Информация Профсоюза

ü ЦС Профсоюза, рассмотрев федеральный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации
по вопросам воспитания обучающихся», направил 2 июня 2020 года предложения к этому законопроекту в адрес председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.А. Никонова и
в Минпросвещения
России, с целью преодоления возникновения возможных противоречий между предлагаемыми новым федеральным законопроектом изменениями в Федеральный закон №273-ФЗ и его действующими положениями, а также с целью предотвращения увеличения объема составляемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, избыточной документации.

Профсоюзу, его организациям предстоит на практике убедиться
в обоснованности проявленной ЦС Профсоюза обеспокоенности, а также активно содействовать своевременному и эффективному разрешению возникающих вопросов.

ü Центральный Совет Профсоюза, рассмотрев проект паспорта федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование», а также финансово-экономическое обоснование, подготовленные Минпросвещения России во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации
от 23 января 2020 г. № Пр-127, пункт 2, направил 30.03.2020 г. свои предложения и замечания в адрес Общественно-делового совета по национальному проекту «Образование», членом которого является Председатель Профсоюза
Меркулова Г.И..

ü В частности, ЦС Профсоюза обратил внимание на следующее:

- в проекте Паспорта федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» используется устаревшая конструкция определения «патриотического воспитания»;

- в представленных материалах к проекту Паспорта рассматриваемого федерального проекта, к сожалению, отсутствует обобщенный анализ результатов реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», что приводит к дублированию ожидаемых результатов, содержащихся в ней, в представленном проекте Паспорта федерального проекта; 

- в проекте Паспорта имеется рассогласование целей, задач и средств достижения заявленных целей;

- необходимость включения в Паспорт федерального проекта комплекса мероприятий по вовлечению родителей в систему патриотического воспитания,
в реализации которого большую помощь может оказать и Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» (далее – НРА);

- учитывая, что одним из стержневых компонентов патриотизма является формирование уважения к национальной культуре и гражданственности, реализация данной задачи в школе должна осуществляться комплексно в рамках таких учебных предметов, как «история», «обществознание», «литература», «искусство» и «мировая художественная культура»; в связи с этим предлагается предусмотреть внесение изменений в программы изучения истории, литературы, географии и других предметов, связанных с патриотическим воспитанием обучающихся;

- целесообразность исключения из проекта Паспорта федерального проекта нескольких целевых показателей, поскольку проект Паспорта и представленные
к нему материалы не дают представления о том, как будет учтен имеющийся потенциал успешных региональных практик патриотического воспитания, а также итоги реализованных ранее государственных программ по развитию патриотического воспитания в Российской Федерации;

- учитывая, что Проект Паспорта федерального проекта предполагает финансовое обеспечение внедрения программ воспитания обучающихся общеобразовательных организаций (далее – ПВО), требуется уточнение: идет ли речь об одной или нескольких ПВО и как будут создаваться рабочие программы
(на образовательную организацию или на каждого обучающегося с учётом обеспечения индивидуального подхода в воспитании?), не указывается также, сколько программ воспитания обучающихся получат экспертную оценку;

- Профсоюз обращает внимание на вероятные риски в разработке и внедрении программ воспитания обучающихся, в том числе появление большого количества дополнительной отчетности (включая необходимость подсчета показателей вовлечения граждан в патриотическое воспитание), к формированию которой будут привлекаться вероятнее всего педагогические работники;

- в проекте Паспорта отсутствуют меры, направленные на обеспечение мотивации педагогических и иных работников к реализации поставленных
в федеральном проекте задач, выполнению мероприятий по формированию эффективной системы патриотического воспитания детей и молодёжи.

Соответствующими целевыми показателями, способствующими обеспечению мотивации, могли бы стать, например:

доля педагогических и иных работников общеобразовательных организаций,
в структуру заработной платы которых включены стимулирующие выплаты
за участие в федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», определенные Правительством РФ в соответствующем перечне стимулирующих выплат;

количество педагогических работников организаций дополнительного образования, получивших гранты на реализацию мероприятий федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;

- в проекте Паспорта говорится о реализации программы патриотического воспитания во внеучебное (во внеурочное) время. В таком случае возникают вопросы: кто из педагогических и иных работников будет привлекаться к ее реализации: все учителя или те из них, кто выполняет функции классного руководителя; педагоги дополнительного образования, работники из числа учебно-вспомогательного персонала (вожатые и др.)? Необходим четкий алгоритм решений и действий по кадровому обеспечению реализации рассматриваемого федерального проекта;

- представляется нецелесообразным формирование «Плана мероприятий
по реализации федерального проекта» только на основе контрольных точек, так как это делает представленный документ непонятным для восприятия родительской общественности, всех заинтересованных групп населения и даже для непосредственных исполнителей этих мероприятий – педагогических работников, вожатых, всех привлекаемых специалистов, в том числе входящих в состав управленческих команд.

Исходя из изложенного, ЦС Профсоюза счел необходимым предложить доработать План мероприятий по реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

ü ЦС Профсоюза принимал активное участие в подготовке методических рекомендаций и разъяснений, связанных с введением с 1 сентября 2020 года ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам общеобразовательных организаций в размере 5 тысяч рублей за классное руководство.

ü Министерством просвещения Российской Федерации (В.С.Басюк) по согласованию с председателем рабочей группы по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (Л.Н.Бокова), Председателем Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации (Г.И.Меркулова), утверждены Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 г. № ВБ-1011/08; письмо ЦС Профсоюза № 225 от 13.05.2020 г.).

ü Министерством просвещения Российской Федерации (В.С.Басюк) совместно с Общероссийским Профсоюзом образования (Г.И.Меркулова)
в целях оказания помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям общеобразовательных организаций, региональным, территориальным и первичным профсоюзным организациям в решении вопросов, возникающих в связи с выплатой вознаграждения за классное руководство подготовлены Разъяснения
по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28.05.2020 г. № ВБ-1159/08; письмо ЦС Профсоюза
№ 247 от 29.05.2020 г.).

ЦС Профсоюза обращает внимание руководителей региональных, межрегиональных организаций Профсоюза на то, что при использовании Разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций (далее – Разъяснения) региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза необходимо:

- добиваться принятия на уровне субъекта Российской Федерации решения
о синхронизации порядка выплаты за классное руководство, производимой
из бюджета субъекта Российской Федерации, с порядком выплаты денежного вознаграждения за классное руководство из федерального бюджета, имея в виду, что выплата из регионального бюджета также, как и денежное вознаграждение
за классное руководство из федерального бюджета, должна иметь фиксированный размер, не зависящий от количества обучающихся в классе, классе-комплекте;

- не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных педагогическим работникам из региональных бюджетов.

- обратить особое внимание на то, что согласно пункту 2 Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство…., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. № 448 (см. Сборник), субъектам Российской Федерации, в которых оплата труда работников на работах в местностях с особыми климатическими условиями осуществляется с учетом районных коэффициентов, превышающих размеры районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, межбюджетные трансферты в целях софинансирования
в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций из расчета 5 тысяч рублей в месяц, предоставляются только с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.

Из этого следует, что если в местностях с особыми климатическими условиями для расчета заработной платы работников, включающей ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство, применяются районные коэффициенты, превышающие размеры, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, то дополнительные расходы в связи с разницей в размерах коэффициентов должны осуществляться за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а отчетность о расходах бюджетов субъектов Российской Федерации и достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленного соглашением
с Минпросвещения России, должна предоставляться с учетом применения размеров районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР.

Ответственность за достоверность представляемых в Министерство просвещения Российской Федерации информации и документов, предусмотренных Правилами предоставления межбюджетных трансфертов, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

При ознакомлении с Разъяснениями возникал также вопрос
об использовании в практической деятельности абзаца 8 пункта 7, связанного
с временным замещением длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником
с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

В обращении по вопросу применения абзаца 8 пункта 7 Разъяснений заявителями предлагалось дать определение понятию «длительное отсутствие» педагогического работника, осуществляющего классное руководство, в целях его замещения другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство.

В своем ответе на обращение ЦС Профсоюза указал, что данный вопрос решать вправе сама образовательная организация.

Одновременно ЦС Профсоюза сообщено, что при решении данного вопроса образовательной организации необходимо определиться в том, какими финансовыми ресурсами она располагает для оплаты временного замещения отсутствующего педагогического работника, осуществлявшего классное руководство, другим педагогическим работником, имея в виду, что при отсутствии работника в случае его нетрудоспособности первые 3 дня оплачиваются за счет фонда оплаты труда работодателя; при отсутствии педагогического работника
по причине нахождения в отпуске в связи с обучением, при направлении его
в командировку, при получении им дополнительного профессионального образования работодатели сохраняют за работником среднюю заработную плату,
в связи с чем может отсутствовать возможность для установления замещающему работнику соответствующих выплат.

Эти и другие вопросы могут быть урегулированы в положении об оплате труда и (или) закреплены в коллективном договоре, как это рекомендовано
в абзаце четвертом пункта 7 Разъяснений
, не допуская при этом возложения
на педагогического работника классного руководства во втором классе, в том числе временно, без дополнительной оплаты.

ü На основе принятых на федеральном уровне актов, связанных с выделением субъектам Российской Федерации средств на осуществление денежного вознаграждения за классное руководство, а также указанных выше Методических рекомендаций и Разъяснений в мае 2020 г. ЦС Профсоюза подготовил Информационный бюллетень № 3 в виде сборника нормативных правовых актов, рекомендаций и разъяснений «Классное руководство в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее – Сборник), который был направлен
в региональные (межрегиональные) организации Профсоюза, а также размещен
на сайте Профсоюза для использования его всеми заинтересованными лицами.

ü C 27 по 30 июля проходил XI Межрегиональный форум молодых педагогов и их наставников «Таир», который на протяжении десяти лет собирает педагогов со всей страны в Республике Марий Эл (по инициативе председателя республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования
Пуртовой Л.В. при поддержке ЦС Профсоюза). В этом году идея воспитания стала темой Форума, который проходил в онлайн-формате: «Воспитание как смысл педагогической деятельности». Интерес к теме Форума проявили 1200 человек
из 55 регионов, большинство из которых никогда не бывали на форуме раньше, лишь 5% заявок были от участников прежних лет.

На Форуме с сообщением о роли Профсоюза в подготовке «Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования,
по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях» выступил
Романенков Е.Н.,
к.п.н., Заслуженный учитель, заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Профсоюза.

Участники Форума высоко оценили роль Профсоюза в проведении экспертной оценки проекта «Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях» и в подготовке рекомендаций. Также была одобрена позиция Профсоюза
в определении ответственности за организацию и результаты воспитательной работы с обучающимися общеобразовательных организаций – это коллективная ответственность всех педагогических работников, администрации, а не только классных руководителей.

Участники Форума выразили большую благодарность всем организаторам Форума, выступающим и экспертам.

Размещаем текст выступления Е.Н.Романенкова (по многочисленным просьбам участников Форума, прошедшего в онлайн-режиме)

Специалисты аппарата Общероссийского Профсоюза образования проводят экспертизу нормативно-правовых документов в системе образования, направленную прежде всего на соблюдение трудовых прав педагогических работников.

Так как тема воспитания проходит красной нитью через образовательный форум «Таир-2020», я предлагаю подробнее остановиться на последнем документе – методических рекомендациях для классных руководителей.

Эксперты, специалисты отдела по вопросам общего образования и правового отдела аппарата Профсоюза провели экспертизу представленного проекта «Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы классных руководителей» (далее – методические рекомендации), направленных на повышение значимости воспитания и социализации подрастающего поколения, обновление концептуальных подходов
к организации педагогической деятельности в этой области.

Делаю акцент на последней части наименования данных рекомендаций – по организации работы классных руководителей. И, уважаемые коллеги, вам задание: почему Профсоюз выступил против такого наименования проекта методических рекомендаций? Ответы ждём в чате в течение 5 минут. Спасибо!

В ходе проведенного всестороннего анализа методических рекомендаций
в письме, направленном в Министерство просвещения Российской Федерации, Профсоюз отметил, что в разрабатываемых рекомендациях важно сконцентрировать внимание на организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классные руководство, более четко определить порядок и условия их взаимодействия с другими участниками образовательных отношений, учитывая, что деятельность по воспитанию и социализации обучающихся осуществляется всеми педагогическими работниками, а также работниками из числа учебно-вспомогательного персонала под руководством администрации общеобразовательной организации.

Также Профсоюз отметил, что представленный проект методических рекомендаций требует существенных изменений и уточнений.

Рассмотрим внесенные Профсоюзом только основополагающие предложения, учитывающие и профессиональные интересы педагогических работников, и их права, то есть членов нашего Профсоюза:

1. Так, в проекте определены главные задачи деятельности классного руководителя, вытекающие из приоритетных задач Российской Федерации в сфере воспитания детей с учетом актуального социального запроса и заявленных принципов реализации воспитывающей деятельности и, конечно же, с учётом поправок, внесенных в «Закон об образовании в РФ» по предложению Президента России В.В. Путина.

Безусловно, Профсоюз с главными задачами деятельности классного руководителя согласен. Однако Профсоюзом было предложено определить главные задачи по воспитанию обучающихся для всех педагогических работников.

По мнению Профсоюза, методические рекомендации в области воспитания должны регулировать деятельность всех педагогических работников, в том числе педагогических работников, осуществляющих классное руководство.

2. В экспертном заключении Профсоюз отметил, что в соответствии
с пунктом 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденных приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 года № 536, классное руководство является дополнительным видом работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, и выполняется педагогическими работниками с их письменного согласия на условиях дополнительной оплаты, и регулируется трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору соответствующего педагогического работника.

Классное руководство – это особый вид педагогической деятельности, который относится к функции общеобразовательной организации, осуществляется педагогическими работниками за дополнительную плату и не является отдельной самостоятельной должностью.

3. Далее: Профсоюз обратил внимание авторов методических рекомендаций на неправомерность применения при регулировании деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, понятия «функциональные обязанности», вошедшего в проект методических рекомендаций, которое к тому же в Трудовом кодексе Российской Федерации отсутствует.

В связи с этим Профсоюз настоял на внесении следующей формулировки: «деятельность педагогических работников, осуществляющих классное руководство, представляет собой совокупность трудовых действий, обязательных для конкретного вида поручаемой педагогическому работнику дополнительной работы, связанной с классным руководством. Эти виды деятельности относятся не к должностным обязанностям по занимаемой должности, а к видам дополнительной педагогической работы за дополнительную оплату, непосредственно вытекающей из сущности, целей, задач, содержания и специфики деятельности образовательных организаций, связанных с воспитательной работой».

Так, специфика деятельности педагогического работника, осуществляющего классное руководство, состоит в том, что при обеспечении воспитательного процесса он одновременно работает персонально с отдельными обучающимися, учитывая их возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни, а также с классом как относительно постоянным ученическим сообществом, обладающим всеми особенностями социальных групп определённого возраста, межличностными отношениями и групповой динамикой. Воспитательные цели и задачи достигаются как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума.

Профсоюз особо подчеркнул, что реализация воспитательных задач осуществляется образовательной организацией, а педагогические работники либо осуществляют, либо обеспечивают выполнение определённых задач.

Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности, поэтому он должен постоянно взаимодействовать с семьями обучающихся, с другими педагогическими работниками образовательной организации и специалистами, взаимодействующими с учениками его класса, а также с администрацией образовательной организации.

И когда администрация образовательной организации или иные педагогические работники говорят классным руководителям – это ваши проблемы, и решайте их самостоятельно – вы, уважаемые коллеги, таких «творческих» участников образовательных отношений отсылайте к настоящим методическим рекомендациям со словами: процесс воспитания – это общее дело всех педагогических работников образовательной организации. Эта твёрдая позиция Профсоюза была принята и зафиксирована в методических рекомендациях.

