а) умением педагогически мыслить;
б) умением наказывать детей;
в) умением узнавать мнение родителей об их ребенке;
г) умением соблюдать авторитарность в воспитании;
д) умением налаживать связи с бизнесменами.
6. К профессионально-педагогическим умениям воспитателя ДОУ относятся:
а) гностические
б) художественные
в) игровые
г) конструктивные
д) специальные
е) организаторские
ж) коммуникативные
з) инженерные
3. Определите, каким вы можете стать воспитателем, ответив на тест «Какой я воспитатель?».
«да, всегда» – 3 балла; «да,но не всегда» – 2 балла; «не могу» – 1 балл.
Можете ли вы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
2. Посоветоваться с ребёнком невзирая на его возраст?
3. Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
6. Поставить себя на место ребёнка?
7. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
8. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
9. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
10. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
11. Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Вы купили бы его себе?
12. Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Результаты:
27 – 36 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
15 – 27 баллов: Забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.
Менее 15 баллов: У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советуем обратиться к психологам, специальной литературе.
Темы рефератов и сообщений к занятию:
1. История становления педагогики раннего возраста как науки.
2. Классики педагогики о значении личности воспитателя.
3. Социальная значимость профессии педагога дошкольного образования.
4. Характеристика педагогической деятельности.
5. Виды и стили взаимодействия педагога и ребенка.
6. Основные функции педагогической деятельности.
7. Профессиональные умения и личностные качества педагога.
8. Современные требования к специалисту ДОУ.
9. Роль педагога в современном обществе.
10. Организация общения воспитателя и детей.
Литература:
1. Дошкольная педагогика [ Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И. Турченко. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 256 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента»
Практическое занятие (семинар) 4
Тема: «Психолого-педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста»
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Воспитание и развитие детей раннего и дошкольного возраста.
2. Раннее детство и его характеристика.
3. Характеристика детей дошкольного возраста.
4. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
5. Значение дошкольного детства в формировании личности ребенка.
6. Периодизация дошкольного возраста.
7. Закономерности развития ребенка раннего и дошкольного возраста.
Задания для самостоятельной работы:
1. Пополните словарь новыми терминами (возрастные периоды, ведущий вид деятельности, половая идентификация). Установите связи между ними.
2. Обоснуйте влияние разных видов деятельности на психическое развитие ребенка. Раскрывая вопрос о влиянии различных видов деятельности на психическое развитие детей, следует показать, как в различные возрастные периоды, ведущие виды деятельности способствуют формированию тех или иных личностных качеств.
3. Дайте характеристику особенностей психофизического развития ребенка в соответствии возрастной периодизацией Д.Б. Эльконина.
4. Выстройте последовательность
Возрастная периодизация от 0 до 7 лет, по Л.С. Выготскому, включает:
1. Ранний возраст
2. Новорожденность
3. Младший дошкольный возраст
4. Младенчество
5. Средний дошкольный возраст
6. Старший дошкольный возраст
Темы рефератов и сообщений к занятию:
1. Ценность дошкольного детства.
2. Общие закономерности физического и психического развития детей раннего возраста.
3. Особенности высшей нервной деятельности от рождения до трех лет.
4. Закономерности развития ребенка дошкольного возраста.
5. Факторы развития ребенка.
6. Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста.
7. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
8. Учет возрастных особенностей психического развития детей.
9. Плюсы и минусы обучения детей раннего возраста.
Литература:
1. Дошкольная педагогика [ Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И. Турченко. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 256 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Изда- тельство Юрайт, 2018. — 218 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06925-9. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/10F05688-E86B-4ADC-8CA3- B8E72F616A4B.
3. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 253 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06283-0. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/118766CF-ECF3-46A2- 84ED-DC14D63CD66B
4. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Н. С. Ежкова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 182 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8788-1. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/05A3C15F-EB74-49E3-A7CDF40F8C12E868.
5. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 411 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534- 03348-9. — Режим доступа: www.biblioonline.ru/book/3F7392A1-8F3E-42F7-B9D7-593DC687B8DA.