Концепция - руководящая научная идея (или научный замысел) или совокупность идей, предлагающих новую теоретическую базу для понимания и исследования явлений и процессов, происходящих в природе и обществе.
Теория TQMоснована на концепции непрерывного улучшения качества, включая, кроме операционного процесса, персонал, поставщиков, материалы, оборудование и процедуры. Смысл состоит в том, что каждый аспект операции может быть улучшен. Конечной целью является полное совершенство, которое всегда ищут, но редко добиваются или достигают. В теории TQMпроцесс тотального непрерывного улучшения качества в организации именуется словом «Kaizen» Термин произошел от комбинации двух японских слов kai(изменение) и zen(хороший). Kaizenкак процесс организационных изменений появился в послевоенной Японии, благодаря программе экономической помощи США. Компании, которым удалось перенять передовой опыт Запада, начали создавать товары и услуги мирового качества.
Kaizen- это единый процесс, включающий в себя производственные стратегии мирового уровня, такие как JIT, TQM, TPM (TotalProductiveMaintenance- Тотальная эффективность производства) и TEI (TotalEmployeeInvolvement- Всеобщее участие сотрудников). Его цель - создание потребительской ценности посредством уменьшения добавленной стоимости на каждом технологическом этапе, за счет минимизации затрат. Этого удается достичь, когда сотрудники «заболевают» постоянным совершенствованием.
Важнейшие идеи Kaizenзаключаются в том, что всякую работу можно непрерывно совершенствовать, всякий рабочий процесс сопряжен с побочными (неэффективными) затратами, снижение или устранение затрат создает истинную потребительскую ценность. Значимым аспектом Kaizenявляется то, что это одновременно двунаправленный процесс - сверху вниз и снизу вверх. Сверху высшее руководство устанавливает цели, формулирует видение и принимает непосредственное участие в ключевых бизнес-процессах.
Сущность составляющей «снизу вверх» довольно проста: идите к gemba- туда, где создается реальная добавленная стоимость, и там все вместе (представители всех уровней и функциональных отделений) совершенствуйте процесс. Устраните неэффективные затраты из ключевых процессов и плывите вверх по течению, непрерывно совершенствуя все процессы. Когда стратегии организационных изменений не обращены к gemba,они становятся лишь высокопарными высказываниями менеджмента, не способными достичь чего-то существенного.
На стадии TQMвсе внимание сосредоточено на изменении отношения к качеству исполнителя работы таким образом, чтобы это понятие вошло в систему взглядов и ценностей. Здесь целью ставится изменение культуры организации до такого состояния, когда каждый человек будет заботиться не просто о выполнении требований потребителя, а о том, как можно превзойти ожидания потребителей. В системе TQMпредусматривается, что качество проникает и обеспечено по всем сферам деятельности. Целевыми установками TQM являются:
Данные целевые установки направлены на то, чтобы обеспечить:
• повышение качества - «0 дефектов» и производительности труда;
• минимизацию производственных и «0 непроизводственных» затрат и увеличение доходности;
• повышение конкурентоспособности;
• увеличение степени удовлетворенности клиента;
• поставки «точно в срок»;
• охрану окружающей среды и соответствие законам;
• усиление имиджа и репутации фирмы.