Основанием, на котором базируется тотальный менеджмент качества, является система менеджмента качества (QMS). Концептуальная модель QMSприведена на рис. 4.2.
Рис. 4.2. Концептуальная модель системы менеджмента качества
1. Бизнес-процесс «Ответственность руководства».
2. Менеджмент ресурсов. Ресурсы - это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг и поддерживает его функционирование. Девиз «делай все хорошо с самого начала» в полной мере относится к обеспечению организации качественными ресурсами. В контексте управления качеством ресурсы должны быть такими, чтобы обеспечить:
а) внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы тотального менеджмента качества, а также постоянное повышение ее результативности;
б) повышение удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.
Ресурсы, согласно ISO9001-2000 включают, материальные и природые, человеческие и информационные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду, поставщиков и партнеров, нематериальные ресурсы, такие как интеллектуальная собственность, финансовые ресурсы.
3. Основной бизнес-процесс по выпуску продукции - жизненный цикл продукции или «Петля качества» (рис. 4.4). Жизненный цикл продукции (ЖЦП) - это определенная последовательность процессов (или стадий), представляющая модель жизни продукции: зарождение и реализация идеи, проект, подготовка производства, изготовление продукции, послепроизводственное обслуживание и утилизация. По каждому процессу ЖЦП разрабатывается документация на управление качеством. Каждый процесс представляется как модель, имеющая вход и выход, который наиболее явно поддается контролю и анализу.
Рис. 4.4. Модель жизненного цикла продукции (1-12 - процессы) |
4. Бизнес-процесс, включающий операции по измерению, анализу и улучшению качества и деятельности организации.
Улучшение качества включает мероприятия, предпринимаемые с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для потребителей. Основные идеи по улучшению качества продукции изложены в следующих принципах:
* качество изделий или услуг предприятия определяется тем, насколько удовлетворены запросы потребителя;
* улучшение качества представляет собой непрерывную деятельность, направленную на регулярное повышение эффективности и результативности процессов производства;
* усилия по улучшению качества в первую очередь следует направлять на постоянный поиск возможностей улучшения качества, а не на выявление возможностей в результате уже возникшей проблемы;
* рост или уменьшение значимости проблем с качеством должны регулироваться предупреждающими, проверочными и корректирующими действиями;
* цели улучшения качества должны быть установлены для всех подразделений СМК, тесно связаны с общими деловыми целями, поддаваться измерению, доступными для понимания, перспективными и значимыми для дела;
* достижению целей улучшения качества способствует открытая связь и коллективная работа, распространяемая на систему поставки.
Концепция улучшения качества, или концепция TQM, формулируется так: постоянной целью на всех уровнях управления должно быть стремление удовлетворить запросы потребителя путем непрерывного улучшения качества для повышения конкурентоспособности предприятия. Базой для улучшения качества служит развитие инновационной деятельности по разработке и изготовлению новых изделий, услуг и процессов. При этом показатели и критерии качества применяются не только к конечному продукту или услуге, предоставляемой потребителю, но также ко всем процессам ЖЦП.
К одному из основных способов улучшения качества относят проведение бенчмаркинга и осуществление управления материалами, сырьем и продукцией по принципу системы «Justintime» («Точно в срок» или «Работа с колес»). Рассмотрим их ниже.