Под управлением качеством продукции понимается постоянная, планомерная и целеустремленная деятельность по воздействию на факторы и условия, обеспечивающие соответствие характеристик создаваемой продукции требованиям. В управлении качеством пройден путь от инспекции качества до тотального менеджмента качества, когда вся деятельность организации находится в среде непрерывного улучшения качества. В целом в мировой теории и практике выделяют восемь последовательных этапов развития моделей деятельности в области управления качеством:
инспекция качества | (quality inspection - QI); | |
контроль качества | (quality control - QC); | |
статистическое управление качеством | (statistic QC - SQC); | |
обеспечение качества | (quality assurance- QA); | |
комплексное управление качеством | (integrated quality control - IQC); | |
всеобщее управление качеством | (total quality control -TQC); | |
менеджмент качества | (quality management - QM); | |
тотальный менеджмент качества | (total quality management - TQM) |
|
Каждая последующая, усложненная модель деятельности в области качества включает в себя все идеи и возможности предыдущих моделей.
|
|
Инспекция в области качества - деятельность, осуществляемая для установления степени соответствия характеристик изготовляемой продукции требованиям путем осмотра, проверки и сравнения полученной информации с характеристиками эталона или базового образца.
Контроль - это вид деятельности, включающей проведение измерений, экспертизы, испытаний и оценок нескольких характеристик продукции и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из характеристик. Контроль качества рассматривается как первый этап создания систем управления качеством.
Статистическое управление качеством - совокупность методов обнаружения неслучайных факторов, позволяющих диагностировать состояние процесса, провести его корректировку и в конечном счете способствующих улучшению качества продукции.
Обеспечение качеством - все планируемые и осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству. Обеспечение качеством - деятельность в области качества, охватывающая процессы жизненного цикла продукции.
В России в 60-80-е годы наиболее высокий уровень управления качеством - это комплексное управление качеством, развитое в основном на предприятиях радиотехнической, электронной и машиностроительной промышленности. Комплексное управление качеством - это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, обращении и эксплуатации или потреблении. В зарубежной практике в качестве модели, аналогичной комплексному управлению качеством, можно поставить модель всеобщего управления качеством(TQC).
|
|
В настоящий период на российских предприятиях комплексное управление качеством перерастает в менеджмент качества, выполняющий совокупность всех планируемых и осуществляемых мероприятий, а также методов и средств, устанавливающих (на уровне политики, стратегического планирования), обеспечивающих и поддерживающих необходимый уровень качества продукции по всему ее жизненному циклу. Под менеджментом качества в редакции ISO9000-2000 понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Наивысший уровень управления качеством должен быть достигнут при тотальном менеджменте качества(TQM), под которым понимается подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества. Тотальный менеджмент качества - это новое мировоззрение в области управления компаниями, фирмами. Конечной целью TQMявляется улучшение жизни производителей, потребителей и инвесторов, т.е. всех заинтересованных сторон.