Урок 24. Жизнь корня в составе Слов разных частей речи

Очередное заседание клуба «Ключ и заря≫

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– родственные слова; – состав слова; – часть

речи. Формировать познавательные УУД:

– пользоваться инструкцией учебника;

регулятивные УУД:

– самоконтроль результата по предварительной

информации учебника.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с.64–67); Рабочая тетрадь 2.

I. Цель данного раздела заключена в его названии, т. е. показать детям, что родственные слова

могут относиться к разным частям речи. Слова Анишит Йокоповны проясняет и иллюстрирует

материал упражнения 72 (с. 64–65).

У детей в тетрадях должны получиться следующие три столбика:

гроза грозный погрозить

цвет цветной цветет

зелень зеленый зеленеет

побелка белый побелить

сторож сторожевой сторожить

чистота чистый почистить

даль дальний удалить

низина нижний снизить

Дети подчеркивают проверочные слова (в которых ударение падает на корень). II.

Работа со словарным словом ПОБЕДА (Р. т., У. 37; с. 36–37). Упражнение 37

Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова; учиться образовывать родственные

слова.

Рассуждения ученика

Вписываю новое словарное слово в нужной форме. Подчеркиваю букву, написание которой надо

запомнить: победу. Вставляю пропущенные буквы:

Зайчишка (зайчишек), празднует (словарное слово), смог (смогу), волк (волки).

Выписываю выделенные слова. Рядом записываю родственные слова:

Праздновать (гл.), праздник (сущ), праздничный (прил.).

Бег (сущ), бегать (гл.), беговая (дорожка) (прил.).

Трус (сущ), трусить (гл.), трусливый (прил.).

Толк (сущ), толковый/бестолковый (прил.), толковать (гл.).

III. С. 65. Упражнение 73. Цель упражнения – научить детей отличать формы одного и того

же слова от однокоренных слов.

Дети выписывают следующие однокоренные слова: снеговик, снежный, снег, Снегурочка,

подснежник, снежинка, снеговой, снежиночка, снеговичок, снежок.

Слово снег является исходным для образования остальных родственных слов.

К приведенной схеме подходит слово под/снеж/ник/.

Затем дети составляют и записывают сложные слова, в скобках указывая проверочные

слова: снегоход (снег, ходить); снегопад (снег, падать).

IV. С. 66. Упражнение 74. Цель упражнения – научить детей определять, от какого слова

произошли однокоренные слова.

Дети показывают на письме образование

слов: воздушный ← воздух жадность ←

жадный ходьба ← ходить домашний ← дом

серость ← серый книжный

← книга

При этом ученики в каждом случае называют, от какой части речи произошло то или иное

слово.

V. С. 66. Упражнение 75. Цель упражнения – учить подбирать однокоренные слова,

относящиеся к разным частям речи.

Например, они могут подобрать такие слова:

рыба, рыбный, рыбачить;

бег, беговой, бегать;

белизна, белый, белеть.

VI. С. 67. Упражнение 76. Цель упражнения – научить детей выделять корень в

родственных словах и определять исходное слово, которое дало жизнь другим однокоренным

словам. В каждой строчке дети подчеркивают следующие слова:

1) луна

2) друг

3) синий

4) ходить

5) рука

В ходе работы с данным упражнением учитель выясняет у детей, известны ли им значения всех

этих слов. Если какое-то из слов ребенку непонятно, необходимо дать его толкование.

VII. С. 67. Упражнение 77. Цель упражнения – научить детей отличать однокоренные слова от

слов, не являющихся родственными (при этом ученики должны понимать, что однокоренные и

родственные слова – это одно и то же). Дети должны осознать, что родственные слова близки по

значению. Эту схожесть значения придает им общий корень. Дети читают строчки слов, находят лишние, имеющие омонимичный корень, но абсолютно

другое значение. В результате у учеников в тетрадях появится следующая запись:

1. Водяной, наводнение, водник.

2. Ранить, рана, раненый.

3. Носатый, носик, носище.

4. Пахучий, пахнуть, запах.

VIII. С. 67. Упражнение 78. Цель данного упражнения – научить детей определять

родственные слова, пользуясь инструкцией.

Следуя инструкции, дети выписывают слова, выделяя корни. В

результате должно получиться пять групп слов:

мирить светлый дворняга горняк борьба

мирный свет придворный горный побороть

мир светлячок двор гора борец

светить дворник

 

IX. Домашнее задание: упражнение 38 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.37–

38). X. Итог урока.

Упражнение 38

Цель: учиться писать слова с известными орфограммами, находить родственные слова.

Рассуждения ученика

Вставляю пропущенные буквы. Над существительными в форме ед.ч. указываю склонение

и падеж. Выделяю в них окончания.

Под берёзой (словарное слово; странОй) (I скл., Т.п.); живёт (жить; ЖИ-ШИ); подберёзовик

, подосиновик (II скл., И.п.); под осиной (словарное слово; странОй) (I скл.,Т.п.); мухомору

(соединительный гласный) (II скл., Д.п.); муравей (2 скл., И.п.), в муравейнике (в столЕ) (II скл.,

П.п.); скворцы (сквОрушка; ы –

окончание); поселились (посЕлится); в скворечнике (сквОрушка; в столЕ) (II скл., П.п.).

Выписываю парами родственные слова и выделяю в них корень: берёза –

подберёзовик осина – подосиновик Муравей – муравейник

Скворец – скворечник

Мухомор – муха

Разбираю по членам предложения первое и второе предложения:

Подберёзовик (подосиновик) – подлежащее.

Живёт – сказуемое.

Под берёзой (под осиной) – обстоятельство.

 

 

Урок 25. Часть 1 (0,5 часа).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: