Задачи урока:
Закреплять умения определять в тексте:
– прилагательные в Р.п. и В. п.;
– глаголы с безударными гласными в корне слова.
Формировать
регулятивные УУД:
– проверять написание безударного падежного окончания прилагательного по таблице или по окончанию вопроса, задаваемого от существительного, как от главного слова, от которого зависит прилагательное в словосочетании. Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с. 114–116). Рабочая тетрадь 2.
I. Словарное слово АПТЕКА (У. № 65; Т.2, С.61)
Упражнение № 65
Цель: научить писать новое словарное слово; учить писать слова с различными орфограммами; учить определять род, число и падеж имён прилагательных.
Рассуждение ученика.
Записываю новое словарное слово и подчёркиваю в нём буквы, написание которых надо запомнить: аптека.
В прилагательном больного, пропущена орфограмма «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Рядом в скобках пишу проверочное слово боль. Основа слова врач оканчивается на шипящий. Следовательно, в скобках указываю род (м.р.) Это существительное пишется без мягкого знака. Вставляю только букву ч.
|
|
Прилагательное больного зависит от существительного для человека.
Нужен (для кого?) для человека (ед.ч., м.р., Р.п.)
Для человека (какого?) больного (ед.ч., м.р., Р.п.)
II. С. 114. Упражнение 129. Цель данного упражнения – научить детей распознавать в тексте прилагательные в Р.п. и В. п., обратить внимание на их окончания.
II.1. Примечание для учителя. Перед списыванием необходимо выяснить, понятны ли детям все слова и смысл каждой поговорки, и при необходимости разъяснить то, что непонятно. Например, в четвертой поговорке имеется в виду, что старый навоз – очень хорошее удобрение. Если им удобрить землю, трава на ней будет расти густая и сочная, и после сенокоса снопы будут большие, тяжелые.
II.2. После выписывания словосочетаний с выделенными словами (в И.п.) учащиеся подбирают синонимы к прилагательным. Если дети поняли смысл выделенных прилагательных, им не составит труда это сделать.
Например:
худой конь – больной конь;
худая кадушка – дырявая кадушка;
большой урожай – обильный (богатый) урожай;
строгая зима – суровая зима.
III. С. 114–115. Упражнение 130. Цель упражнения – научить детей правильно писать окончания прилагательных в Р.п. и проверять их написание по таблице.
III. 1. Чтобы правильно написать безударное падежное окончание прилагательного, ученикам надо определить, к какому существительному оно относится, а потом определить число, род и падеж этого существительного. Число, род, падеж зависимого прилагательного будут теми же, что у главного существительного. Это необходимо детям четко усвоить.
|
|
III. 2. Затем дети отыскивают в тексте глаголы с безударными гласными в корне и записывают их с проверочными словами:
спешат – спешка;
бегут – бег.
IV. С. 115–116. Упражнение 131. Данное упражнение учит правильно писать окончания прилагательных м.р., задавая к ним вопросы от существительных.
IV. 1. При списывании текста учащиеся встретят также орфограммы:
≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,
≪буквосочетание ЧК≫,
≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫.
IV. 2. В выделенных словах есть общая орфограмма ≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫.
Ученики записывают проверочные слова и показывают общее в образовании этих слов:
коробок (←короб); короб/ = короб/ +; короб/ + -ок- + = короб/ок/;
дубок (←дуб); дуб/ = дуб/ +; дуб/ + -ок- + = дуб/ок/.
V. Упражнение № 66 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.62)
Упражнение № 66 Цель: учить писать безударные окончания имён прилагательных м.р. и с.р. в ед.ч. Р.п.
Рассуждение ученика.
С крыльца (какого?) парадного (ед.ч., с.р., Р.п.)
Из дворца (какого?) летнего (ед.ч., м.р., Р.п.)
VI. Домашнее задание: Упражнение № 67 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.62–63).
VII. Итог урока.
Упражнение № 67
Цель: учить проверять безударные окончания прилагательных ударными окончаниями вопросов; учить разбирать предложение по членам предложения; формировать умение находить родственные слова; учить делать словообразовательный анализ слов.
Рассуждение ученика
1. Кот (какой?) старый – И.п. м.р. (окончание надо запомнить)
Обход (какой?) ночной
Для народа (какого?) мышиного
2. Ходит, бродит старый кот. (Кот – подлежащее; ходит, бродит – сказуемые; старый –
определение)
3. Родственные слова: обход (сущ.), ходит (глагол)
4. Ночной (от ночь)
но[ч’]/+ н+ ой= ночной
мышиный (от мышь)
мы[ш]/ + ин+ ый= мышиный