Урок 22–23. Написание букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– ошибкоопасное место в

слове; – состав слова.

Формировать познавательные

УУД:

– искать необходимую информацию в учебных словарях;

– формулировать содержательные комментарии к правилам в учебнике, требующим

понимания и применения знаний.

регулятивные УУД:

– осуществлять самоконтроль процесса деятельности на основе самостоятельно

составленной инструкции.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.1 (с.57–64); Рабочая тетрадь 2.

I. С. 57. Упражнение 59. Цель упражнения – подвести детей к формулировке правила

написания окончаний существительных с основой на щипящий и Ц в начальной форме.

Просмотрев в Обратном словаре слова на -Е с основой на -Ц и на -Щ, дети замечают, что их

окончания безударные и одинаковые.

Наблюдая за ударением слов на -О (лицо, яйцо, кольцо, плечо), дети отмечают, что окончание

ударное и в нем пишется буква О.

На основании всех этих наблюдений дети дополняют формулировку правила на с. 57–58:

В существительных с основой на шипящий или Ц пишем в начальной форме окончание -Е,

если это безударное окончание.

II. С. 58. Упражнение 60. При работе над данным упражнением дети также используют

Обратный словарь (страницу не сообщаем, ученики находят нужный раздел самостоятельно (с.

175)).

Сначала они устно по цепочке образуют форму ед.ч. Т.п. указанных слов, при этом обязательно

проговаривая, является ли в данном случае окончание ударным.

Затем ученики записывают в форме Т.п. ед.ч. пять слов, в которых буква Е не выделена

цветом: гребцом продавцом певцом ловцом пловцом

Учитель дает задание поставить ударение и выделить окончания.

Окончания этих слов под ударением, и в них пишется буква О. Затем выписывают в форме Т.п.

ед.ч. 10 любых слов, в которых буква Е выделена.

Например:

хлебцем

красавцем

ленивцем

торговцем

очевидцем

полководцем

пальцем

владельцем

умельцем

пришельцем

В этих словах дети также ставят ударение и выделяют окончания. Обращают внимание на то,

что окончания безударные и в них пишется буква Е.

Далее учитель может предложить детям сформулировать вывод относительно правописания

окончаний существительных с основой на шипящий и Ц в форме Т.п. ед.ч.: В существительных

с основой на шипящий и Ц в форме Т.п. ед.ч. окончание -Е, если это безударное окончание, и

окончание -О, если это ударное окончание.

III. Работа со словарными словами ГОРЯЧИЙ (Р. т., У. 34; с. 33–34); ТРАКТОР (Р. т., У. 34;

с. 34–35).

Упражнение 34

Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова; формировать навык

правописания окончаний имен существительных с основой на шипящий и Ц; формировать

умение находить слова-антонимы.

Рассуждения ученика

Вписываю новое словарное слово в нужной форме и подчеркиваю буквы, написание которых

надо запомнить: горячей.

Выделенные слова стоят в форме ед.ч. Т.п., основа данных слов заканчивается на «ц»,

ударение падает на окончание, следовательно, в окончании этих слов пишется буква «о»:

молодцОм (ед.ч.,Т.п.), храбрецОм (ед.ч.,Т.п.). Записываю эти слова в форме мн.ч. И.п. Чтобы

правильно записать окончания в этих словах надо воспользоваться правилом о правописании Ы в окончаниях слов после Ц: молодцы, храбрецы. Синим карандашом подчеркиваю эту

орфограмму.

Жёлтым карандашом подчеркиваю слова-антонимы: горячей, холодной.

Упражнение 35

Цель: познакомиться с написанием нового словарного слова; формировать навык

правописания окончаний имен существительных с основой на шипящий и Ц; формировать

умение находить родственные слова и учиться делать словообразовательный анализ слова.

Рассуждения ученика

Вписываю новое словарное слово. Подчеркиваю буквы, написание которых надо запомнить:

трактор. Вставляю пропущенные буквы:

За окОлицей (ед.ч., Т.п.) – основа на Ц, ударение падает на основу.

Весна (вёсна), вывел (вёл), на раздолье (корень начинается со звонкого согласного), плугом (II

скл., столом), поле (ср.р., II скл., В.п.= И.п.)

В тексте есть слово родственное словарному слову. Это слово тракторист. Трактор/+

£ист + …= трактор/ист/

IV. Далее ученики с опорой на данное правило выполняют упражнения 61 и 62 (с. 58).

С. 58. Упражнение 62. Прочитав в Обратном словаре (с. 175) по цепочке слова в форме Т.п.

ед.ч., дети выясняют, что окончания слов плачем, царевичем, обручем отличаются от остальных.

Учитель спрашивает, чем это можно объяснить?

Помня недавно сформулированное правило, учащиеся отвечают, что О мы пишем в словах, где

окончание ударное, а Е – где безударное.

Затем ученики выполняют письменное задание, записывая слова в два столбика, ставя ударение

и выделяя окончания.

V. С. 59. Упражнение 63. Учитель предлагает детям попробовать объяснить значение

устойчивых выражений. Дети выполняют это задание.

Например: кривить душой – говорить неправду; показать товар лицом –

показать лучшие качества товара, какой-либо вещи; бить ключом –

проявлять большую активность; сидеть сычом – сидеть обидевшись,

надувшись, в одиночестве; не загнать калачом – ничем не заманить, не

заставить что-либо сделать.

Учитель задает вопрос: В какой форме стоят существительные во всех этих словосочетаниях?

 

Дети обнаруживают, что все существительные стоят в форме Т.п. ед.ч. и имеют в окончаниях

букву О под ударением.

VI. С. 59. Упражнение 64. Здесь изучаемое правило отрабатывается на примере слов с

основой на - Ч. Кроме того, учащиеся встретятся и с другими безударными падежными

окончаниями существительных.

VII. С. 59. Упражнение 65. Дети сначала устно ставят каждое слово в Обратном словаре (с.

167) в форму Т.п. ед.ч., в зависимости от ударения определяют орфограмму в окончании и

записывают в один из двух столбиков.

VIII. С. 59–61. Упражнение 66. Данный текст содержит большое число существительных в

форме Т.п. ед.ч. с пропущенными окончаниями, а также слова с другими орфограммами.

Окончания этих форм Т.п. различаются в зависимости от склонения, что и должны отметить дети,

указав склонение слов с пропущенными окончаниями.

Окончания всех существительных с основой на -Ж, -Ц в этом отрывке ударные. Отсюда дети

делают вывод, что в них пишется О.

Записав словосочетания с выделенными словами, ученики приходят к выводу, что эти

существительные не склоняются, так как в разных падежах имеют одну и ту же форму:

вижу (кого? что?) фламинго, думаю (о ком? о чем?) о фламинго. (Перед этим учитель должен выяснить у детей, знают ли они значения слов фламинго, собака

динго, плавунец.)

IX. С. 61. Упражнение 67. Цель этого упражнения – с использованием Обратного словаря

формировать умение правильно писать окончания существительных в форме Т.п. ед.ч. В.данном

случае это слова с основой на -Ш и -Щ. Учитель организует работу так же, как при выполнении

упражнения 65.

X. С. 61–62. Упражнение 68. Цель этого упражнения – актуализировать умение детей

распознавать в тексте существительные в форме Р.п. и В.п., а также делать разбор предложения

по членам.

Задания упражнения 69 (с. 62–63) рассчитаны на то, что у детей уже сформировалось умение

правильного написания окончаний существительных с основой на шипящие и -Ц.

XI. С. 63. Упражнение 71. Цель этого упражнения – познакомить учащихся со значениями

суффикса имен существительных -ниц-.

Работая с Обратным словарем, дети находят, выписывают и разбирают по составу следующие

слова:

суп/ниц/ а сахар/ниц/

а сухар/ниц/ а

соус/ниц/ а

уксус/ниц/ а

салат/ниц/ а

Разбирая слова по составу и проводя словообразовательный анализ двух из них, дети выделяют

общий суффикс -ниц-.

Отвечая на вопрос учебника, они приходят к выводу, что этот суффикс указывает на предмет

женского рода.

Затем ученики отыскивают в словаре слова с суффиксом -ниц-, в которых он указывает на лицо

женского пола. Их всего три:

плен/ниц/ а учитель/ниц/а

школь/ниц/а

Записав их в форме Т.п. ед.ч., дети ставят в словах ударение и выделяют окончания.

XII. С. 64. Здесь дети знакомятся со значением фразеологического выражения хоть пруд

пруди.

После того как дети прочитают о том, почему мы так говорим, учитель может предложить им

устно составить предложения с этим устойчивым выражением.

XIII. Домашнее задание после урока 22: упражнение 36 (Тетрадь для самостоятельной

работы № 2; с.35–36).

XIV. Домашнее задание после урока 23: Упражнение 70. (Учебник, ч. 3; с. 63.) Данное

упражнение содержит задания для самостоятельной работы учащихся, для выполнения которых

им потребуется умение правильно писать окончания существительных с основой на шипящий и Ц

в ед.ч. Т.п.

XV. Итог урока.

 

Упражнение 36

Цель: формировать умение писать окончания существительных с основой на шипящий и Ц

в ед.ч. Т.п.

Рассуждения ученика

Для того, чтобы правильно выполнить упражнение надо воспользоваться правилом: у

существительных с основой на шипящий или Ц под ударением пишется О. Если окончание

безударное, то – Е. С мечОм (ед.ч., II скл., Т.п.), с калачОм (ед.ч., II скл., Т.п.), со словцОм (ед.ч., II скл., Т.п.), за

душОй (ед.ч., I скл., Т.п.), с сЕрдцем (ед.ч., II скл., Т.п.), с пЕрцем (ед.ч., II скл., Т.п.), под межОй

(ед.ч., I скл., Т.п.).

Затем школьники находят и подчеркивают все известные орфограммы.

Русский – удвоенные согласные и безударное окончание прилагательного,

С мечом – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: меч. Предлог С.

КалачОм – два безударных гласных в корне слова, один из которых проверяется ударением:

калАч.

Не шутит – правописание НЕ с глаголами, безударный гласный в окончании глагола.

Клад – парный согласный в конце слова. Проверочное слово: клАды.

Со словцом – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: слОво. Предлог СО.

Кладётся – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: уклАдывать.

За душой – правописание предлога ЗА.

С сердцем – Предлог С. Непроизносимый согласный в корне: сердечный.

С перцем - правописание предлога С.

Люди – безударное окончание имени существительного во мн.ч. И.п.

Пахать – безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: пАшет.

Под межой – Предлог ПОД. Безударный гласный в корне слова, написание которого надо

запомнить.

Лежать - безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: лёг.

Родственные слова: клад и кладётся (корень КЛАД-). Глаголы

в начальной форме: пах/а/ть, леж/а/ть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: