Задачи урока:
Закреплять умения:
– пользоваться информацией, представленной в таблице (с. 104–105) при написании и определении
падежных окончания прилагательных разных родов;
– применять в процессе письма освоенные способы проверки написания изученных орфограмм.
Формировать умение кратко письменно объяснять написание изученных орфограмм.
Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.111– 113). Рабочая тетрадь 2.
I. С. 111–112. Упражнение 125. Цель этого упражнения – учить детей правильно писать окончания прилагательных, а также применять знание орфограмм: ≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫, ≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫, ≪удвоенная буква согласного на стыке частей слова≫, ≪гласный после шипящего≫ и проводить словообразовательный анализ имен прилагательных.
I. 1. Списывая текст, ученики в скобках объясняют написание окончаний прилагательных.
I. 2. Затем показывают, как образованы прилагательные.
Например:
ключ/ = ключ/ +; ключ/ + -ев- + -ая = ключ/ев/ая.
Учитель обращает внимание детей на то, какие суффиксы участвуют в образовании имен прилагательных.
II. С. 112. Упражнение 126. В упражнении есть задание на написание орфограмм: ≪безударный гласный в корне≫, ≪непроизносимый согласный в корне слова≫, ≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫.
II.1. В 1-м предложении учащимся надо определить, что обращение ≪младенец мой прекрасный≫ выделяется запятыми и слова ≪мой прекрасный≫ относятся к существительному ≪младенец≫.
II.2. У подчеркнутых личных местоимений я и ты дети определяют лицо и число.
III. С. 112–113. Упражнение 127. Цель этого упражнения – научить находить в тексте словосочетания ≪сущ. + прил.≫, определять род, число, падеж прилагательных, правильно писать их окончания. Также в стихотворении есть слова с изучаемой и другими орфограммами.
III.1. Дети записывают текст, устно называют орфограммы.
III.2. показывают стрелками словосочетания и надписывают род, число, падеж прилагательных.
IV. С. 113. Упражнение 128. Цель упражнения – тренировать учащихся в правописании окончаний прилагательных в И.п. ед.ч. м.р., ср.р. и ж.р.
При составлении словосочетаний дети используют существительное – главное слово из строчки под номером 1, а зависимое прилагательное – из строки под номером 2.
Например:
золотой ключик, волшебная палочка.
V. Домашнее задание: Упражнение № 64 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.60–61).
VI. Итог урока.
Упражнение № 64
Цель: учить писать безударные окончания имен прилагательных с.р. в И.п. и В.п.; учить проверять безударные падежные окончания имен существительных.
Рассуждение ученика
Письмо (ед.ч., с.р.)
Письмо (какое?) странное (ед.ч., с.р.), измятое (ед.ч., с.р.);
Клеймо (ед.ч., с.р.)
Клеймо (какое?) иностранное (ед.ч., с.р.), почтовое (ед.ч., р.р).
Жёлтым карандашом подчеркиваю слово в руке – это существительное 1 скл. в П.п. с ударным окончанием.
Синим – на марке (1 скл., П.п.) с безударным окончанием.