Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Теория игры и ее значение для развития ребенка.
2. Игра как исторически возникший вид деятельности человека.
3. Особенности и место детской игры в жизни ребенка.
4. Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
5. Структурные элементы игры и их характеристика.
6. Подходы зарубежных и отечественных исследователей к проблеме классификации игр детей дошкольного возраста.
7. Значение и классификация детских игр.
8. Место игры в педагогическом процессе ДОУ.
9. Технология руководства играми разных видов.
10. Требования ФГОС к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Задания для самостоятельной работы:
1. Дать характеристику творческой игре и ее развитию в тетради по плану:
- Источники происхождения творческих игр.
- Классификация игр, многообразие форм.
- Характеристика основных структурных компонентов.
2. Дать характеристику театрально-игровой деятельности дошкольников в тетради по плану:
|
|
- Значение театрализованных игр для становления личности ребенка.
- Виды театрализованных игр, их характеристика.
- Методика организации отдельных видов игр в театр.
- Игры по сюжетам литературных произведений.
- Игры-драматизации.
3. Дать характеристику дидактическим играм в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками в тетради по плану:
- Понятие о дидактической игре.
- Дидактические игры в классической и современной педагогике.
- Классификация дидактических игр.
- Структура и функции дидактической игры.
- Условия использования дидактических игр в детском саду.
- Основные направления руководства дидактическими играми.
- Общие требования и методика руководства дидактическими играми.
- Особенности руководства играми в разных возрастных группах.
4. Ответьте на тест к теме «Ребенок дошкольного возраста как субъект игровой деятельности»
1. Дополните фразу: «Основные компоненты игры как деятельности»:
а) цель
б) мотив
в) результат
г) действия
д) воображаемая ситуация
е) роли
2. Творческие игры это:
а) игры-драматизации
б) игры-забавы
в) сюжетно-ролевые
г) подвижные
д) музыкальные
ж) дидактические
3. Основа игр с правилами:
а) свод формализованных правил
б) воображаемая ситуация
в) набор игровых действий
г) выигрыш
4. Игры с правилами:
а) шахматы
б) лото
в)»магазин»
г) дочки-матери
д) парные картинки
5. Тип отношений играющих в играх с правилами:
а) дружеские взаимоотношения
б) сопричастности
в) состязания и соперничества
г) сотрудничество
д) соперничество
6. Конечный результат в творческих играх:
|
|
а) его нет
б) реализация игрового замысла
в) выигрыш
г) творческое воссоздание действий
д) победа
е) установление дружеских взаимоотношений
7. Основная цель творческих игр:
а) насладиться процессом
б) реализация замысла
в) принять роль
г) действия с предметами
д) организация досуга
8. Основные игровые средства:
А) игрушки
Б) воображаемые предметы
В) предметы-заместители
Г) роли
Д) игровые действия
9.Основные компоненты сюжетно-ролевых игр:
а) дидактическая задача
б) игровая задача
в) воображаемая ситуация
г) роль
д) игровые действия
е) правила
10. Характерные особенности сюжетно-ролевых игр старших дошкольников:
а) цепочка из 1-2 действий
б) роли не осознаются
в) воображаемая ситуация удерживается взрослым
г) содержанием игр являются отношения взрослых
11. Выделите верное утверждение:
а) «игра дитя труда»
б) игра социальна по содержанию
в) игра социальна по происхождению
г) «труд дитя игры»
д) игра имеет биологическое происхождение
12. Назовите исследователей технологий сюжетно-ролевых игр:
а) А.П. Усова
б) Д.Б. Менджерицкая
в) Л.С.Выготский
г) С.Л. Новоселова
д) Н.А. Короткова
е) А.Н. Леонтьева
13.Назовите основные компоненты дидактических игр:
а) воображаемая ситуация
б) дидактическая задача
в) игровые взаимоотношения
г) правила
д) роли
е) игровые действия
14. Определите зависимость от игрушки игровой деятельности старшего дошкольника:
а) ребенок сначала определяет игру, затем игрушку
б) ребенок сначала выбирает игрушку, потом игру
в) игра не зависит от игрушки
г) игра может протекать без игрушки
д) игрушка – материальная основа игры
15. Какие потребности удовлетворяются в игре:
а) потребность в движении
б) потребность в общении
в) потребность в действиях с предметами
г) биологические потребности
д) потребность в познании окружающего мира
16. Выделите основные компоненты технологии руководства сюжетно-ролевыми играми С.Л. Новоселовой:
а) минимальное число игрушек
б) обучающие игры
в) игра «телефон»
г) активизирующее общение взрослого с ребенком
д) предметно-игровая среда
е) игры-придумывания
ж) ознакомление с окружающим
17. Выделите парадоксы игры, выделенные Л.С. Выготским:
а) игра-школа воли
б) игра-школа морали
в) противоречие между желаниями и возможностями
г) игровые и реальные отношения
д) необходимость руководства творческой деятельности
е) воображаемая ситуация все время развивается
Темы рефератов и сообщений к занятию:
1. Происхождение и сущность игры как деятельности (Г.В. Плеханов, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
2. Специфика сюжетно-ролевой игры: ее структура, содержание, закономерности развития.
3. Специфика режесерской игры: ее структура, содержание, закономерности развития.
4. Особенности, структура, классификация и руководство дидактической игрой дошкольников.
5. Специфика и виды театрализованных игр. Организация и руководство театрализованными играми.
6. Организация и руководство строительными играми.
7. Компьютерные игры в ДОУ. Специфика и виды компьютерных игровых программ для дошкольников.
8. Психолого-педагогические требования к организации компьютерных игр в ДОУ.
9. Особенности и требования к организации и проведению подвижных игр.
10. Особенности организации воспитания, обучения и развития детей данной возрастной группы в условиях игровой деятельности.
11. Возможности детей в овладении содержанием игровой деятельности.
12. Требования к организации игровой деятельности и условия успешности ребёнка
Литература:
1. Дошкольная педагогика [ Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И. Турченко. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 256 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».
|
|
2. Гилева, А.В. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: курс лекций [Текст] /А.В. Гилева. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2007. – 76 с.
3. Теория и методика игры: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. Ф. Кумарина, 0. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, 0. А. Степановой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 276 с. – (Серия: Бакалавр. Прикладной курс). ISBN 978-5-534-00245-4, То же [Электронный ресурс]. – URL: https://biblioonline.ru/book/452C190E-303E-4CEE-B507-A196C6BCC93F/teoriya-i-metodika-igry