Показания (цель): выполнение назначений врача, бактериальные инфекции.
ВАЖНО! Ребёнку грудного возраста нельзя вводить однократно в/мышечно более 1 мл разведённого антибиотика.
Противопоказания: определяет врач, индивидуальная непереносимость препарата.
Оснащение: флакон с антибиотиком, ампула или флакон с растворителем (новокаин 0,25%, 0,5% раствор, вода для инъекций), пилка, шприцы одноразового применения с иглами (ёмкость 10 мл и 2 мл), стерильные ватные шарики, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, спирт 70°, емкость с дезинфицирующим раствором.
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Прочитать название лекарства, сверить с назначением дозу, определить срок годности.
4. Рассчитать дозу антибиотика: дозу антибиотика во флаконе разделить на назначенную дозу антибиотика, полученное число = количеству растворителя в мл, а в шприц для инъекции набрать 1 мл полученного раствора. (Например, во флаконе 500000 ЕД а/б, а назначено 200000 ЕД. 500000 ЕД: 200000 ЕД = 2,5 мл растворителя).
|
|
5. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки, маску.
6. Распеленать ребенка и положить на живот.
7. Развести антибиотик и набрать 1 мл полученного раствора с соблюдением правил асептики и антисептики.
8. Обработать 2-мя ватными шариками, смоченными 70°спиртом кожу ягодицы ребенка.
9. Взять шприц в правую руку, а левой рукой собрать участок кожи в складку в наружном верхнем квадранте ягодичной области.
10.Поднести шприц с иглой к коже и энергичным движением ввести иглу в кожу и мышцу на 2/3 ее длины.
11.Медленно ввести антибиотик, приложив ватный шарик со спиртом к коже, быстро извлечь иглу из ягодицы.
12.Поместить шприц и иглы в емкость с дезинфицирующим раствором.
13.Запеленать ребёнка.
14.Оценить реакцию пациента на процедуру.
15.Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
16.Сделать запись о введении лекарства и реакции пациента.
Осложнения: аллергическая реакция, инфильтрат, абсцесс в месте инъекции.
Недопустимые ошибки: неправильно рассчитана и набрана доза антибиотика, нарушены правила асептики или антисептики.
ИВЛ и непрямой массаж сердца новорожденному
Показания (цель): асфиксия.
Противопоказания: нет.
Оснащение: дыхательная аппаратура: мешок «Амбу», детский ларингоскоп, эндотрахеальные трубки (одноразовые стерильные, разных размеров), электроотсос, набор катетеров для отсасывания слизи, фонендоскоп, секундомер, стерильные салфетки, пеленки, грушевидный баллончик, лекарственные препараты (0,1% адреналин, 5-10% альбумин, физраствор), лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, емкость с дезинфицирующим раствором.
|
|
Подготовительный этап.
1. Включить обогреваемый стол
2. Подготовить аппаратуру к работе.
Техника выполнения.
1. Сразу после рождения отсосать слизь, околоплодные воды из носа и рта ребенка электроотсосом или грушевидным баллончиком, отделить от матери.
2. Поместить ребенка под источник лучистого тепла, обтереть.
3. Придать ребенку правильное положение: валик под плечи, голова слегка запрокинута.
4. Отсосать содержимое из ротовой и носовой полостей – 5 сек.
5. Приступить к ИВЛ: на рот и нос ребенка наложить маску, соединенную с дыхательной аппаратурой или стерильную салфетку, сложенную в 4 слоя.
6. Проводить ритмичное введение воздуха путем нажатия на саморасправляющийся мешок, либо через салфетку изо рта в нос ребенку. Частота дыхательных движений 40 в минуту (10 вдохов за 15 секунд). Проводить ИВЛ 30 секунд.
7. Оценить ЧСС: подсчитать ЧСС в течение 6 сек., результат умножить на 10. Если ЧСС менее 80 ударов в мин., начать непрямой массаж сердца, не прекращая ИВЛ.
8. Наложить 2 пальца (указательный и средний пальцы одной руки или 2 больших пальца обеих рук, обхватив грудную клетку ребенка) на среднюю треть грудины. Надавливать с амплитудой 1,5 – 2 см, с частотой 120 нажатий в минуту (2 нажатия в секунду). Соотношение: 1 вдох – 3 нажатия на грудину.
9. Проводить ИВЛ и непрямой массаж сердца 30 секунд.
10.Оценить состояние ребенка: кожа розовеет, дыхание самостоятельное, ЧСС – 100 ударов в минуту – реанимацию прекратить, подать кислород.
11.Если состояние ребёнка не улучшается, то медсестра ассистирует врачу при интубации трахеи и введении лекарств в сосуды пуповины.
Осложнения: инфицирование, повреждение органов дыхания, перелом костей грудной клетки.
Недопустимые ошибки: нарушена последовательность этапов реанимации, нарушена частота и/или соотношение вдохов: нажатий.
Техника исследования дыхательных движений у грудного ребенка
Показания (цель): определение функционального состояния дыхательной системы ребенка.
Противопоказания: нет.
Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, фонендоскоп, ручка, температурный лист (лист наблюдения).
Техника выполнения.
1. Объяснить матери (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Детям раннего возраста подсчет дыхания лучше проводить во сне визуальным или аускультативным способом.
4. Визуальный способ:
- осторожно расстегнуть одежду;
- подсчитать дыхательные движения по экскурсии грудной клетки или движению живота строго за 1 минуту.
5. Аускультативный способ: фонендоскоп приблизить к носу ребенка и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту.
6. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
7. Записать полученные данные в температурный лист.
Примечания. Медсестра должна дать характеристику дыхания по следующим показателям: характер дыхания (поверхностный или глубокий); ритм дыхания; тип дыхания (у детей до 1 года дыхание брюшное или диафрагмальное).
Осложнения: нет.
Недопустимая ошибка: несоблюдение времени подсчёта частоты дыхания.
Техника исследования пульса у ребенка старшего возраста
Показания (цель): определение функционального состояния сердечно – сосудистой системы.
Противопоказания: нет.
Оснащение: секундомер или часы с секундной стрелкой, ручка, лист наблюдения (температурный лист).
Техника выполнения.
1. Объяснить ребенку (родственникам) цель и ход проведения процедуры.
2. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
3. Успокоить ребенка, удобно усадить или уложить его.
4. У детей исследуют пульс на лучевой артерии, для этого наложить 2,3,4, пальцы на лучевую артерию у основания большого пальца руки пациента, а 1 – й палец – на тыльную сторону предплечья.
|
|
5. Прижать артерию к лучевой кости и нащупать пульс.
6. Пульс исследуют в течение 1 мин.
Медсестра должна дать характеристику пульса по следующим показателям: синхронность, т.е. совпадение пульсовых ударов на обеих руках (при синхронном пульсе дальнейшую характеристику дают по одной руке); ритмичность пульса, т.е. равномерное чередование пульсовых волн (при неравномерном чередовании пульс считается аритмичным); частота пульса, т.е. количество пульсовых ударов в одну минуту; наполнение пульса, т.е. наполнение артерий кровью (сила пульсовых ударов), различают полный, слабый, нитевидный пульс; напряжение пульса определяют по силе, с которой нужно прижать лучевую артерию, чтобы полностью прекратить ее пульсовые колебания: различают умеренный, напряженный, мягкий пульс.
7. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
8. Записать результаты цифрами, либо отметить результаты в температурном листе по горизонтали точками красного цвета, по вертикали – дату (при соединении точек получают «кривую динамики частоты пульса») и сравнить с возрастной нормой.
Возраст | Пульс в 1 мин. |
1 – 2 года | 115 – 110 |
2 – 3 года | 110 – 105 |
3 – 7 лет | 105 – 90 |
8 – 12 лет | 80 – 75 |
старше 12 лет | 75 – 70 |
Осложнения: нет.
Недопустимые ошибки: нарушена техника определения пульса; несоблюдение времени подсчёта пульса.