double arrow

Этапы содержания профессиональных проб


В содержании профессиональной пробы выделяют три этапа:

На вводно-ознакомительном этапе собирается общая информация об обучающемся, о его профессиональных предпочтениях и интересах, о целях и задачах реализуемого проекта, о понимании сути профессиональной пробы и основных направлениях деятельности на стажировочной площадке и т. п. Средством получения необходимой информации об обучающихся может быть анкетирование, ознакомительная беседа, собеседование. Полученная информация даёт возможность определить состояние общей готовности школьника к выполнению профессиональной пробы.

На подготовительном этапе накапливается информация об обучающихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы. Обучающиеся знакомятся с реальной деятельностью наставников, специалистов в ходе посещения предприятий, учреждений, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы. На данном этапе кроме диагностических решаются и дидактические задачи по приобретению теоретических знаний. У обучающихся формируются представления о том виде деятельности, который им предстоит выполнять в ходе профессиональной пробы. Полученные данные используются при определении уровня их подготовленности для проведения пробы и при анализе результатов её выполнения в целом.




На исполнительском этапе осуществляется комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики продукта.

Прогнозируемый результат по итогам проведения профессиональных проб:

· получение обучающимися дополнительной информации о содержании интересующей их специальности, а также получение квалифицированных консультаций по проблеме, которую им нужно решить,

· закрепление и углубление знаний, полученных обучающимися в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по знакомым профессиям.

Профессиональные пробы всегда завершаются подведением итогов: составлением отчёта и его обсуждением, в ходе которого выясняется, изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы, какие индивидуальные черты обучающегося позволили/не позволили ему выполнить задание на требуемом уровне (например, невнимательность, излишняя подвижность или пассивность и др.), даются необходимые рекомендации тьютором и наставником.

Профессиональные пробы могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путём чередования с теоретическими знаниями при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием стажировки. Образовательные организации самостоятельно определяют продолжительность профессиональных проб, разрабатывают и утверждают локальные нормативные документы, регламентирующие их организацию с учётом специфики выбранных обучающимися профилей.



Основной функционал наставников проектных команд, являющихся руководителями профессиональных проб, определяется следующими направлениями:

· ответственность за соблюдение учащимися правил техники безопасности;

· осуществление контроля над соблюдением сроков профессиональных проб и их содержанием;

· оказание методической помощи учащимся при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к отчёту;

· оценивание результатов выполнения учащимися программы профессиональных проб.

Общее руководство профессиональными пробами в рамках реализации Программы АСИ осуществляют члены регионального проектного офиса.

При организации и проведении профессиональных проб наставникам и членам региональных проектных офисов важно знать:

· Продолжительность рабочего дня учащихся при прохождении проб в возрасте от 16 до 18 лет составляет не более 15 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).



· Продолжительность рабочего дня учащихся при прохождении проб в возрасте от 15 до 16 лет составляет не более 12 часов в неделю (ст.91 ТК РФ).

Социальные пробы

Вовлечение учащихся — участников Программы АСИ в социальную практику позволяет решить значимые в современных условиях задачи, такие как формирование и развитие компетенции социального взаимодействия, социальной компетентности в целом. Социальная проба — это особый вид социальной активности, совокупность последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах на основе выбора способа поведения в этой деятельности и являющаяся средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций, в ходе которой подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего взаимодействия с другими людьми.

Социальная проба предполагает самооценку учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у молодых людей формируется определённая социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для дальнейшего вхождения в социальную среду.

Целями социальных проб являются:

· восприятие и осознание учащимися — участниками Программы АСИ информации о своём социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий;

· приобретение и осмысление качественно нового опыта социального взаимодействия;

· анализ и присвоение информации о своём взаимодействии с социумом.

Объектами деятельности в ходе социальных проб могут быть:

· социальные институты: инспекция по делам несовершеннолетних, отделение пенсионного фонда, отделение социального обеспечения граждан, центр психологической работы с детьми, подростками, дом культуры, учреждения здравоохранения, центры досуга (клуб, дискотека, выставка и др.) и другое;

· социальная среда: городской, сельский ландшафт, социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, игровые и спортивные площадки, стадионы и т. п.), территория школы, улицы микрорайона и другое;

· социальные явления: «социальные негативы» — девиантное поведение детей и подростков, курение, наркомания, употребление ненормативной лексики в общении, алкоголизм, фанаты, и другое;

· социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое влияние и др.).

Наиболее распространённымивидами социальной пробы являются:

· Экскурсия

· Интервью

· Анкетирование

· Пресс-конференция

· Наблюдение

· Социологическое исследование

· Встреча с компетентным специалистом

В ходе социальной пробы опыт общения учащегося с каким-либо социальным явлением должен быть переведён на качественно новый уровень за счёт расширения и углубления этого взаимодействия, выхода на более высокий уровень самостоятельности и ответственности в ходе такого взаимодействия.







Сейчас читают про: