Урок 14. Значения слов. Повторение старого и открытие нового

Задачи урока:

– Повторить и систематизировать знания о синонимах, антонимах и омонимах.

Формировать

коммуникативные УУД: –

формулировать выводы;

– организовывать инициативное сотрудничество; познавательные УУД:

– осуществлять поиск необходимой информации в словарях, учебниках;

– сравнивать, сопоставлять и выделять общее и различное;

– ставить и решать языковые задачи с помощью ряда логических шагов.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.38–41); Рабочая тетрадь №2. I.

Оргмомент.

II. Работа со словарным словом РИСУНОК (Р. т., У. 21; с. 22).

III.1. С. 38. Упражнение 36. Перед выполнением этого упражнения учитель может спросить

детей, помнят ли они, что такое синонимы (это слова, близкие по значению).

III.2. Затем в статьях Толкового словаря дети отыскивают синонимы указанных слов и

записывают их парами: наивный – доверчивый наивный – неопытный опрятный – аккуратный

опрятный – чистый

III.3. После этого учитель просит детей вспомнить, что такое антонимы (это слова, имеющие

противоположное значение). Ученики подбирают антонимы к данным словам: наивный –

недоверчивый наивный – опытный опрятный – неопрятный опрятный – неаккуратный

опрятный – нечистый

IV. С. 38. Упражнение 37. Следующее упражнение дети выполняют устно по учебнику.

IV.1. Прочитав отрывок стихотворения, они приходят к выводу, что слова град и город

означают одно и то же, но отличаются тем, что первое слово употреблялось раньше, а

второе – сейчас. Затем дети сравнивают значения слов град (город) и град≫ (осадки) и понимают, что это

разные слова, не имеющие ничего общего в значении, но звучащие одинаково. Это омонимы.

IV.2. В тетрадях дети записывают вывод. Он может быть таким: Слова "град" (город) и

"град" (осадки) – это разные слова, которые звучат и пишутся одинаково. Такие слова называются

омонимами.

V.1. С. 39. Упражнение 38.

В Толковом словаре дети находят словарную статью к слову свежий, читают ее и

подбирают антонимы к 1-му и 2-му значениям: свежий – испорченный (прокисший) свежий –

грязный (несвежий)

V.2. Можно предложить детям составить предложения с подобранными антонимами.

V.3. Выполняя следующее задание этого упражнения, дети находят и читают в

Толковом словаре статьи к словам ток1

, ток2

, ток3

, экипаж1

, экипаж2

, язык1

и язык2

.

V.4. Учитель задает вопрос: Как можно доказать, что эти слова – омонимы?

Это можно сделать, составив с ними предложения, из которых будет ясно, что слова имеют

разные значения, но одинаково пишутся и произносятся. Например, такие:

Монтер включил электрический ток.

Весной глухариный ток оживает.

Крестьяне привезли зерно на ток.

Тройку породистых лошадей запрягли в экипаж.

В полете экипаж самолета действовал слаженно и четко.

У хамелеона очень длинный язык.

Вы говорите на французском языке?

VI. С. 39–41. Следующее задание, которое дает детям Анишит Йокоповна, направлено на

обобщение знаний о синонимах, антонимах и омонимах.

VI.1. Учащиеся формулируют своими словами определения и приводят примеры на каждое

из них из предыдущих упражнений.

В результате ученик будет понимать, что такое синонимы, антонимы, омонимы и чем они

друг от друга отличаются.

VI.2. Затем дети читают объяснение Волшебницы на с. 40, отвечают на ее вопросы.

Из объяснения дети узнают о происхождении и значении слов синоним, антоним, омоним,

симфония, симметрия и делают вывод, что все эти слова сложные.

VI.3. Далее детям предлагается еще более трудное задание: перевести на русский язык слова

омофоны и антифоны и другие.

Зная значения греческих корней этих слов, дети могут попробовать сделать это:

ом + фон = одинаковый + звук = омофон (слово, звучащее одинаково); ант + фон =

противоположный + звук = антифон (слово, звучащее противоположно). После

этого дети переводят слово антипатия:

ант + патия = противоположный + чувство = антипатия (проявление негативного, плохого

отношения к кому-либо или к чему-либо).

Наконец, ученики определяют значение слова синоптик:

син + оптика = охватывающий все + приборы, позволяющие лучше видеть = синоптик

(охватывающий все с помощью приборов, позволяющих лучше видеть).

Каждое определение корректирует учитель.

Информация для справок

Омофоны – слова с одинаковым звучанием; антифоны – слова с

противоположным звучанием; антипатия – чувство неприязни;

синоптики – специалисты (метеорологи), дающие прогноз

погоды. VII. С. 41. Упражнение 39. Активизация новых слов достигается путем составления детьми

предложений с этими словами.

Сначала они делают это устно, а затем некоторые предложения учитель предлагает записать в

тетрадь. Предложения могут быть, например, такие:

Оркестр исполнял симфонию Петра Ильича Чайковского.

Молодой человек испытывал симпатию к девушке.

Узоры на ковре составляют симметрию.

Профессор испытывал антипатию к беспорядку.

Синоптики предсказывают приближение грозы.

VIII. Домашнее задание: упражнение 22 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.22–

23).

IX. Итог урока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: