Проблематика современного литературного процесса в Удмуртии

Наконец в своей работе мы вплотную приблизились к современному литературному процессу, что и заявлено в названии работы. Но, прежде чем приступать непосредственно к анализу, необходимо погрузиться в контекст: причем не в контекст исторический, погружение в который читателю, в принципе, не требуется, а в суть происходящего в литературе Удмуртии в 2000-х гг. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы объяснить выбор материала для анализа.

    Современная поэзия Удмуртии — явление неоднородное в силу полиязычности региона, наследования современными авторами различных литературных традиции, широты представленных в поэзии тем. Современные культурные деятели, осмысляя реалии общественной и культурной жизни в лирике, создают мифопоэтический образ региона, а изучение особенностей региональных текстов позволяет углубиться в региональное и национальное самосознание. В условиях повсеместной глобализации и разрушения границ между регионами и даже странами, поэзия Удмуртии становится не только отражением жизни провинции, которая стремится сохранить индивидуальные черты, но и воплощает в себе самосознание эпохи. Поэзия республики является полноправной частью российской литературы, а потому представляет интерес для исследователей и критиков, а также достойна внимания со стороны научного сообщества не только в самой Удмуртии, но и за ее пределами.

Конец ХХ–начало XXI вв. в поэзии Удмуртии воспроизводит уже известные модели культуры, которые помогают поэтам преодолевать духовно-эстетический кризис, экспериментировать с формой и содержанием поэзии и в моменте получать оценку со стороны если не научного сообщества, но со стороны своих коллег. В основном, создаются различные поэтические объединения. Перечислим самые важные из них, чьи эстетические установки оказали большое влияние на современную поэзию региона. Отчасти это влияние обусловлено тем, что абсолютно большинство современных поэтов или входило в одно или несколько объединений, или тесно общалось с теми, кто входили в эти объединения.

    «Чайка» — творческое объединение, созданное в 1999 году и позже переформатировавшееся в вокально-инструментальный коллектив. вокально-инструментальный коллектив. У «Чайки» были вполне определенные художественные задачи и эстетические приоритеты: в произведении должна проявиться так называемая техника, реализоваться содержательно-интеллектуальная составляющая, но определяющим качеством текста лидер объединения А. Суднищиков считал эмоционально-психологическое начало. В 2009 году «Чайка» стала официальным объединением с полным текстом учредительных документов и примерно в тот же момент, по нашему мнению, закончилась как литературный эксперимент и творческая единица. Это был закономерный продукт заканчивающихся 1990-х, который не выдержал стремительной цифровизации.

Принципиально другие ценности и цели были у объединения «Брезентовая цапля». Это собрание поэтов, которые позиционировали себя как представителей неофициальной поэзии и идеологически были антагонистами той же «Чайке». Они демонстративно не принимали участия в литературных конкурсах и выступали как оппозиционеры традиционного искусства, экспериментировавшие со словом и отражавшие ключевые реальности современности.

Сооснователь объединения, поэт Андрей Гоголев неоднократно подчеркивал, что «Брезентовая цапля» была создана не как объединение, а как процесс: выступления «Цапли» были, по сути, открытыми чтениями, на которых может представлять свое творчество кто угодно. После отъезда одного другого основателя — Татьяны Репиной — в Санкт-Петербург, «Брезентовая цапля» фактически прекратила свое существование. Схожая форма воплощения была у творческого объединения «Запята», проводившего в 2014–2016 открытые вечера поэзии, на которых любой желающий мог прочитать свои стихотворения и получить обратную связь от публики, однако объединение мало пыталось анализировать современный литературный процесс или давать ему оценку.

Еще одно объединение, точнее, музыкально-поэтический проект — «Стихи на окнах подъезда №8», чьей целью является исследование взаимодействия музыки и стихотворения и репрезентация жанра аудиопоэзии, а в прошлом — разработка различных форм творческой самопрезентации (поэтических открыток, магнитов с фрагментами стихов и т.п.)

Особняком в этой череде объединений, созданных поэтами для читателей, стоит Штаб современной поэзии «ПоэтUp», созданный в июне 2016 года (преимущественно) читателями для поэтов. Целью проекта является консолидация и популяризация поэзии в Ижевске и Удмуртской Республике, а также просвещение. Основателями и идеологическими вдохновителями Штаба являются актеры молодежного театра Les Partisans, а проводимые ими мероприятия не ограничиваются поэтическими вечерами. Штаб проводит поэтические слэмы и лекции, открытые заседания (некоторые из тем, например, «Смерть жанра», «Внутренний мир», «Стихи и звуки» и др.). В отличие от поэтических вечеров, на открытых заседаниях поэты не только читают свои стихотворения, но также высказываются на заявленную тему, дискутируют с другими поэтами и зрителями, а в конце пытаются ответить на вопрос, вынесенный на повестку дня. Также штаб взял на себя просветительскую роль и в 2018 году открыл школа современной поэзии, не только обучая молодых поэтов республики, но и вписывая Удмуртию в общероссийский поэтический контекст, приглашая с лекциями, например, Льва Оборина или Андрея Родионова. Наконец весной и зимой 2018 года «ПоэтUp» выпускает два тома Альманаха современной поэзии Удмуртии. Именно первый выпуск Альманаха и был выбран в качестве материала для анализа современной региональной поэзии.

Андрей Гоголев в статье «Какая разница» [13], посвященной выпуску Альманаха, заметил, что «ПоэтUp» сделал для поэзии Удмуртии больше, чем иные поэтические формирования и сама «Брезентовая цапля» в свое время. В поисках ответа на вопрос «Почему именно он [штаб многое сделал]?», Гоголев приходит к выводу: потому что Штаб создан командой театралов, «а театр — это, прежде всего, архитектура действий. Если поэзия — это прилагательное, то театр — это глагол. То, что получилось у ребят, — наречие. Удмуртское наречие». Чего-то похожего в литературной жизни Удмуртии ранее не появлялось.

На сегодняшний день Альманах представляет собой самое полное самостоятельное печатное издание, которое постаралось отразить литературный процесс в регионе. Первый том вобрал в себя стихотворения десяти современных поэтов, родившихся или выросших в Удмуртии. Составители сборника во вступительном слове отмечают, что это «первый в своем роде сборник стихотворений ижевских поэтов», но, как дважды было отмечено в письменных рецензиях [25, 32], ему предшествовал как минимум сборник 2015 года «“Никуда этот мир не исчезнет…”: Поэзия Удмуртии. Избранное», выпущенный исследователями, которым хотелось объединить в одном издании русских и удмуртских авторов, «в творчестве которых весьма ярко проявляется образ нашего общего пространства, формирующий, в свою очередь, мироощущение современного человека, его внутренний мир» [37]. Но данная антология представляет собой подборку из достаточно зрелых поэтов, чье творчество уже отрефлексировано в критике и литературоведении (М. Зимина, С. Жилин, В. Фролов, В. Шихов, А. Сомов, М. Багаутдинов, В. Владыкин, А. Кузнецова, М. Федотов, В. Шибанов, С. Матвеев, П. Захаров, Л. Орехова). Кроме названных сборника, современные поэты Удмуртии имеют возможность печататься в региональном литературном журнале «Луч», молодежном журнале «Инвожо»; замечено периодическое появление удмуртских авторов в пермском литературном журнале «Вещь». Но эти издания посвящают поэзии лишь небольшую часть от всего объема, а выборка произведений оставляет желать лучшего. Поэтому для исследования мы выбрали именно Альманах.

Причиной выбора первого выпуска Альманаха стала освещенность (а точнее, неосвещенность) творчества авторов из первого выпуска в литературоведении: произведения поэтов из первого тома до сих пор не отрефлексированы научным сообществом в статьях или рецензиях. Исключение составляет статья С. А. Панарина «Одинокий голос Флаутино или пристрастные заметки о стихах Ирины Кадочниковой» и статья о кризисе территориальной идентичности в творчестве Т. Репиной, которая написана самой И. Кадочниковой.

Альманах состоит из произведений современных молодых авторов, чье творчество пока не было изучено литературоведами, и именно в этом состоит новизна и оригинальность первого выпуска. Судя по имеющимся рецензиям и отзывам от поэтов и ученых Удмуртии, а также устным обсуждениям книги на круглых столах, посвященных проблемам современной поэзии республики, Альманах представляет собой достойное уникальное издание с репрезентативной выборкой.

    Как заметила И. Кадочникова в своей рецензии «Ижевск, молодость, современность» [25], «составители книги относятся к современному литературному процессу именно как к процессу, в котором все ценностно значимо, все важно. Это время решит, кто и что останется в литературе». Составителям становится важно показать все многообразие достойной внимания (по их мнению) и потенциально интересной читателю современной лирики, создающейся буквально на их глазах, а не написанной 15-20 лет назад. Составители отдают анализ на откуп читателю, стараясь показать все многообразие современной региональной поэзии. Другой точки зрения придерживается А. Кузнецов в критической статье «С позиции „прокурора“» [32], который указывает на то, что Альманах представляет собой «не достижения, а проблемы местной литературы и культуры вообще в наше время». Объяснение этому можно найти в записи одного из составителей, Андрея Гоголева: «Похоже, это первое издание, которое формирует свой список авторов не по принципу тусовки, а по принципу, близкому к научному: показывают, что есть. Этот альманах своего рода индикатор: есть это, оно таково, мы в этом живем» (курсив наш — Т.Н.) [14] Также он отмечает, что данное издание представляет ценность не только для жителей Удмуртии, т.к. репрезентирует «реальность, выходящую далеко за пределы У. [Удмуртии]» и содержит в себе драму, «а драма — это человек и его борьба».

    Наконец, сами составители, стараясь оставаться непредвзятыми, осознавая свою опосредованную причастность к современному литературному процессу и не доверяя своему выбору в полной мере, привлекают к отбору участников профессионального сообщества, а также дают право голоса самим поэтам, представленным в сборнике. Во вступительном слове к первому тому Альманаха составители отмечают: «В отборе участвовало девять человек, пятеро из которых — основатели Штаба, а остальные — поэты, филологи, критики» [1, с. 4]. Таким образом, половина произведений была отобрана самими поэтами, а вторая половина — редколлегией. Для многих из поэтов Альманах стал первой публикацией в печати, что стало «абсолютным эксклюзивом для всех читателей, кто интернетом не пользуется и на поэтические вечера не ходит, лично авторов не слушает» [1, с. 4].

Таким образом, задачи первого тома совпали с нашим представлением о необходимом материале для анализа. Уже во втором томе были представлены более возрастные поэты, чьи произведения уже были отрефлексированы научным сообществом: З. Сарсадских, Л. Орехова, А. Корамыслов и др., поэтому закономерно, что второй том мог бы подойти по принципам подбора произведений и наполненности, но разошелся с нашими представлениями о материале анализа.

Отношение составителей к «литературному процессу как к процессу» объясняет отсутствие серьезных научных работ, посвященных творчеству молодых авторов. Научное сообщество республики, а также ученые из других регионов, заинтересованные в поэзии Удмуртии, в силу различных факторов готовы скорее изучать или российскую поэзию вообще, или авторов, чье творчество уже вошло в историю литературы Удмуртии, таких как К. Герд, А. Оки, Ф. Васильев. Исследованию такой литературы, например, посвящены уже три монографии: авторами двух из них стали М. Серова и И. Кадочникова, еще одной — А. Арзамазов. О внимании к этому слою культуры может свидетельствовать также тот факт, что к двум из трех сборников уже упомянутого нами В. Шихова предисловие написала О. Седакова.

Выбирать же для анализа лирику поэтов, которые недавно издали на собственные деньги первый сборник или вовсе никогда не печатавшихся даже в региональных литературных журналах (по причине того, что эти поэты не считают себя поэтами), — слишком радикально для провинциального научного сообщества. В конце концов, мы допускаем вероятность того, что исследователи могут просто не успевать официально отреагировать на все, что успевают написать молодые авторы.

Наконец, как отмечает в рецензии И. Кадочникова, «Альманах — издание, прежде всего, региональное, то есть нацеленное на репрезентацию удмуртского локуса сквозь призму эстетической рефлексии» [25]. Сами же составители во вступительном слове пишут: «В числе авторов много тех, кто живет за пределами Ижевска, но неразрывно с ним связан. Тех, кто высказывается о происходящем так, как видит. Дает возможность и другим увидеть с помощью их оптики Ижевск, молодость, современность» [1, с. 3]. Не согласиться с ними мы себе не позволим, а потому рассмотрим, как именно с помощью авторской оптики выглядит пресловутый удмуртский локус. Собирать материал для этого по десятку авторских сборников (если те вообще существуют) нам представляется занятием неблагодарным и напрасным.

Необходимость нового подхода к новой поэзии уже осмыслена исследователями, которые предлагают не изучать литературу, а стремиться к пониманию/объяснению/порождению нового текста на основе прочитанного. Таким образом, внимание современной филологии смещается не в сторону смыслопорождения или устройства текста, а в сторону смежных дисциплин, изучающих функционирование и взаимодействие литературы с контекстом, культурной системой.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: