1. Методологические основы исторической науки.
2. Многообразие концепций общественного развития.
3. Исторический путь России между Востоком и Западом.
4. Восточные славяне в догосударственный период (хозяйственная деятельность, общественный строй, религиозные представления).
5. Причины и последствия феодальной раздробленности.
6. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока в XIII-XV вв.
7. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика образования единого русского государства.
8. «Возрождение» и Реформация в Европе.
9. XVI век – «столетие выбора» для России.
10. Территориальная экспансия России в XVI-XVII вв. и её результаты.
11. XVII век в истории России. Церковный раскол и его последствия.
12. Промышленный переворот в Англии и его последствия.
13. Просвещение и политика «просвещенного абсолютизма» в Европе.
14. «Революция сверху» в России в первой четверти XVIII в.
15. Россия в XVIII в. после Петра: основные тенденции исторического развития.
16. Екатерина II. Социальная сущность политики «просвещенного абсолютизма».
17. Промышленный переворот в Европе: предпосылки, хронологические рамки, технические и социальные последствия. Особенности промышленного переворота в России.
18. Основные тенденции мирового развития в XIX веке.
19. Вопрос об историческом месте и судьбе России в общественных дискуссиях 30-40-ых годов XIX в.
20. Россия и модернизация. Буржуазные реформы 60-70-ых гг. XIX в., их значение.
21. Становление трёх направлений (консервативного, либерального, радикального) в общественном движении европейских стран и США.
22. Общественная мысль и особенности общественного движения в России во второй половине XIX в.
23. Капиталистическая модернизация экономики в пореформенной России в XIX в. и её особенности.
24. Россия в началеXX в. Историческая неизбежность революции.
25. Первая Мировая война и нарастание общенационального кризиса в России.
26. Революции 1917 г. в России: причины, итоги, значение.
27. Национальное и государственное строительство в СССР в 20-30-х годах.
28. Особенности международных отношений в межвоенный период.
29. Великая Отечественная война: основные этапы, итоги, значение.
30. НТР и её влияние на ход мирового развития.
31. СССР на завершающем этапе своей истории (80-ые годы XX в.).
32. Кризис мировой социалистической системы.
Приложение 7
ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ
1. Наука, изучающая развитие исторических знаний, называется:
А) историография,
б) палеография,
в) логика,
г) история.
2. Система наиболее общих принципов, положений и методов, составляющих основу той или иной науки, называется:
а) рефлексия,
б) историография,
в) закономерность,
Г) методология.
3. Установите соответствие между функцией исторического знания и ее определением:
а) познавательная | - предвидение будущего -б |
б) прогностическая | - выявление закономерностейисторического развития - а |
в) воспитательная | - формирование гражданских,нравственных ценностейи качеств - в |
4. Нестор считал ядром Древнерусского государства племенной союз:
а) радимичей,
Б) полян,
в) древлян,
г) вятичей.
5. К периоду существования Киевской Руси относится:
а) начало Великого переселения народов,
б) падение Западной Римской империи,
В) восстание древлян,
г) первое летописное упоминание о Москве.
6. Установите соответствие между термином, характеризующим взаимоотношения Руси с Золотой Ордой, и его определением:
а) ярлык | - ханская грамота, дававшая право на княжение –а, |
б) выход | - система взаимодействия Орды с русскимиземлями – в, |
в) иго | - ежегодная плата русичей Орде –б. |
7. В период правления Ивана III произошло (-ёл):
А) введение «Юрьева дня»,
б)пресечение династии Рюриковичей,
в) создание стрелецкого войска,
г) созыв Земского собора.
8. Начало Смутного времени было связано с правлением:
а) «семибоярщины»,
б) В. Шуйского,
в) Лжедмитрия I,
Г) Б. Годунова.
9. К «Смутному времени» относятся следующие события:
А) создание ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского,
б) введение заповедных лет,
В) венчание на царство Бориса Годунова,
г) восстание под предводительством С. Разина.
10. Свод законов Русского централизованного государства «Соборное уложение» был утвержден в ______ году:
а) 1551,
б) 1682,
В) 1649,
г) 1497.
11. Установите хронологическую последовательность событий эпохи Екатерины II:
а) начало крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева – 2,
б) секуляризация церковных имуществ – 1,
в) подписание «Жалованной грамоты городам» - 3.
12. Расположите важнейшие события периода конца XVIII в. – первой четверти XIX в. в правильной последовательности:
а) создание «военных поселений» под руководством А.А. Аракчеева – 3,
б) правление Павла I – 1,
в) появление проекта конституционных преобразований «Введение к Уложению государственных законов» М.М. Сперанского – 2.
13. Создание земств, введение адвокатуры, переход к всеобщей воинской обязанности связаны с правлением:
а) Петра I,
б) Александра III,
в) Екатерины II,
г) Александра II.
14. К истории Крымской войны 1853 – 1856 гг. относятся:
а) Синопская битва, оборона Севастополя;
б) Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр;
в) битва под Аустерлицем, Лейпцигская битва;
г) битва под Нарвой, сражение у деревни Лесная
15. В состав Российской империи во второй половине XIX века вошла территория:
а) Украины;
б) Финляндия;
в) Хивинского ханства;
г) Бессарабии.
16. К периоду I российской революции относится:
а) назначение главой правительства А.Ф. Керенского,
б) отречение Николая II от престола,
В) указ об учреждении Государственной думы,
г) установление двоевластия.
17. О нарастании общенационального кризиса в России в годы I мировой войны свидетельствовал (-о, -и):
а) запрещение деятельности политических партий,
б) «Ленский расстрел» на золотых приисках,
в) роспуск IV Государственной думы,
г) распутинщина, «министерская чехарда».
18. 5 января 1918 года открылось _____ собрание:
а) Государственное,
б) Федеральное,
В) Учредительное,
г) Законосовещательное.
19. Одной из черт политики «военного коммунизма» было:
а) создание совместных предприятий с иностранными инвесторами,
б) установление 8-часового рабочего дня,
в) стимулирование рыночных отношений,
Г) введение продразверстки.
20. Двумя основными чертами НЭПа являлись:
а) всеобщая трудовая обязанность,