Урок 47. Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода

Задачи урока:

Закреплять умения определять:

– в какой форме стоит прилагательное в тексте;

– основа какого слова участвовала в образовании нового слова;

– известные типы орфограмм в списываемых текстах.

Формировать

умения:

– правильно писать безударных падежных окончаний прилагательных м.р, ср.р. и ж. р. в ед.ч.

– проводить разбор предложения по членам;

– делать словообразовательный разбор

коммуникативные УУД:

– объяснять написание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных;

– закреплять навык использования с неизменяемыми существительными, обозначающими животных,

прилагательных мужского рода.

Пособия для урока: Учебник «Русский язык», ч.3 (с.116–118). Рабочая тетрадь 2.

 

I. I. Словарное слово БИБЛИОТЕКА (У. № 68; Т.2, С.64)

Упражнение № 68

Цель: научить писать новое словарное слово; учить писать слова с различными орфограммами; учить делать словообразовательный разбор.

Рассуждение ученика

1. Вписываю новое словарное слово в ед.ч. В.п. с предлогом В и подчеркиваю буквы, написание

которых надо запомнить: в библиотеку.

2. Вставляю пропущенные буквы: бежим (бег; ЖИ-ШИ), в свободный (ед.ч., м.р., В.п.), приют

(приюты), книжки (книжек), не дают (дать).

3. Книжка

Книг/а

Книг/+к+а= книжка

II. С. 116–117. Упражнение 132. Задания данного упражнения требуют от детей умения определять, в какой форме стоит имя прилагательное в тексте, находить известные орфограммы и проводить разбор предложения по членам.

II.1. Сначала дети читают пословицы и устно определяют, к каким существительным относятся имена прилагательные. Затем определяют падеж каждого прилагательного и выписывают пословицы в требуемом порядке, указывая род и падеж прилагательных и выделяя окончания:

1. Гроза бьет по высокому дереву. Доброму гостю хозяин рад.

2. Чужим обедом гостей потчевать не убыточно. Чужим добром похваляться, а свое под лавку хоронить.

3. В чистом поле четыре воли. В тихом омуте черти водятся.

I.2. В записанных пословицах дети находят орфограммы:

≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫,

≪безударный гласный в корне, не проверяемый ударением≫,

≪разделительный Ь≫, ≪предлоги с существительными≫,

≪гласный после шипящего≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный на конце слова≫,

≪парный по звонкости/глухости согласный в середине слова≫,

≪безударные падежные окончания существительных≫,

≪безударные падежные окончания прилагательных≫,

≪правописание приставок с глаголами≫, ≪буквосочетание ЧН≫.

Выделенное предложение дети разбирают по членам.

III. С. 117. Упражнение 133. Это упражнение потребует от учеников умения правильно писать и объяснять написание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных.

Дети списывают текст, обосновывая написание орфограмм, показывают стрелками, от какого существительного зависят прилагательные.

IV. С. 117–118. Упражнение 134. Здесь потребуется умение различать в тексте формы прилагательных м.р. И.п. и ж.р. Т.п.; находить в словах орфограмму ≪безударный гласный в корне, проверяемый ударением≫ и подбирать проверочные слова.

IV.1. Сначала дети выписывают словосочетания с прилагательными, стоящими в форме м.р. И.п.:

страусенок (какой?) молодой;

страусенок (какой?) заносчивый;

страусенок (какой?) гордый.

IV.2. Затем – с прилагательными, стоящими в форме ж.р. Т.п.:

ногой (какой?) мозолистой;

ногой (какой?) твердой.

IV.3. После этого выписывают три разные части речи с орфограммой ≪безударный гласный в

корне, проверяемый ударением≫, подбирая проверочные слова.

Например:

молодой – молод;

страусенок – страус;

сержусь – сердится.

III.4. Для выделенного прилагательного находят исходное слово: мозол/ист/ый — мозоль/.

IV. Упражнение № 69 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.64–65).

Упражнение № 69

Цель: учить писать безударные окончания прилагательных; учить находить неизменяемые

существительные.

Рассуждение ученика.

1. Вставляю пропущенные буквы: письмо (письма), по воде (воды), по земле (земли), корабле

(корабль), перья (Ь – разделительный), бежит (бег), собака (словарное слово).

2. над океаном (каким?) синим (м.р., Т.п.)

на корабле (каком?) воздушном (м.р., П.п.)

за кенгуру (каким?) хвостатым (м.р., Т.п.)

Информация для учителя!

При определении рода существительного кенгуру учащиеся могут допустить ошибку: вместо

мужского рода написать средний род. Чтобы избежать этой ошибки, учитель должен заранее сообщить детям, что, как правило, неизменяемые существительные, обозначающие животных –

мужского рода. Например, быстроногий кенгуру.

3.Синим карандашом подчеркиваю неизменяемые существительные: фламинго, динго, кенгуру.

V. Домашнее задание: Упражнение № 70 (Тетрадь для самостоятельной работы № 2; с.65–66).

VI. Итог урока.

 

Упражнение № 70

Цель: учить писать безударные окончания имён прилагательных; учить подбирать слова-синонимы.

Рассуждение ученика

1. Волк (какой?) сытый, человека (какого?) ненасытного;

кораблю (какому?) большому, плавание (какое?) большое;

брюхо (какое?) сытое; бедой (какой?) чужой;

от семени (какого?) худого, племени (какого?) доброго;

яблочко (какое?) золотое, на блюде (каком?) серебряном;

посев (какой?) поздний.

2.Подчеркиваю слова с разделительным Ь: к ученью.

3. В выделенной пословице заменяю прилагательные словами – синонимами:

От плохого семени не жди хорошего племени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: