Методические рекомендации по организации работы студентов во время прохождения практики

2. 1. Организационный этап: ознакомление с деятельностью образовательного учреждения, педагогическое наблюдение учебного процесса и методики преподавания истории в закрепленном классном коллективе

Данный этап начинается с проведения установочной конференции по производственной практике в вузе, организации встречи студентов с администрацией, учителями-предметниками и классными руководителями базовых школ и учебных заведений. 

В первый день пребывания в школе студенты знакомятся со школой, ее спецификой, традициями, целями и задачами педагогического коллектива 

Учителя-предметники и классные руководители дают характеристику классов и отдельных учащихся, освещают планы учебной и внеклассной работы на период практики. На данном этапе практикантам важно осуществить активное знакомство с учениками закрепленного класса, установить с ними психологический контакт и заложить основы для дальнейшего педагогического сотрудничества. Это достигается в первые три дня практики путем целенаправленного педагогического наблюдения различных уроков. 

Рекомендации по организации педагогического наблюдения уроков.

Целью педагогического наблюдения практикантом уроков истории является адаптация к реальному учебному процессу и образовательной среде в базовой образовательной организации. Это предполагает, с одной стороны, ознакомление практиканта с методикой преподавания учителя-предметника, а, с другой, - знакомство с составом ученического коллектива, познавательными возможностями и уровнем познавательной активности учащихся закрепленного за студентом класса. 

Для этого практиканту необходимо в течение первых трех дней практики посетить различные уроки в закрепленном классе соответственно расписанию занятий, организовать активное общение с учениками на переменах и после занятий, изучить школьную документацию, правила заполнения классных журналов, при необходимости ознакомиться с личными делами учащихся. 

В процессе наблюдения уроков истории особое внимание должно быть обращено на уровень обученности и обучаемости предмету, методический стиль учителя-предметника, способы взаимодействия учителя и учащихся на уроке, общие и индивидуальные показатели уровня знаний и сформированности основных умений учащихся по истории. 

Результаты педагогического наблюдения желательно фиксировать в «Дневнике наблюдения уроков».

 

«Дневник наблюдения уроков», как правило, включает следующие компоненты:

1. Титульный лист

2. Список учащихся класса

3. Расписание уроков

4. Таблицы наблюдения уроков (по количеству посещенных уроков)

5. Выводы по результатам педагогического наблюдения

С целью выявления познавательных интересов и получения дополнительной информации об учащихся студент может провести входное анкетирование школьников.

К завершению адаптационного этапа практики студент должен получить достаточно конкретные представления о составе класса и познавательных возможностях учеников, выявить дифференцированные группы учащихся с разным уровнем знаний и умений по истории.

Для осуществления последующей учебной работы по предмету под руководством учителя предметника практикант должен составить тематическое планирование уроков истории на весь период практики.

2.1.3. Рекомендации к составлению календарно-тематического планирования уроков. Составление тематическое планирование уроков является обязательной формой перспективного планирования учебного процесса учителем истории. Оно разрабатывается на основе примерной предметной образовательной программы и рабочей программы педагога по соответствующему курсу истории. Существуют различные модификации графического оформления этого вида планирования. В рамках данной производственной практики студентам предлагается следующая форма календарно-тематического планирования уроков.

Образец Календарно-тематическое планирование уроков ______________________________________

(название учебного курса истории, класс)

Практикант (ФИО) _____________________________________________

 

№ п/п Тема и тип урока Дата Кол-во часов Основные вопросы содержания урочной темы Учебное пособие, § учебника Образовательные ресурсы
1.            
2.            
3.            
4.            
5.            

 

2.2. Второй этап - основной. На нем осуществляется реальная педагогическая деятельность студентов в соответствии с задачами и установленным объемом заданий практики. Начиная со второй половины первой недели практики и до её завершения, студентам-практикантам необходимо: 

· провести самостоятельно уроки истории в закрепленном классе в соответствии с Базисным учебным планом и школьным расписанием занятий (не менее четырех); 

· посетить уроки студентов-практикантов в своей параллели классов и не менее двух уроков школьных учителей истории; 

· принять активное участие в организации внеклассной работы по истории (согласно плану методического объединения учителей истории или по собственной инициативе);

· разработать и провести одно внеурочное мероприятие по краеведению (викторина, учебная игра, занятие кружка, конкурс знатоков истории края, школьная олимпиада и т.д.);

· по заданию учителя или самостоятельно подготовить образовательные информационные и дидактические ресурсы к текущим урокам истории (комплекты документальных материалов, таблицы, опорные схемы или конспекты, демонстрационные карточки, дидактический инструктивный материал, наглядные пособия, презентации, аудиовизуальные средства обучения и т.п.).

 

В ходе практики студент должен систематически вносить данные в учетную карточку, записывать темы проведенных уроков в соответствии с датами их проведения. По результатам проведенных уроков учитель-предметник выставляет оценку и заносит ее в учетную карточку. 

Методические рекомендации по разработке плана-конспекта урока истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: