ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Методические рекомендации для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование 1 курс, 1 семестр
Курган, 2020
Кафедра: «Дефектологии»
Дисциплина: «Дошкольная педагогика»
Составил: старший преподаватель кафедры дефектологии
Утверждена на заседании кафедры от «___»___________20___г №___
Курс «Дошкольная педагогика» изучается студентами факультета психологии, дефектологии и физической культуры, обучающимися по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»
ВВЕДЕНИЕ
Обучение по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика» проводится в 1 семестре.
Цели и задачи дисциплины
Учебная дисциплина «Дошкольная педагогика» является одной из профилирующих в системе вузовской подготовки специалистов. Она работает на формирование мотивационной, теоретической и технологической готовности студентов к выполнению профессиональных функций.
|
|
В ходе изучения дисциплины решение педагогических проблем основано на признании:
- дошкольного детства как самоценного и малокомпенсируемого периода в формировании личности;
- ведущей роли воспитания и обучения в реализации генетически заложенной программы развития дошкольника;
- субъектной позиции ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье;
- значимости личностного, деятельностного, антропологического подходов к организации жизнедеятельности детей.
Цель дисциплины: способствовать формированию педагогической культуры и профессиональной компетентности будущих специалистов в области воспитания, обучения, развития и организации жизни детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Задачи дисциплины:
- формирование системы знаний студентов об особенностях физического, психического, личностного развития детей от 0 до 6 (7) лет; о сущности воспитания, обучения детей раннего и дошкольного возраста; принципах и особенностях организации режима дня детей; месте, целях, содержании, способах и видах деятельности дошкольников, специфичности развивающей среды; преемственности в работе ДОУ, семьи и школы и др.;
- развитие и совершенствование организационных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, аналитических и др. умений, определяющих профессиональную компетентность специалиста ДОУ;
- формирование ценностного, положительного эмоционального отношения к педагогическим знаниям и педагогической профессии.
|
|
Практическое занятие (семинар) 1
Тема: «Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики»
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Источники развития дошкольной педагогики.
2. Предмет, объект, задачи и методы дошкольной педагогики.
3. Понятийный аппарат дошкольной педагогики.
4. Связь дошкольной педагогики с другими науками.
5. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.
6. Методологические основы дошкольной педагогики.
7. Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника.
8. Теории развития личности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выписать в индивидуальный словарик трактовки понятия «наука», расставить смысловые акценты в определениях, выделить общие значимые признаки. На основе выделенных признаков доказать, что дошкольная педагогика самостоятельная наука.
2. Выявить связь дошкольной педагогики с другими науками.
3. Письменно в тетради обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов:
- Ш.А. Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»
- К.Д. Ушинский: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».
- К.Д. Ушинский: «Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».
- В.А. Сухомлинский: «Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»
4. Ответьте на тест по теме «Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики»
1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:
1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.
2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.
3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.
4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.
2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения»:
1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.
2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.
3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.
4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.
3.Укажите наиболее точные значения понятия «педагогика»:
1. Педагогика – область практической деятельности
2. Педагогика – искусство воспитания
3. Педагогика – область научного знания, наука
4. Педагогика – наука и искусство
4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:
1. в 17 веке
2. в 18 веке
3. в 20 веке
4. в 1148 году
5.С чьим именем связано становление научной педагогики:
1. Ж.Ж. Руссо
2. Я.А. Коменский
3. К.Д. Ушинский
4. И.Г. Песталоцци
5. Не знаю
6.Выделите источники педагогики как науки:
1. Литература
2. Искусство
3.. Религия
4. Народная педагогика
5. Педагогическая практика
7.Выделите отрасли современной педагогики:
1. Философия
2. Дошкольная педагогика
3. Психология
4. История педагогики
5. Педагогика школы
8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:
|
|
1. Частные методики
2. Коррекционная педагогика
3. Возрастная педагогика
4. История педагогики
9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:
1. Философия
2. Психология
3. Анатомия и физиология
4. Информатика
5. Математика
10.Укажите методы педагогического исследования:
1. Наблюдение
2. Изучение теоретических источников
3. Анкетирование
4. Лабораторный эксперимент
12.К разряду основных педагогических понятий относятся:
1. Личность
2. Образование
3. Деятельность
4. Метод
5. Педагогический процесс
13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки:
1. Ребенок
2. Закономерности развития ребенка
3. Закономерности воспитания ребенка
4. Взаимодействие педагога с ребенком
14. В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания:
1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский
2. «Материнская школа» Я.А. Коменский
3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили
4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский
5. «Поучение детям» В. Мономах
Темы рефератов и сообщений к занятию:
1. Филосовские основы отечественной дошкольной педагогики.
2. Естественнонаучные основы отечественной дошкольной педагогики.
3. Психологические основы отечественной дошкольной педагогики.
4. Историко-педагогические основы отечественной дошкольной педагогики.
5. Аксиологический подход в отечественной дошкольной педагогики.
6. Культурологический подход в отечественной дошкольной педагогики.
7. Системный подход в отечественной дошкольной педагогики.
8. Деятельностный подход в отечественной дошкольной педагогики.
9. Деятельностно-творческий подход в отечественной дошкольной педагогики.
10. Личностный подход в отечественной дошкольной педагогики.
11. Синергетический подход в отечественной дошкольной педагогики.
12. Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника Д. Б. Эльконина.
13. Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника Д. И. Фельдштейна.
|
|
14. Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника Ш. А. Амонашвили.
15. Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника В. Т. Кудрявцева.
16. Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника В. В. Зеньковского.
17. Когнитивная теория развития личности ребенка (Ж. Пиаже).
18. Психоаналитические теории развития личности ребенка (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др).
19. Теория развития личности ребенка – теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт)
20. Бихевиористкая теория развития личности (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.).
21. Гуманистические теории развития личности ребенка (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер).
22. Деятельностный подход к развитию личности ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев).
Литература:
1. Дошкольная педагогика [ Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И. Турченко. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 256 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».
2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие.-М:Мозаика-Синтез, 2013.- Доступ из ЭБС «Консультант студента».