:
познавательные УУД:
– осуществлять сравнение и выделять общее и различное; регулятивные УУД:
– уметь отличать проверяемые и непроверяемые написания, проверяя место ударения в
словах.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.49–51); Рабочая тетрадь 2. Пособие для учителя: Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 класс:
Методическое пособие – М. Академкнига/Учебник, 2011 (Тексты «Машины на наших улицах» (с.
26–27) или «Как хлеб убирают» (с. 61–62)).
I. Оргмомент.
II. Словарный диктант (проводится как выборочный диктант).
В каждом из предложенных текстов содержится значительное количество словарных слов: в
тексте «Машины на наших улицах» 9 словарных слов (с. 26–27, см. таблицу «Проверяемое
содержание курса»), 6 словарных слов в тексте «Как хлеб убирают» (с. 61–62, см. таблицу
|
|
«Проверяемое содержание курса»).
(Возможны для таких диктантов и такие тексты сборника, в которых содержится по четыре
словарных слова (см. с. 33–34; с. 88–89)).
Проводится выборочный диктант, чтобы по ходу чтения обучающиеся сами выбирали,
вспоминая словарные слова, какое слово записывать. (В сборнике проверочных и контрольных
работ для 1–2 класса приводится методика проведения выборочного диктанта: с. 19–20).
III. С. 49. Перед чтением текста на с. 49–50 учитель может предложить детям ответить на
вопрос: какие иностранные языки им известны?
В ответ они называют разные языки и страны, где они употребляются. При этом есть
вероятность, что дети скажут о французском языке и что на нем говорят во Франции.
После того как дети прочитают, что слова миллион и тонна≫ означают единицы
измерения, их можно спросить, какие еще разрядные единицы (тысяча, миллиард) и единицы
массы (грамм, килограмм, центнер) им известны из математики.
Перед записью указанных двух слов ученики отмечают, что в них встречается орфограмма
удвоенная буква согласного в середине слова.
Затем дети знакомятся с интересными сведениями об особенностях ударения во французском
языке.
IV. С. 50. Далее дети знакомятся еще с четырьмя словами французского происхождения.
Текст учебника знакомит учеников с постановкой ударения в этих словах, с этимологией слова
терраса, что поможет им запомнить написание этого слова.
Также они узнают два лексических значения данного существительного.
V. С. 51. Упражнение 51. Цель упражнения – закрепить умение правильного употребления
|
|
и написания изученных четырех слов.
VI. Домашнее задание: упражнение 29 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.28–
29). VII. Итог урока.
Упражнение 29
Цель: учить писать заимствованные слова с удвоенными согласными. Рассуждения
ученика.
По вертикали:
1. бассейн
2. терраса
По горизонтали:
2. тонна
3. миллион
4. пассажир
5. шоссе
Урок 20. ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ III СКЛОНЕНИЯ Задачи урока:
Закреплять умения определять:
– ошибкоопасное место в слове, в предложении;
– родственные слова и формы слова;
Формировать
– навык написания безударных падежных окончаний существительных III склонения
ед.ч.
познавательные УУД:
– иллюстрировать изучаемые правила примерами из текущих упражнений;
– осуществлять сравнение и выделять устойчивые выражения, которые используются в
переносном значении; регулятивные УУД:
– осуществлять контроль письма, используя умение определять тип орфограммы.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.51–55); Рабочая тетрадь 2. I.
Оргмомент.
II. Работа со словарным словом КРОВАТЬ (Р. т., У. 30; с. 29–30).
Упражнение 30
Цель: познакомить с написанием нового словарного слова; продолжить формировать умение
находить разные формы одного слова; учить находить слова с орфограммой «безударный
гласный в корне слова, проверяемый ударением». Рассуждения ученика
Новое словарное слово: кровать. В тексте есть и другая форма этого слова: с кровати (III
скл., ед.ч., Р.п.).
Слова с безударным гласным в корне слова, проверяемым ударением: привязала (привЯжет),
к хвосту (хвост), хорошо (хорОший), отдыхать (Отдых), на лету (полёт), задремав (дрЕмлет),
свалилась (вАлится).
С. 51. Упражнение 52. На материале данного упражнения учащиеся повторяют, какие
существительные относятся к III склонению.
В тексте им встретятся два таких слова – в форме П.п. и Р.п. Чтобы правильно записать их
окончания, можно обратиться к таблице на с. 6. Также здесь требуется знание других орфограмм.
III. Материал двух следующих упражнений позволит детям сформулировать вывод о том,
какие буквы пишутся в безударных падежных окончаниях существительных трех склонений в
П.п. ед.ч.
III.1. С. 51–52. Упражнение 53. В тексте детям встретятся существительные I, II и III
склонения в форме П.п., у которых нужно определить падежные окончания.
III.2. Затем дети находят словарные слова: вагон, трамвайный, пассажир, трамвай.
Среди них есть родственные слова: трамвай – трамвайный.
III.3. Определив, что выделенные слова – местоимения, ученики устно заменяют их
подходящими по смыслу существительными.
Проведя эту замену, дети могут сделать вывод, что выделенные слова – это разные формы
одного и того же слова. Как и заменившие их формы существительного, они отвечают на разные
падежные вопросы, в предложении являются соответственно подлежащим и дополнением.
III.4. С. 52–53. Упражнение 54. В этом упражнении встречаются существительные I и II
склонения в форме П.п., а также III склонения в Р.п.
После записи текста и определения склонения и падежа выделенных слов обращается внимание
на разницу в написании окончаний падежных форм в упражнениях 53 и 54:
у существительных III склонения в форме П.п. пишется окончание -и, а у существительных I и
II склонения в форме П.п. -е. Поэтому очень важно уметь правильно определить склонение и падеж
существительных! IV. Дети письменно дополняют вывод на с. 53 выводу: В окончаниях существительных I
и II скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в окончаниях существительных III скл. – буква И и
записывают его в тетрадь.
V. С. 53–54. Упражнение 55. Цель упражнения – помочь детям осознать разницу в
написании падежных окончаний существительных разных склонений в форме В.п., а также
познакомить с переносным значением фразеологического оборота куда глаза глядят.
|
|
IV. 1. После чтения текста учитель беседует с детьми о том, что устойчивое выражение
куда глаза глядят не следует понимать буквально.
IV.2. Затем учащиеся определяют число и падеж выделенных слов. Они обнаруживают, что
число и падеж у этих форм одинаковые, а окончания разные.
IV. 3. Размышления над последним вопросом упражнения приводят их к выводу, что и в
В.п. ед.ч. существительные разных склонений имеют разные окончания.
V. С. 54. Упражнение 56. Цель данного упражнения – научить детей по контексту
различать, когда словосочетание употреблено в буквальном значении, а когда – как устойчивое
выражение (т. е. в переносном смысле).
При работе над упражнением учитель может предложить детям объяснить значения тех
выделенных словосочетаний, которые употреблены в переносном значении, как устойчивые
выражения.
Дети под руководством учителя приходят к выводу, что устойчивыми, образными
выражениями являются те, которые используются в переносном значении.
VI. С. 55. Упражнение 57. Цель упражнения – контроль умения правильно писать падежные
окончания существительных, определив их склонение и падеж.
VI. 1.Здесь встречаются формы Т.п., П.п, Р.п. трех склонений
существительных. VI.2. Затем ученики находят две пары антонимов: радость –
печаль; злой – добрый.
VII. Домашнее задание: упражнение 32 (Тетрадь для самостоятельной
работы № 2; с.31–32). VIII. Итог урока.
Упражнение 32
Цель: учить писать существительные с безударными окончаниями; формировать умение
определять тип орфограммы.
Рассуждения ученика
В масле (ед.ч., II скл., П.п.), в тумане (ед.ч., II скл., П.п), в обмане (ед.ч., II скл., П.п), в кармане
(ед.ч., II скл., П.п), с лошади (ед.ч., III скл., Р.п.), с постели (ед.ч., III скл., Р.п.), без родины
(ед.ч., I скл., Р.п.), без песни (ед.ч., I скл., Р.п.), зайке (ед.ч., I скл., Д.п.), на чужбине (ед.ч., I
скл., П.п.), мудрости (ед.ч., III скл., Р.п.), кротости (ед.ч., III скл., Р.п.), при сытости (ед.ч.,
III скл., П.п.), при богатстве (ед.ч., II скл., П.п.).
Вывод: В окончаниях имён существительных I скл. и II скл. в П.п. ед.ч. пишется буква Е, а в
|
|
окончаниях существительных III скл. – буква И.
Подчеркиваю синим карандашом слова, у которых пропущена орфограмма «безударный
гласный в корне, проверяемы ударением»:
Катается(катится), земля (зЕмли), свалился (свАлится), посадила (посАдит), ногой (нОги),
пенёк (пень), голод (голОдный).
Подчёркиваю жёлтым карандашом существительные с орфограммой «парный
звонкий/глухой согласный на конце слова»: мать, человек, волк, голод.