Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Воспитание и его реальная цель.
2. Компоненты процесса воспитания (Ю. К. Бабанский).
3. Формы воспитания.
4. Классификация методов воспитания дошкольников в ДОУ (по Ю. К. Бабанскому).
5. Средства воспитания.
6. Ведущие принципы воспитания.
Задания для самостоятельной работы:
1. Пополните словарь новыми терминами (воспитание, принципы воспитания, формы воспитания, методы воспитания, средства воспитания).
2. Составить таблицу методы воспитания в ДОУ.
Таблица 3
Методы воспитания в ДОУ
Методы воспитания | Характеристика | ||
1. Методы формирования сознания личности | |||
1. Словесные методы | |||
2. Наглядные методы: | |||
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения | |||
1. Приучение. | |||
2. Упражнение. | |||
3. Воспитывающие ситуации | |||
4. Игровые методы | |||
3. Методы стимулирования деятельности и поведения | |||
1. Поощрение | |||
2. Порицание | |||
3. Создание для ребенка ситуации успеха. | |||
4. Соревновательные методы | |||
4. Методы контроля и анализа эффективности воспитательного процесса
| |||
1. Наблюдение за поведением, характером общения и деятельности ребенка. | |||
2. Специальные ситуации, диагностирующие уровень воспитанности ребенка. | |||
3. Беседы с детьми и родителями. | |||
4. Анкетирование специалистов ДОУ, родителей. | |||
5. Обыгрывание проблемных жизненных ситуаций. | |||
6. Социометрия. | |||
7. Специально разработанные методики оценки развитости личностных качеств, направленности личности, способностей, умений |
3. Ответьте на тест к теме «Воспитания детей в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения»:
1.Воспитание детей дошкольного возраста – это:
а) процесс приобщения к миру общечеловеческих ценностей
б) процесс формирования моральных ценностей
в) процесс взаимодействия взрослого с ребенком направленный на формирование личностных качеств ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями
2. Из предложенных групп ценностных отношений выберите ту, в которой представлены общечеловеческие ценностные отношения:
а) Отношение к семье, отношение к самому себе, отношение к Отечеству, отношение к культуре, отношения к искусству, отношение к религии
б) отношение к национальной культуре, отношение к материальной культуре, отношение к историческим событиям своей страны, отношение к национальным героям, отношения к традициям своей семьи
в) отношения к национальным праздникам, отношения к дням собственного рождения, отношение к родословной, отношение к православию, отношение к русской культуре
|
|
3. Определите методы, которые не применяются в воспитании детей:
а) внушение
б) физическое наказание
в) приучение к правилам общественного поведения
4. Каково назначение идеальной цели воспитания:
а) является ориентиром на возможности человека
б) помогает сформулировать задачи воспитания в разных направлениях многогранной личности
в) является основой разработки задач в образовательных программах
5. Определите закономерности воспитания детей дошкольного возраста:
а) активность самого ребенка
б) потребность ребенка в любви
в) личность эффективно развивается в ситуации успеха
в) соблюдение прав ребенка
6. Назовите условия эффективности применения методов воспитания:
а) тактичность применения метода
б) реальность метода
в) гуманность применения метода
г) изолированность методов
7. Какие методы должны быть преобладающими в дошкольном возрасте:
а) практические методы
б) методы формирования сознания
в) методы убеждения
г) методы наказания
Темы рефератов и сообщений к занятию:
1. Воспитание - ведущая функция педагогики дошкольного детства.
2. Цели и задачи воспитания в дошкольной педагогике.
3. Современные подходы к определению цели и задач воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
4. Индивидуальное воспитание и развитие ребенка в условиях ДОУ.
5. Воспитание дошкольников в процессе обучения на занятиях.
6. Современное дошкольное воспитание за рубежом.
7. Деятельностный характер развития в системе воспитания дошкольников.
8. Основные направления воспитательной работы в ДОУ.