Срок реализации: программа рассчитана на 3 года обучения. Первый и второй год обучения по 2 часа в неделю, третий – 4 часа. Всего 240 часов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В основе предлагаемой программы литературно-краеведческого курса лежит ранее нигде не опубликованный местный фольклор, углубленно изучается литературная жизнь Оренбургского края, расширен список произведений, написанных о нем.

В построении программы присутствует и тематический принцип, и жанровый, и хронологический. Сведения о литературе и культуре края предлагаются в плане постепенного накопления знаний и усложнения эстетического осмысления их. Впервые обучающимся предлагается самостоятельно составлять художественные произведения различных жанров.

Цель программы - интеллектуальное и эмоциональное освоение литературы, искусства, культуры, формирование нравственно—эстетических идеалов личности, ее ценностных ориентации, но расширение и углубление жизненного и художественного опыта учащихся происходит на близком им материале родного края, его культуры.

Задачи, которые должны быть решены при выполнении программы курса:

1. Чтение и обсуждение отдельных художественных произведений или отрывков из них об Оренбургском крае.

2. Формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих освоение культурных ценностей края.

3. Формирование представлений о литературе как социокультурном явлении. Выработка у учащихся умений и навыков анализа художественных произведений, в том числе и в их нетекстовом контексте.

4. Развитие у учащихся художественно-творческих способностей, воссоздающего и творческого воображения, образного мышления, эстетического вкуса.

5. Формирование на местном материале нравственно-ценностных ориентиров.

Направленность программы: Данная образовательная программа туристско-краеведческой направленности.

Актуальность программы: В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Данная программа способствует развитию высоконравственной личности. Для создания литературно—краеведческого курса литературного образования необходимы соответствующие условия:

1) наличие писателей—земляков или писателей, приезжавших в регион, живших в нем, писавших о нем;

2) художественная значимость и воспитательная ценность произведений, написанных о регионе;

3) определенный объем материала, достаточный для создания целого курса.

Оренбургский край соответствует перечисленным условиям и позволяет ввести краеведение как компонент литературного образования.

Программа «Оренбургский край в русской литературе» может быть использована учителями на уроках литературы, а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспользоваться и воспитатели группы продлённого дня.

Возраст детей:
Программа рассчитана на детей 10 - 17 лет

Срок реализации: программа рассчитана на 3 года обучения. Первый и второй год обучения по 2 часа в неделю, третий – 4 часа. Всего 240 часов.

- первый год обучения (60 часов);

- второй год обучения (60 часов)

- третий год обучения (60 часов)

 

Формы работы:

1. Получение учащимися "готовых" знаний о крае со слов учителя.

2. Самостоятельное приобретение знаний. В процессе учебного исследования учащиеся делают "открытия для себя", т.е. фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной печати, сеть Интернета.

3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики выступают в роли ученых-исследователей.

Эти общие педагогические требования к познавательной краеведческой работе учащихся применимы и для занимающихся литературным краеведением. Действительно, учитель нередко сам сообщает краеведческие сведения, если ученикам они недоступны, а ученик может подыскать ответ по указанной литературе, но в литературном краеведении главное не это, а то, что ученик все время в творческом поиске. В системе действий ученика и учителя, работающих по предложенной программе, должно быть достаточное разнообразие видов творческой краеведческой деятельности учеников:

- не только чтение фольклорных произведений, но и собирание местного фольклора (пословиц, поговорок, прибауток, сказок, преданий и т.д.)

- не только чтение произведений писателей—земляков, но и разыскание писателей, связанных с краем, и произведений о крае (в архивах, музеях, библиотеках, в литературных экспедициях);

- выяснение прототипов, истории творческих поисков писателя;

- самостоятельный анализ произведений о родном крае;

- сопоставительный анализ произведений о родном крае;

самостоятельный анализ произведений искусства о родном крае (музыкальных, театральных, о живописи) и т.д.

Педагогическая целесообразность:

1. проявлять интерес к литературному краеведению и желание им заниматься. Краеведческая направленность читательских интересов.

2. Актуальная для школьников нравственно-эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки прочитанного с этой точки зрения.

3. Умение проследить движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению, от прототипов к образам на примере литературного краеведения.

4. Умение сопоставить описания родных мест разными писателями с учетом собственного жизненного опыта.

5. Умение выявить характер влияния определенных мест жизни писателя на его творчество.

6. Знание литературной жизни родного края и умение соотнести ее с общим процессом развития русской литературы.

Особое внимание следует уделить письменным работам, которые могут соответствовать литературно-этнографическим блокам:

1. Сочинения: Из истории моего села (города, края...). Моя родословная. Моя семья. Подражания: сочинения исторического предания, песни... Откуда повелось название...

2. Сочинения: Мое село. Мой город. Мой край. Улица, на которой я живу. Составление литературной карты Оренбуржья.

3. Сочинения: Изображение дворянской усадьбы С.Т.Аксаковым, М.Авдеевым и др. Описания: архитектурных памятников Оренбуржья, оренбургских садов, парков и т.п.

4. Описания: оренбургской степи, рек, гор, дорог и т.п. в разное время года и суток. Сочинение рассказа о путешествиях по родному краю.

5. Описания: охоты, рыбной ловли, ремесел и т.д. Сочинение рассказа "Случай на охоте...", "Как я ловил рыбу..."

6. Описания: одежды оренбургского казака, казачки. Зарисовки одежды уральцев, причесок и т.п.

7. Выписки из художественных произведений описаний трапезы, установление художественной цели этих описаний. Составление диалогов участников трапезы.

8. Описания праздников, обрядов Рассуждения о праздниках, обрядах, народных приметах, гаданиях. Сочинения частушек, игровых, плясовых песен. Подбор отрывков из произведений, где изображается быт оренбуржцев. Установление роли бытовой детали в характеристике героя.

9. Собирание местных пословиц, поговорок, прибауток, загадок,

частушек и т.д.

10.Сочинение по пословице.

11. Ученические проекты

В ходе проведения курса следует особое внимание уделить деятельностному началу. Учащимся можно давать задания, но сбору произведений фольклора разных жанров (пословиц, поговорок, загадок, частушек и т.д.), предметов старины, прикладного искусства, описанию памятников культуры и др.

В программе учтена специфика Оренбургского края - проживание в нем людей разных национальностей: в обзорных темах названы не только русские, но и украинские, татарские, башкирские, казахские писатели, отмечено пребывание зарубежных авторов. В зависимости от особенностей региона учитель может уделить этим писателям большее внимание или включить авторов, не указанных в программе, но представляющих значительный интерес для данного региона.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся1 раз в неделю по 2 часа. Всего 60 часов в год.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.

Ожидаемые результаты:

Ый год обучения.

Личностные УУД:

  • формирование внутренней позиции для освоения дополнительной образовательной программы;

Метапредметные УУД.

Коммуникативные:

  • развитие умения сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД:

  • формировать умение самостоятельно ставить цели;
  • формировать умение планировать свою деятельность;
  • формировать умение прогнозировать результат деятельности;
  • .

Познавательные УУД:

  • совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • развитие логического мышления и речи учащихся;
  • обучение самостоятельному анализу используемого материала;
  • учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

 

Ый год обучения.

Личностные УУД:

  • формирование внутренней позиции для освоения дополнительной образовательной программы;
  • развитие мотивации для занятий по дополнительной образовательной программе;
  • .

Метапредметные УУД.

Коммуникативные:

  • развитие умения сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • умение управлять поведением партнёра;

Регулятивные УУД:

  • формировать умение самостоятельно ставить цели;
  • формировать умение планировать свою деятельность;
  • формировать умение прогнозировать результат деятельности;
  • формировать умение контролировать процесс деятельности;
  • формировать умение корректировать свою деятельность;

Познавательные УУД:

  • совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
  • развитие логического мышления и речи учащихся;
  • обучение самостоятельному анализу используемого материала;
  • написание сочинений литературоведческого характера;
  • учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
  • учиться писать тексты – размышления на разные темы;

 

Ый год обучения.

Личностные УУД:

  • формирование внутренней позиции для освоения дополнительной образовательной программы;
  • развитие мотивации для занятий по дополнительной образовательной программе;
  • формирование нравственно-этической оценки происходящей действительности.

Метапредметные УУД.

Коммуникативные:

  • развитие умения сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • умение управлять поведением партнёра;
  • умение задавать вопросы и находить неординарные решения как самостоятельно, так и в паре, и в группе.

Регулятивные УУД:

  • формировать умение самостоятельно ставить цели;
  • формировать умение планировать свою деятельность;
  • формировать умение прогнозировать результат деятельности;
  • формировать умение контролировать процесс деятельности;
  • формировать умение корректировать свою деятельность;
  • формировать умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;
  • развивать волевую саморегуляцию.

Познавательные УУД:

  • совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • овладение нормами русского литературного языка;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
  • развитие логического мышления и речи учащихся;
  • обучение самостоятельному анализу используемого материала;
  • написание сочинений литературоведческого характера;
  • учиться создавать собственные тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
  • учиться писать тексты – размышления на разные темы;
  • соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные);
  • Сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства.

 

Результаты замеров

Критерии оценки.

  1. Постановка проблемы, актуальной на сегодняшний день.
  2. Умение анализировать и синтезировать исходный материал.
  3. Самостоятельность в сборе и анализе материала.
  4. Умение создавать тексты разных жанров, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи.
  5. Умение соблюдать основные лексические и грамматические нормы СРЛЯ, а также нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные)
  6. умение сохранять типологическую структуру жанра и применять выразительные языковые и речевые средства.
  7. Умение защитить выбранные проекты.

 

Система оценивания

Высокий уровень – 2 балла

Средний уровень – 1 балл

Низкий уровень – 0 баллов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: