Вариант контрольной работы для 9 класса

Задания:

1. Прочитайте текст.

2. Определите стиль и тип текста.

3. Перепишите выделенную часть последнего абзаца и расставьте знаки препинания.

4. Выпишите все возможные словосочетания из 4-го предложения последнего абзаца и определите тип подчинения.

5. Укажите виды придаточных в сложноподчиненных предложениях последнего абзаца.

В живом, обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным – дурное, злое, неправильное. В более строгом и узком смысле слова мораль – это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно знать, в чем состоят добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок.

Мораль – это сфера ценностей (оценок) и норм (правил). Однако не всякие оценки и не всякие нормы можно отнести к морали. «Певец прекрасно исполнил арию» – это оценочное высказывание, а требование «проезд в автобусе следует оплачивать сразу, не дожидаясь следующей остановки» – это нормативное высказывание, правило. Но являются ли эта оценка и это правило нравственными? Мы можем предполагать, что певец, арию которого мы прослушали с наслаждением, – замечательный человек, но непременной связи здесь нет: талантливый певец (или художник. или поэт) может и не быть образцом добродетели. Так же и своевременную оплату проезда в автобусе без кондуктора можно оценить как выполнение правила или обязательства, согласно которому транспортная компания обязуется перевезти пассажира, а пассажир – оплатить проезд. Но дисциплинированность и обязательность также не есть проявления нравственного совершенства.

Предварительно мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также – чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.

Рассмотрим к примеру правило «следует помогать слабым». Можно ли сказать исходя из его содержания что оно морально и что человек его выполняющий добр? Однозначно ответить на вопрос нельзя. Один помогает слабым считая что выполняет Божью заповедь. Другой помогает слабым видя в этом исполнение требований определенного авторитета имеющего к тому же власть воздавать по вине и заслугам третий помогает демонстративно в надежде на одобрение окружающих четвертый помогает в расчете на то что в случае необходимости помогут и ему пятый оказывает помощь потому что видит в этом выражение человечности учтивости и т.д. Итак, перед нами одно и то же правило и одинаковые по своему внешнему проявлению действия. Однако различие в мотивах, по которым совершается действие, внешне отвечающее определенному стандарту, дает нам в данном случае вместо одного – несколько различных поступков. С философской точки зрения, поступок сам по себе, «по природе» не является моральным.

(По материалам энциклопедии «Кругосвет»)

Анализ текста

Классы

Текст

Задания и вопросы

Баллы

…Народная речь стала мне музыкой. Я слушал, записывал слова, дивился этим чудесным коленцам русской речи, поворотам её от грусти к простодушно-смешному и внезапному взлёту на высоту человеческой мудрости.

Слова становились волшебными танцорами, и русский народ в своей простоте неистощим источником слове сн ых б о гатств.

Если же это ловить и уметь передавать на бумаге, то вот и я тут при деле, и я могу быть самим собой в единстве с людьми.

Словно з а ря вставала мне впереди… Выходило, что человек может выйти на свободу через радостный труд.

Всю жизнь я делал что-то не своё, и вдруг…

У меня теперь была цель писать о любимом… Я почуял в себе не и сс якаемый запас силы внимания к людям, которое не покидает меня и теперь и, мне верится, ни когда не покинет. Целебный источник выбился в душу мою из каких -то тёмных, неведомых недр, и с этого разу я стал независимым… (М.М. Пришвин)

  Спишите текст, вставив пропущенные буквы. 0,5*8= 4 балла
  Расставьте недостающие знаки препинания. 0,5*6= 3 балла
  Определите стиль текста. Для справок. Художественный с элементами публицистического. 1 балл
  Назовите тип текста. Для справок. Рассуждение с элементами описания 1 балл
  Утверждение, не соответствующее содержанию текста: А) Пришвин воспринимает родную речь так, как слушают музыку. Б) В устах народа русская речь поражает внезапным взлётом на высоту человеческой мудрости. В) Научиться передавать на бумаге свои мысли и чувства – значит быть самим собой. Г) Я не мог научиться тому, как стать независимым. 2 балла
  Продолжите синонимический ряд: неистощимый, неиссякаемый, _____________, ______________. Для справок. 0,5*4= 2 балла
  Замените словосочетание народная речь синонимичным со связью управление. Для справок. Речь народа 1 балл
  Словосочетания, в которых связь иная, чем согласование: А) Целебный источник. Б) Внезапный взлёт В) Вставала впереди. Г) Человеческая мудрость. Е) Радостный труд. Ж) Выбился в душу. 1*2= 2 балла
  Средства выразительности, которые используются в тексте: А) Эпитеты, метафоры, сравнения. Б) Синонимы. В) Предложения с однородными членами. Г) Анафора. 1*3= 3 балла
  Не является грамматической основой: А) Я стал независимым. Б) Заря вставала. В) Которая не покидает. Г) Делал что-то. 1 балл

Оценивание. Полученный балл разделить на 4 и округлить до целого, например 20:4-5 баллов или 17:4=4,25, т.е. 4 балла; 14:4=4,5, т.е. отметка «4»; 11:4=2,75, т.е. отметка «4».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: