Тема: «Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики»

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

 

 

  Методические рекомендации для практических (семинарских) занятий и самостоятельной работы студентов очной, очно-заочной и заочной формы обучения  44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование 1 курс, 1 семестр

 

                                     

Курган, 2020

 

 Кафедра: «Дефектологии»

 

Дисциплина: «Дошкольная педагогика»

 

Составил: старший преподаватель кафедры дефектологии

 

Утверждена на заседании кафедры от «___»___________20___г №___

 

   Курс «Дошкольная педагогика» изучается студентами факультета психологии, дефектологии и физической культуры, обучающимися по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование»

  

ВВЕДЕНИЕ

         Обучение по учебной дисциплине «Дошкольная педагогика» проводится в 1 семестре.

Цели и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Дошкольная педагогика» является одной из профилирующих в системе вузовской подготовки специалистов. Она работает на формирование мотивационной, теоретической и технологической готовности студентов к выполнению профессиональных функций.

В ходе изучения дисциплины решение педагогических проблем основано на признании:

- дошкольного детства как самоценного и малокомпенсируемого периода в формировании личности;

- ведущей роли воспитания и обучения в реализации генетически заложенной программы развития дошкольника;

- субъектной позиции ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье;

- значимости личностного, деятельностного, антропологического подходов к организации жизнедеятельности детей.

Цель дисциплины: способствовать формированию педагогической культуры и профессиональной компетентности будущих специалистов в области воспитания, обучения, развития и организации жизни детей раннего и дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Задачи дисциплины:

- формирование системы знаний студентов об особенностях физического, психического, личностного развития детей от 0 до 6 (7) лет; о сущности воспитания, обучения детей раннего и дошкольного возраста; принципах и особенностях организации режима дня детей; месте, целях, содержании, способах и видах деятельности дошкольников, специфичности развивающей среды; преемственности в работе ДОУ, семьи и школы и др.;

- развитие и совершенствование организационных, проектировочных, конструктивных, коммуникативных, аналитических и др. умений, определяющих профессиональную компетентность специалиста ДОУ;

- формирование ценностного, положительного эмоционального отношения к педагогическим знаниям и педагогической профессии.

Практическое занятие (семинар) 1

Тема: «Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики»

 

Вопросы для подготовки и обсуждения:

1. Источники развития дошкольной педагогики.

2. Предмет, объект, задачи и методы дошкольной педагогики.

3.  Понятийный аппарат дошкольной педагогики.

4. Связь дошкольной педагогики с другими науками.

5. Теоретические основы отечественной дошкольной педагогики.

6.  Методологические основы дошкольной педагогики.

7. Современные педагогические теории и концепции воспитания и развития ребенка-дошкольника.

8. Теории развития личности.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Выписать в индивидуальный словарик трактовки понятия «наука», расставить смысловые акценты в определениях, выделить общие значимые признаки. На основе выделенных признаков доказать, что дошкольная педагогика самостоятельная наука.

2. Выявить связь дошкольной педагогики с другими науками.

3. Письменно в тетради обоснуйте, как вы понимаете слова великих педагогов:

- Ш.А. Амонашвили: «Действительно гуманная педагогика - это та, которая в состоянии приобщить ребенка к процессу созидания самого себя»

-  К.Д. Ушинский: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности».

-  К.Д. Ушинский: «Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

- В.А. Сухомлинский: «Истинное воспитание совершается только тогда, когда есть самовоспитание»

4. Ответьте на тест по теме «Теоретико-методологические основы дошкольной педагогики»

 

1. Укажите наиболее точные понятия «дошкольная педагогика»:

1. Дошкольная педагогика – это наука об обучении детей дошкольного возраста.

2. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании детей от рождения до поступления в школу.

3. Дошкольная педагогика – это наука об образовании и развитии детей дошкольного возраста.

4. Дошкольная педагогика – это искусство воспитания, обучения детей дошкольного возраста.

 

2.Укажите наиболее точное определение понятия «обучения»:

1. Обучение – это целенаправленный, планомерный процесс передачи учащимся знаний, умений, навыков.

2. Обучение – это процесс взаимосвязанной, последовательно изменяющейся деятельности воспитателя и ребенка, направленный на формирование знаний, умений, навыков, всестороннее развитие ребенка.

3. Обучение – это процесс активного, целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества.

4. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, в ходе которого осуществляется образование, разностороннее развитие личности.

 

3.Укажите наиболее точные значения понятия «педагогика»:

1. Педагогика – область практической деятельности

2. Педагогика – искусство воспитания

3. Педагогика – область научного знания, наука

4. Педагогика – наука и искусство

 

4.В какое время педагогика стала оформляться как отрасль теоретического знания:

1. в 17 веке

2. в 18 веке

3. в 20 веке

4. в 1148 году

 

5.С чьим именем связано становление научной педагогики:

1. Ж.Ж. Руссо

2. Я.А. Коменский

3. К.Д. Ушинский

4. И.Г. Песталоцци

5. Не знаю

 

6.Выделите источники педагогики как науки:

1. Литература

2. Искусство

3.. Религия

4. Народная педагогика

5. Педагогическая практика

 

7.Выделите отрасли современной педагогики:

1. Философия

2. Дошкольная педагогика

3. Психология

4. История педагогики

5. Педагогика школы

8.Какая отрасль педагогики изучает теоретические основы воспитания детей с нарушениями в развитии:

1. Частные методики

2. Коррекционная педагогика

3. Возрастная педагогика

4. История педагогики

9.Связь педагогики с какими науками наиболее существенна:

1. Философия

2. Психология

3. Анатомия и физиология

4. Информатика

5. Математика

10.Укажите методы педагогического исследования:

1. Наблюдение

2. Изучение теоретических источников

3. Анкетирование

4. Лабораторный эксперимент

 

12.К разряду основных педагогических понятий относятся:

1. Личность

2. Образование

3. Деятельность

4. Метод

5. Педагогический процесс

 

13. Укажите, что является предметом дошкольной педагогики как науки:

1. Ребенок

2. Закономерности развития ребенка

3. Закономерности воспитания ребенка

4. Взаимодействие педагога с ребенком

 

14. В какой книге впервые была представлена система дошкольного воспитания:

1. «Великая дидактика» Я.А. Коменский

2. «Материнская школа» Я.А. Коменский

3. «Здравствуйте, дети» Ш.А. Амонашвили

4. «Рождение гражданина» В.А. Сухомлинский

5. «Поучение детям» В. Мономах

Темы рефератов и сообщений к занятию:

1. Филосовские основы отечественной дошкольной педагогики.

2. Естественнонаучные основы отечественной дошкольной педагогики.

3. Психологические основы отечественной дошкольной педагогики.

4. Историко-педагогические основы отечественной дошкольной педагогики.

5. Аксиологический подход в отечественной дошкольной педагогики.

6. Культурологический подход в отечественной дошкольной педагогики.

7. Системный подход в отечественной дошкольной педагогики.

8. Деятельностный подход в отечественной дошкольной педагогики.

9. Деятельностно-творческий подход в отечественной дошкольной педагогики.

10.  Личностный подход в отечественной дошкольной педагогики.

11.  Синергетический подход в отечественной дошкольной педагогики.

12.  Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника Д. Б. Эльконина.

13. Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника Д. И. Фельдштейна.

14.  Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника Ш. А. Амонашвили.

15.  Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника В. Т. Кудрявцева.

16.  Педагогическая концепция воспитания и развития ребенка-дошкольника В. В. Зеньковского.

17. Когнитивная теория развития личности ребенка (Ж. Пиаже).

18. Психоаналитические теории развития личности ребенка (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др).

19.  Теория развития личности ребенка – теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт)

20.  Бихевиористкая теория развития личности (Дж. Уотсон, А. Бандура, Б. Скиннер и др.).

21.  Гуманистические теории развития личности ребенка (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер).

22.  Деятельностный подход к развитию личности ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев).

 

Литература:

1. Дошкольная педагогика [ Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И. Турченко. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 256 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».

2. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учебное пособие.-М:Мозаика-Синтез, 2013.- Доступ из ЭБС «Консультант студента».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: