Тема: «Игрушки, как основное средство развития и воспитания дошкольников»
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Характеристика и классификации игрушек.
2. Требования к игрушке.
3. История игрушки.
4. Выбор и значение игрушек для дошкольников в разные периоды его развития.
5. Роль игрушки в развитии ребенка.
6. Современные игрушки.
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполните таблицу «Виды игрушек»
Таблица 5
«Виды игрушек, их применение на разных периодах дошкольного возраста»
Виды | Описание | Возраст детей | ||||
Младен-чество до 1 года | Преддош-кольный 1-3 года | Младший дошкольный 3-4 года | Средний дошкольный 4-5 лет | Старший дошкольный 5-6 лет | ||
Сюжетно-образные игрушки | ||||||
Радиоуправляемые игрушки | ||||||
Спортивные игрушки | ||||||
Моторные игрушки | ||||||
Обучающие игрушки | ||||||
Строительные игрушки | ||||||
Музыкальные игрушки | ||||||
Театральные игрушки | ||||||
Деревянные игрушки | ||||||
Пластмассовые игрушки | ||||||
Резиновые игрушки | ||||||
Металлические игрушки | ||||||
Ткань и мех | ||||||
Игрушки из керамики, фарфора и фаянса |
Темы рефератов и сообщений к занятию:
1. Классификация игрушек: сюжетно-образные, строительно-конструкторские, технические, дидактические, музыкальные, театральные и др.
2. Народная игрушка, её художественные и педагогические достоинства.
3. История развития игрушки.
4. Игрушка и ее педагогическое значение.
5. Требования к игрушке.
6. Современная классификация.
Литература:
1. Дошкольная педагогика [ Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И. Турченко. - 3-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 256 с. – Доступ из ЭБС «Консультант студента».
2. Гилева, А.В. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: курс лекций [Текст] /А.В. Гилева. – Соликамск: Изд-во СГПИ, 2007. – 76 с.
3. Теория и методика игры: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Г. Ф. Кумарина, 0. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко; под ред. Г. Ф. Кумариной, 0. А. Степановой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 276 с. – (Серия: Бакалавр. Прикладной курс). ISBN 978-5-534-00245-4, То же [Электронный ресурс]. – URL: https://biblioonline.ru/book/452C190E-303E-4CEE-B507-A196C6BCC93F/teoriya-i-metodika-igry
Практическое занятие (семинар) 10
Тема: «Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста»
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Психолого-педагогические условия умственного воспитания дошкольников:
1.1. Понятие об умственном развитии и умственном воспитании.
1.2. Задачи умственного воспитания.
1.3. Методы и средства ознакомления детей с окружающей действительностью.
1.4. Диагностика умственного развития дошкольников.
2. Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
2.1. Понятие о нравственном воспитании и нравственном развитии.
2.2. Задачи нравственного воспитания.
2.3. Принципы и методы нравственного воспитания.
2.4. Условия нравственного воспитания дошкольников.
3. Основы физического воспитания детей дошкольного возраста:
3.1. Физическая культура в детском саду.
3.2. Воспитание у детей основ здорового образа жизни – формирование привычек.
3.3. Система ЗОЖ в детском саду: эмоционально-гигиенические условия, психологический комфорт, оптимальная двигательная активность, закаливание, специальноорганизованные мероприятия.
3.4. Половое воспитание мальчиков и девочек.
3.5. Значение полового воспитания, основные направления в условиях детского сада: осознание себя, осознание особенностей своего тела и т.д.
4. Формирование основ эстетической культуры детей дошкольного возраста:
5.1. Определение и сущность эстетического воспитания, необходимость приобщения дошкольников к эстетической культуре общества.
5.2. Задачи эстетического воспитания.
5.3. Средства эстетического воспитания детей: эстетика быта, природа, труд, искусство, самостоятельная художественная деятельность, человек и его отношение к другим.
5.4. Комплексное использование разнообразных средств и методов эстетического воспитания дошкольников.
6. Теоретические и методические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста:
6.1. Виды труда детей дошкольного возраста: самообслуживание, хозяйственнобытовой труд, труд в природе, ручной труд.
6.2. Воспитательные возможности и содержание каждого вида труда в разных возрастных группах.
6.3. Условия организации трудовой деятельности дошкольников.
6.4. Руководство трудовой деятельностью детей.
6.5. Место труда в режиме дня.
6.6. Поручения как форма организации труда детей, их характеристика, возможные усложнения.
6.7. Дежурства как форма организации труда.
6.8. Руководство трудом дежурных.
6.9. Коллективный труд детей старшего дошкольного возраста и руководство им.
Задания для самостоятельной работы:
1. Пополните словарь новыми терминами (умственное развитие, умственное воспитание, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, мыслительная деятельность, нравственное воспитание, физическое воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание).
2. Ответьте на тесты по теме «Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста»:
Блок 1 «Умственное и сенсорное воспитание в ДОУ»
1. Что лежит в основе сенсорного воспитания:
а) сенсорные эталоны;
б) цвет;
в) форма;
г) величина
Дайте определение понятию умственного воспитания дошкольников.
а) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
б) педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования;
в) процесс философского осмысления жизни;
г) развитие активной мыслительной деятельности дошкольников, включающие формирование интеллектуальных умений и навыков, воображения, восприятия, памяти, мышления, любознательности и умственных способностей;
д) организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию их эстетических чувств, формированию представлений, знаний и оценок о прекрасном в жизни и искусстве.