Система тотального менеджмента качества

Основанием, на котором базируется тотальный менеджмент качества, является система менеджмента качества (QMS). Концептуальная модель QMSприведена на рис. 4.2.

 


Рис. 4.2. Концептуальная модель системы менеджмента качества

 

1. Бизнес-процесс «Ответственность руководства».

2. Менеджмент ресурсов. Ресурсы - это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг и поддерживает его функционирование. Девиз «делай все хорошо с самого начала» в полной мере относится к обеспечению организации качественными ресурсами. В контексте управления качеством ресурсы должны быть такими, чтобы обеспечить:

а) внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы тотального менеджмента качества, а также постоянное повышение ее результативности;

б) повышение удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований.

Ресурсы, согласно ISO9001-2000 включают, материальные и природые, человеческие и информационные ресурсы, инфраструктуру и производственную среду, поставщиков и партнеров, нематериальные ресурсы, такие как интеллектуальная собственность, финансовые ресурсы.

3. Основной бизнес-процесс по выпуску продукции - жизненный цикл продукции или «Петля качества» (рис. 4.4). Жизненный цикл продукции (ЖЦП) - это определенная последовательность процессов (или стадий), представляющая модель жизни продукции: зарождение и реализация идеи, проект, подготовка производства, изготовление продукции, послепроизводственное обслуживание и утилизация. По каждому процессу ЖЦП разрабатывается документация на управление качеством. Каждый процесс представляется как модель, имеющая вход и выход, который наиболее явно поддается контролю и анализу.

Рис. 4.4. Модель жизненного цикла продукции (1-12 - процессы)


 

4. Бизнес-процесс, включающий операции по измерению, анализу и улучшению качества и деятельности организации.

Улучшение качества включает мероприятия, предпринимаемые с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды как для организации, так и для потребителей. Основные идеи по улучшению качества продукции изложены в следующих принципах:

* качество изделий или услуг предприятия определяется тем, насколько удовлетворены запросы потребителя;

* улучшение качества представляет собой непрерывную деятельность, направленную на регулярное повышение эффективности и результативности процессов производства;

* усилия по улучшению качества в первую очередь следует направлять на постоянный поиск возможностей улучшения качества, а не на выявление возможностей в результате уже возникшей проблемы;

* рост или уменьшение значимости проблем с качеством должны регулироваться предупреждающими, проверочными и корректирующими действиями;

* цели улучшения качества должны быть установлены для всех подразделений СМК, тесно связаны с общими деловыми целями, поддаваться измерению, доступными для понимания, перспективными и значимыми для дела;

* достижению целей улучшения качества способствует открытая связь и коллективная работа, распространяемая на систему поставки.

Концепция улучшения качества, или концепция TQM, формулируется так: постоянной целью на всех уровнях управления должно быть стремление удовлетворить запросы потребителя путем непрерывного улучшения качества для повышения конкурентоспособности предприятия. Базой для улучшения качества служит развитие инновационной деятельности по разработке и изготовлению новых изделий, услуг и процессов. При этом показатели и критерии качества применяются не только к конечному продукту или услуге, предоставляемой потребителю, но также ко всем процессам ЖЦП.

К одному из основных способов улучшения качества относят проведение бенчмаркинга и осуществление управления материалами, сырьем и продукцией по принципу системы «Justintime» («Точно в срок» или «Работа с колес»). Рассмотрим их ниже.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: