ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит ранее нигде не опубликованный местный фольклор, углубленно изучается литературная жизнь Оренбургского края, расширен список произведений, написанных о нем.
В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический. Сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их. Впервые обучающимся предлагается самостоятельно составлять художественные произведения различных жанров.
Цель программы - интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно—эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентации, но расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.
Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:
1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.
|
|
2. Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.
3. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их нетекстовом контексте.
4. Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.
5. Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.
Направленность программы: Данная образовательная программа туристско-краеведческой направленности.
Актуальность программы: В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Данная программа способствует развитию высоконравственной личности. Для создания литературно—краеведческого курса литературного образования необходимы соответствующие условия:
1) наличие писателей—земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем, писавших о нем;
2) художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;
3) определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.
Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как компонент литературного образования.
|
|
Программа «Оренбургский край в русской литературе» может быть использована учителями на уроках литературы, а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.
Возраст детей:
Программа рассчитана на детей 10 - 17 лет
Срок реализации: программа рассчитана на 3 года обучения. Первый и второй год обучения по 2 часа в неделю, третий – 4 часа. Всего 240 часов.
- первый год обучения (60 часов);
- второй год обучения (60 часов)
- третий год обучения (60 часов)
Формы работы:
1. Получение учащимися "готовых" знаний о крае со слов учителя.
2. Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учебного исследования учащиеся делают "открытия для себя", т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной печати, сеть Интернета.
3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики выступают в роли ученых-исследователей.
Эти общие педагогические требования к познавательной краеведческой работе учащихся применимы и для занимающихся литературным краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие сведения, если ученикам они недоступны, а ученик может подыскать ответ по указанной литературе, но в литературном краеведении главное не это, а то, что ученик все время в творческом поиске. В системе действий ученика и учителя, работающих по предложенной программе, должно быть достаточное разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:
- не только чтение фольклорных произведений, но и собирание местного фольклора (пословиц, поговорок, прибауток, сказок, преданий и т.д.)
- не только чтение произведений писателей—земляков, но и разыскание писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);
- выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;
- самостоятельный анализ произведений о родном крае;
- сопоставительный анализ произведений о родном крае;
самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае (музыкальных, театральных, о живописи) и т.д.
Педагогическая целесообразность:
1. проявлять интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.
2. Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.
3. Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению, от прототипов к образам на примере литературного краеведения.
4. Умение сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.
5. Умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.
6. Знание литературной жизни родного края и умение соотнести ее с общим процессом развития русской литературы.
Особое внимание следует уделить письменным работам, которые могут соответствовать литературно-этнографическим блокам:
1. Сочинения: Из истории моего села (города, края...). Моя родословная. Моя семья. Подражания: сочинения исторического предания, песни... Откуда повелось название...
2. Сочинения: Мое село. Мой город. Мой край. Улица, на которой я живу. Составление литературной карты Оренбуржья.
3. Сочинения: Изображение дворянской усадьбы С.Т.Аксаковым, М.Авдеевым и др. Описания: архитектурных памятников Оренбуржья, оренбургских садов, парков и т.п.
|
|
4. Описания: оренбургской степи, рек, гор, дорог и т.п. в разное время года и суток. Сочинение рассказа о путешествиях по родному краю.
5. Описания: охоты, рыбной ловли, ремесел и т.д. Сочинение рассказа "Случай на охоте...", "Как я ловил рыбу..."
6. Описания: одежды оренбургского казака, казачки. Зарисовки одежды уральцев, причесок и т.п.
7. Выписки из художественных произведений описаний трапезы, установление художественной цели этих описаний. Составление диалогов участников трапезы.
8. Описания праздников, обрядов Рассуждения о праздниках, обрядах, народных приметах, гаданиях. Сочинения частушек, игровых, плясовых песен. Подбор отрывков из произведений, где изображается быт оренбуржцев. Установление роли бытовой детали в характеристике героя.
9. Собирание местных пословиц, поговорок, прибауток, загадок,
частушек и т.д.
10.Сочинение по пословице.
11. Ученические проекты
В ходе проведения курса следует особое внимание уделить деятельностному началу. Учащимся можно давать задания, но сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.
В программе учтена специфика Оренбургского края - проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данного региона.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся1 раз в неделю по 2 часа. Всего 60 часов в год.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.
Ожидаемые результаты:
Ый год обучения.
Личностные УУД:
- формирование внутренней позиции для освоения дополнительной образовательной программы;
Метапредметные УУД.
|
|
Коммуникативные:
- развитие умения сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД:
- формировать умение самостоятельно ставить цели;
- формировать умение планировать свою деятельность;
- формировать умение прогнозировать результат деятельности;
- .
Познавательные УУД:
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие логического мышления и речи учащихся;
- обучение самостоятельному анализу используемого материала;
- учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
Ый год обучения.
Личностные УУД:
- формирование внутренней позиции для освоения дополнительной образовательной программы;
- развитие мотивации для занятий по дополнительной образовательной программе;
- .
Метапредметные УУД.
Коммуникативные:
- развитие умения сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение управлять поведением партнёра;
Регулятивные УУД:
- формировать умение самостоятельно ставить цели;
- формировать умение планировать свою деятельность;
- формировать умение прогнозировать результат деятельности;
- формировать умение контролировать процесс деятельности;
- формировать умение корректировать свою деятельность;
Познавательные УУД:
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- развитие логического мышления и речи учащихся;
- обучение самостоятельному анализу используемого материала;
- написание сочинений литературоведческого характера;
- учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- учиться писать тексты – размышления на разные темы;
Ый год обучения.
Личностные УУД:
- формирование внутренней позиции для освоения дополнительной образовательной программы;
- развитие мотивации для занятий по дополнительной образовательной программе;
- формирование нравственно-этической оценки происходящей действительности.
Метапредметные УУД.
Коммуникативные:
- развитие умения сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение управлять поведением партнёра;
- умение задавать вопросы и находить неординарные решения как самостоятельно, так и в паре, и в группе.
Регулятивные УУД:
- формировать умение самостоятельно ставить цели;
- формировать умение планировать свою деятельность;
- формировать умение прогнозировать результат деятельности;
- формировать умение контролировать процесс деятельности;
- формировать умение корректировать свою деятельность;
- формировать умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
- развивать волевую саморегуляцию.
Познавательные УУД:
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- развитие логического мышления и речи учащихся;
- обучение самостоятельному анализу используемого материала;
- написание сочинений литературоведческого характера;
- учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- учиться писать тексты – размышления на разные темы;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные);
- Сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства.
Результаты замеров
Критерии оценки.
- Постановка проблемы, актуальной на сегодняшний день.
- Умение анализировать и синтезировать исходный материал.
- Самостоятельность в сборе и анализе материала.
- Умение создавать тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи.
- Умение соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные)
- умение сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства.
- Умение защитить выбранные проекты.
Система оценивания
Высокий уровень – 2 балла
Средний уровень – 1 балл
Низкий уровень – 0 баллов