Воспитательный процесс и социализация обучающихся осуществляются
в открытом социуме, с использованием всех его ресурсов, поэтому классный руководитель взаимодействует также и с внешними партнёрами, способствующими достижению принятых целей.

Исходя из целей и принципов воспитания и социализации обучающихся, признания сферы педагогической ответственности образовательной организации
в этих процессах, педагогический работник, осуществляющий классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности – такую позицию Профсоюз чётко обозначил, что и было закреплено в методических рекомендациях.

В этой связи Профсоюз отметил, что действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и обучения, являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

Также Профсоюз обратил внимание авторов проекта методических рекомендаций на постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. № 448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», в соответствии с которым, в частности, предусматривается выплата ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство, а не за работу классного руководителя.

Еще раз хочу вернуть вас, уважаемые коллеги, к названию проекта: «Методические рекомендации по осуществлению работы классного руководителя», то есть уже в самом названии было заложено несоответствие нормативно-правовому обоснованию деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство: то есть дано указание на должность «классный руководитель», хотя в Едином квалификационном справочнике должностей работников социальной сферы (ЕКС) такая должность отсутствует.

Авторами методических рекомендаций была предпринята попытка установить 36-часовую рабочую неделю для педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Профсоюз спросил: а на каком основании? И вот подходим к ответу на вопрос, заданный в начале моего разговора с вами, уважаемые коллеги.

«Во втором чтении» Профсоюзу всё-таки удалось убедить разработчиков, что для осуществления педагогическими работниками классного руководства действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день, в неделю, в месяц. Порядок выполнения указанной работы определяется общешкольными планами и графиками, личными планами, программами, графиками педагогического работника, осуществляющего классное руководство.

Исходя из этого, Профсоюз предложил новую редакцию наименования документа: «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях».

Такое название методических рекомендаций и было принято Министерством просвещения Российской Федерации.

Профсоюз настоял на том, что педагогический работник, осуществляющий классное руководство, должен заполнять всего два дополнительных вида документа: классный журнал (в электронной либо в бумажной форме – без дублирования) и план работы классного руководителя, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Уважаемые коллеги, пожалуйста, обратите внимание на следующее:
в целях недопущения расширения перечня избыточной отчетности
по классному руководству руководителям образовательных организаций необходимо руководствоваться подразделом «Классное руководство» раздела VIII приложения к письму Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России
от 21 марта 2017 года № 08-554
«О принятии мер по устранению избыточной отчетности». Профсоюз предложил данное положение найти отобразить в разрабатываемых рекомендациях. Что и было сделано разработчиками.

По предложению Профсоюза в раздел «Механизмы материального стимулирования педагогических работников к осуществлению классного руководства» было внесено следующее: выполнение дополнительной работы, связанной с классным руководством за дополнительную оплату, относится к существенным условиям трудового договора, в связи с чем изменения в трудовой договор допускаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ежемесячные выплаты педагогическим работникам за выполнение дополнительной работы, связанной с классным руководством, являются обязательным условием возложения на них осуществления этого дополнительного вида деятельности. Размеры выплат могут устанавливаться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, учитывая эти размеры при расчёте финансового норматива на эти цели при формировании субвенций местным бюджетам на оплату труда в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

Профсоюз обращает внимание на то, что в случаях принятия распорядительных документов, связанных с определением целей, задач, принципов осуществления и оценкой эффективности деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, поощрением их за эту дополнительную работу, важно учитывать, что эти работники состоят
в трудовых отношениях с общеобразовательной организацией, занимая,
к примеру, должность учителя.
Поэтому недопустимо вносить в локальные нормативные акты записи о награждении, поощрении, к примеру, Ивановой А.А., как классного руководителя, поскольку она не занимает такую должность, а является учителем.

В разделе «Механизмы нематериального стимулирования» Профсоюз предложил авторам методических рекомендаций обратить внимание на то, что механизмы нематериального стимулирования относятся к полномочиям субъектов РФ и органов местного самоуправления, чтобы при реализации в этой части методических рекомендаций ответственными за нематериальное стимулирование не стали бы только руководители общеобразовательных организаций.

В целях создания условий для реализации педагогическими работниками, выполняющими классное руководство, воспитательных задач Профсоюз предложил закрепить в методических рекомендациях следующие положения:

1) создание необходимых условий для работы в части материально-технического и методического обеспечения организуемой им воспитательной деятельности, методической поддержки и помощи в систематическом научно-теоретическом осмыслении классного руководства как проблемы;

2) непрерывное профессиональное развитие для совершенствования деятельности по классному руководству, в том числе на основе использования современных образовательных цифровых технологий, участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками, привлечения работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в том числе в форме стажировок.

В целях методического сопровождения нормативного регулирования вопросов осуществления педагогическими работниками классного руководства Профсоюз предложил рассмотреть возможность разработки примерного «Положения о классном руководителе» в качестве приложения к Методическим рекомендациям и отражения в нем содержания деятельности классного руководителя, которое будут принимать образовательные организации с учетом особенностей их деятельности (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Но это – уже другая история.

Принимая во внимание особый правовой статус педагогических работников в обществе (ч.2 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), Профсоюз счёл необходимым дополнить методические рекомендации содержанием о неприемлемости неуважительного отношения к чести и достоинству педагогических работников, а также о возможных способах урегулирования споров между участниками образовательных отношений. По мнению Профсоюза, педагогические работники, осуществляющие классное руководство, являются наиболее уязвимой категорией педагогических работников, подверженных насилию со стороны родителей и обучающихся, поскольку именно эта категория учителей на регулярной основе взаимодействует со всеми участниками образовательных отношений.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов участников образовательных отношений, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, создаются комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

В этой связи Профсоюз п редложил дополнить методические рекомендации содержанием, включающим в себя положения письма Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования № ВБ-107/08/634 от 19 ноября 2019 года «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений».

Уважаемые коллеги! Общенациональная, федеральная значимость процессов воспитания и особая роль классного руководства послужили основанием для поручения Президента Российской Федерации осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство в размере не менее 5 тысяч рублей с использованием средств федерального бюджета. Такая выплата в указанном размере будет осуществляться с 1 сентября 2020 года. Указанное вознаграждение должно выплачиваться дополнительно к ранее установленным доплатам, которые получают классные руководители в настоящее время.

Профсоюз вышел с инициативой подготовки совместно с Минпросвещения России разъяснений по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций.Эти разъясненияподготовлены.

12 мая 2020 г. Министерство просвещения Российской Федерации направило разработанные совместно с Общероссийским Профсоюзом образования и рабочей группой по вопросам совершенствования государственной политики в сфере развития информационного общества Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, для использования в работе.

На сайте Общероссийского Профсоюза образования (https://www.eseur.ru) вы можете ознакомиться и с методическими рекомендациями, и с разъяснениями в рубрике «новые материалы» или в рубрике «оплата труда».

Уважаемые коллеги! В заключение хочу отметить, что на экспертизу Профсоюзу был представлен проект методических рекомендаций на 44 листах. Найдётся ли время у классного руководителя внимательно ознакомиться с таким объёмом? И здесь Профсоюз спешит на помощь: в результате аналитической деятельности экспертов и специалистов аппарата Профсоюза были подготовлены методические рекомендации на 20 листах, которые, по нашему мнению, приемлемы для понимания и осуществления классного руководства.

Профсоюз выражает уверенность, что данные методические рекомендации помогут членам Профсоюза не только в определении направлений работы с классом, но и во взаимодействии с администрацией, всеми педагогическими работниками образовательной организации в проведении воспитательной работы с обучающимися. А первичным профсоюзным организациям – в соблюдении прав педагогических работников, осуществляющих классное руководство.

Благодарю за внимание!

















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: