Урок 46. Окончания прилагательных мужского и среднего рода в Р. П. И в. П

Задачи урока:

Закреплять умения определять в тексте:

– прилагательные в Р.п. и В. п.;

– глаголы с безударными гласными в корне слова.

Формировать

регулятивные УУД:

– проверять написание безударного падежного окончания прилагательного по таблице или по окончанию вопроса, задаваемого от существительного, как от главного слова, от которого зависит прилагательное в словосочетании. Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с. 114–116). Рабочая тетрадь 2.

 

I. Словарное слово АПТЕКА (У. № 65; Т.2, С.61)

Упражнение № 65

Цель: научить писать новое словарное слово; учить писать слова с различными орфограммами; учить определять род, число и падеж имён прилагательных.

Рассуждение ученика.

Записываю новое словарное слово и подчёркиваю в нём буквы, написание которых надо запомнить: аптека.

В прилагательном больного, пропущена орфограмма «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением». Рядом в скобках пишу проверочное слово боль. Основа слова врач оканчивается на шипящий. Следовательно, в скобках указываю род (м.р.) Это существительное пишется без мягкого знака. Вставляю только букву ч.

Прилагательное больного зависит от существительного для человека.

Нужен (для кого?) для человека (ед.ч., м.р., Р.п.)

Для человека (какого?) больного (ед.ч., м.р., Р.п.)

 

II. С. 114. Упражнение 129. Цель данного упражнения – научить детей распознавать в тексте прилагательные в Р.п. и В. п., обратить внимание на их окончания.

II.1. Примечание для учителя. Перед списыванием необходимо выяснить, понятны ли детям все слова и смысл каждой поговорки, и при необходимости разъяснить то, что непонятно. Например, в четвертой поговорке имеется в виду, что старый навоз – очень хорошее удобрение. Если им удобрить землю, трава на ней будет расти густая и сочная, и после сенокоса снопы будут большие, тяжелые.

II.2. После выписывания словосочетаний с выделенными словами (в И.п.) учащиеся подбирают синонимы к прилагательным. Если дети поняли смысл выделенных прилагательных, им не составит труда это сделать.

Например:

худой конь – больной конь;

худая кадушка – дырявая кадушка;

большой урожай – обильный (богатый) урожай;

строгая зима – суровая зима.

III. С. 114–115. Упражнение 130. Цель упражнения – научить детей правильно писать окончания прилагательных в Р.п. и проверять их написание по таблице.

III. 1. Чтобы правильно написать безударное падежное окончание прилагательного, ученикам надо определить, к какому существительному оно относится, а потом определить число, род и падеж этого существительного. Число, род, падеж зависимого прилагательного будут теми же, что у главного существительного. Это необходимо детям четко усвоить.

III. 2. Затем дети отыскивают в тексте глаголы с безударными гласными в корне и записывают их с проверочными словами:

спешат – спешка;

бегут – бег.

IV. С. 115–116. Упражнение 131. Данное упражнение учит правильно писать окончания прилагательных м.р., задавая к ним вопросы от существительных.

IV. 1. При списывании текста учащиеся встретят также орфограммы:

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,

≪буквосочетание ЧК≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫.

IV. 2. В выделенных словах есть общая орфограмма ≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫.

Ученики записывают проверочные слова и показывают общее в образовании этих слов:

коробок (←короб); короб/ = короб/ +; короб/ + -ок- + = короб/ок/;

дубок (←дуб); дуб/ = дуб/ +; дуб/ + -ок- + = дуб/ок/.

V. Упражнение № 66 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.62)

Упражнение № 66 Цель: учить писать безударные окончания имён прилагательных м.р. и с.р. в ед.ч. Р.п.

Рассуждение ученика.

С крыльца (какого?) парадного (ед.ч., с.р., Р.п.)

Из дворца (какого?) летнего (ед.ч., м.р., Р.п.)

VI. Домашнее задание: Упражнение № 67 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.62–63).

VII. Итог урока.

 

Упражнение № 67

Цель: учить проверять безударные окончания прилагательных ударными окончаниями вопросов; учить разбирать предложение по членам предложения; формировать умение находить родственные слова; учить делать словообразовательный анализ слов.

Рассуждение ученика

1. Кот (какой?) старый – И.п. м.р. (окончание надо запомнить)

Обход (какой?) ночной

Для народа (какого?) мышиного

2. Ходит, бродит старый кот. (Кот – подлежащее; ходит, бродит – сказуемые; старый –

определение)

3. Родственные слова: обход (сущ.), ходит (глагол)

4. Ночной (от ночь)

но[ч’]/+ н+ ой= ночной

мышиный (от мышь)

мы[ш]/ + ин+ ый= мышиный

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: