Человек и мир
(2 год обучения)
2 класс | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Природа. Человек. Здоровье. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО учащихся | Сезонные изменения в природе | Природа вокруг нас | Природа живая и неживая | Неживая природа | Живая природа | ||||||||||||||||||||||||||||||
Названия месяцев года, сезонов | Изменения от месяца к месяцу в неживой природе | Изменения от месяца к месяцу в жизни растений | Изменения от месяца к месяцу в жизни животных | Движение солнца на небе | Описание погоды дня | Труд людей в природе | Солнце. Роль солнца для неживой природы | Вода. Значение. Использование. Экономия воды | Воздух. Значение. Использование. | Почва. Значение. Использование. Уход | Правила бережного отношения к природным ресурсам | Правила поведения около водоемов | Роль проветривания и уборки помещений | Правила гигиены при работе с почвой | Деревья, кустарники, травянистые растения | Растения дикорастущие и культурные | Сорные растения | Лекарственные растения | Ядовитые растения.. Предупреждение отравл. | Лиственные и хвойные растения | Рост и развитие растения из семени | Грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила грибника | Растительная пища. Витамины, их значение для здоровья | Звери, птицы, насекомые | Пауки и клещи | Рыбы, жабы и лягушки | Ящерицы и змеи | Условия, необходимые для жизни животных | Цепи питания | Поведение при встрече с животными. | Животные и человек Красная книга Р Б | Участие школьников в охране природы | |||
|
|
№ | Человек. Общество. Здоровье | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Моя Родина | Человек-труженик. Правила поведения в общественных местах | Рукотворный мир вокруг нас | Учусь быть самостоятельным | Создавай себя сам | ||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО учащихся | Моя Родина — Республика Беларусь | Столица Беларуси | Государственные символы (герб, флаг, гимн). | Достопримечательности, красивые места | Правила БП на улицах и в общественных местах. | Строительные профессии. Как строят дома? | Труд рабочих на фабриках и заводах | Труд для всех на селе | Кто работает на транспорте | Правила поведения и общения на остановках, в транспорте | Магазины: где и что мы покупаем | Правила поведения и общения в магазине. | Правила поведения в поликлинике (больнице) | Места общественного питания. Правила поведения | Гигиена питания. Азбука питания | Правила поведения за столом | Уход за зубами | Культурные учреждения, места отдыха | Правила поведения во время представлений. | Служба быта. Услуги населению | Учреждения и средства связи: почта, телефон, телеграф | Правила общения по телефону | Группирование и с классификация рукотворных предметов | Признаки предметов. Сходство и различие предметов | Выделение существенных признаков Группирование предметов по существенным признакам. | Части и детали отдельных предметов, их пространственное соотношение | Некоторые свойства и качества материалов | Азбука бережливости и экономии | Значение режима дня | Обязательные дела | Привычки вредные и полезные | Главное правило хороших отношений между людьми | Следование правилам выполнения режимных моментов | Следование правилам культурного поведения. |
|
|
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ЧЕЛОВЕК И МИР (2 КЛАСС)
К концу года у учащихся формируются п р е д с т а в-л е н и я о:
профессиях людей; социальных ролях членов семьи; эмоциональных состояниях людей; коллективном характере труда;
правилах поведения в школе, быту, общественных местах; разнообразии предметов рукотворного мира, их полезности и ценности;
материалах, из которых сделаны некоторые предметы; условиях, необходимых для жизни растений и животных; роли солнца, воды, воздуха для всего живого; почве, ее значении для человека; путях укрепления своего здоровья;
достопримечательностях своего города; государственных символах.
Учащиеся у с в а и в а ю т:
обобщающие слова: материалы; строительные профессии; деревья, кустарники, травянистые растения; растения: дикорастущие и культурные, лиственные и хвойные, сорные, ядовитые, лекарственные; грибы съедобные и ядовитые; насекомые; рыбы; режим дня; пища; продукты питания; месяцы года;
названия и отличительные признаки наиболее распространенных растений, животных из каждой изучаемой классификационной группы (по 2—3 вида);
названия частей предметов, их назначение, пространственное расположение;
правила гигиены питания, ухода за зубами, самообеспечения безопасности жизни и здоровья в играх, совместной деятельности;
названия материалов, из которых сделаны окружающие предметы (3—4 вида);
некоторые речевые этикетные формулы;
названия месяцев года, их последовательность.
Учащиеся овладевают у м е н и я м и:
распознавать и называть материал, из которого сделаны некоторые окружающие предметы;
группировать предметы, их изображения по предложенному признаку (в том числе по материалу), самостоятельно найденному признаку (до 15—20 изображений);
проводить описание изучаемых объектов, пользуясь предложенным планом;
выполнять задания, пользуясь предложенным планом;
выполнять задания, пользуясь инструкционной карточкой;
участвовать в посильных семейных делах;
проявлять заботу о сохранности своего, семейного, школьного имущества;
|
|
наблюдать за природными объектами;
характеризовать погоду дня на основе наблюдений (по вопросам);
распознавать и называть наиболее распространенные виды растений и животных своего края (по 2—3 вида из каждой изучаемой группы);
следовать правилам выполнения режимных моментов;
следовать правилам культурного поведения.
Тематический и итоговый контроль по предмету
Человек и мир
(3 год обучения)
3 класс | ||||||||||||||||||||||||||
№ | Природа. Человек. Здоровье. | |||||||||||||||||||||||||
ФИО учащихся | Сезонные изменения в природе | Природа нашей страны | Человек — часть природы | |||||||||||||||||||||||
Осень | Зима | Весна | Лето | Взаимосвязи между растениями, животными в пр-дных сообществах | Растения и животные парков | Растения и животные дворов и улиц. | Природные «сюрпризы» и п.б.п. при неблагоприятной погоде | Пища, которую дает человеку природа. Что полезно, что вредно | Предупреждение и устранение плоскостопия. | Охраняемые природные территории | Примеры, положительного и отрицательного воздействия человека на природу. | |||||||||||||||
лес | луг | водоем | поле | болото | Деятельность человека и природные сообщества | Некоторые правила поведения в природе | Названия растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (3—4 вида); | |||||||||||||||||||
Последовательность изменений в природе | Взаимосвязь между продолж. светового дня и похолоданием | Состояние живой природы | Взаимосвязь между погодными условиями и состоянием неживой природы | Состояние растений | Образ жизни животных | Взаимосвязь между продолжительностьюсветового дня и потеплением | Обусловленность изменений в неживой природе | Обусловленность изменений в живой природе | Влияние света, тепла, влаги на изменения в живой природе | |||||||||||||||||
|
|
№ | Человек. Общество. Здоровье | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФИО учащихся | МояРодина | Труд — основа жизни | Среди людей и с людьми | По ступенькам к самостоятельности | Создавай себя сам | ||||||||||||||||||||||||||||||
Крупные города Беларуси | Соседи Республики Беларусь | Памятники и достопримеч. Минска | Государственные и народные праздники | Город и село (сходство и различие) | Названия профессий сельскохозяйственного производства содержание их труда | Названияпрофессий промышленного производствасодержание их труда | Этапы и процессы создания продукции | Взаимосвязь города и села | Правила поведения и общения в семье | Труд и отдых в семье | Культурные традиции семьи | Семейные праздники. Правила поведения и общения | Правила поведения и общения в коллективе сверстников | Этикет в играх | Этика поведения в общественных местах | Культура внешнего вида | Выполнение правил личной гигиены | Права ребенка | Обязанности ребенка в семье, коллективе ровесников. | Сущность понятия «доброе дело» | Обязанности по дому | Помощь взрослым в школе | Правила безопасного труда | Причины заболеваний. Внешние проявления болезней | Поведение человека во время болезни. Домашняя аптечка | Вред курения и табачного дыма. | Один дома.Телефоны 101, 102, 103, 104. Служба спасения. | Поведение человека в экстремальных ситуациях | Участие в общественно полезных делах | Ориентировка социальном окружении | Управление своим поведением | Общение с окружающими людьми | Соблюдениеправил поведения в общественных местах | Участие в беседах учебной тематики | |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ЧЕЛОВЕК И МИР (3 КЛАСС)
К концу года у учащихся формируются п р е д с т а в-л е н и я о:
содержании и значении сельскохозяйственного и промышленного труда людей, их взаимосвязи; культурных традициях семьи; природных явлениях;
влиянии хозяйственной деятельности человека на природу;
природных сообществах как «домах» для произрастания растений и обитания животных;
приспособлениях растений и животных к условиям окружающей среды;
существовании разных учреждений, в которые человек обращается в случае необходимости;
взаимосвязи профессий и потребностей людей; правах и обязанностях детей;
себе как о растущем и развивающемся организме; величии своей Родины.
Учащиеся у с в а и в а ю т:
названия основных профессий сельскохозяйственного и промышленного производства (2—3 вида), содержание их труда;
названия крупных городов своей Родины;
названия и назначение некоторых учреждений, предприятий, мест отдыха людей своей местности;
правила ведения диалога, поведения в конкретных ситуациях;
названия и отличительные признаки наиболее распространенных растений и животных разных природных сообществ
(2—3 вида);
названия и отличительные признаки съедобных и ядовитых грибов (2—3 вида);
названия растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (3—4 вида);
некоторые правила поведения в природе;
некоторые правила предупреждения заболеваний и самообеспечения безопасности жизни и здоровья;
названия природных явлений (2—3 вида).
Учащиеся овладевают у м е н и я м и:
распознавать и называть наиболее распространенные растения и животных разных природных сообществ своей местности при непосредственном восприятии и на рисунках;
кратко рассказать о профессии по предложенному плану;
выполнять словесную классификацию изучаемых объектов;
составлять рассказы-описания объектов по плану;
участвовать в общественно полезных делах;
ориентироваться в социальном окружении;
оплатить проезд в общественном транспорте;
управлять своим поведением в различных ситуациях;
общаться с окружающими людьми (при необходимости);
соблюдать правила поведения в общественных местах;
обращаться с вопросом, за помощью к другим людям;
рассказать о своей семье (по вопросам); участвовать в благотворительных делах по отношению к природе;
оценивать и прогнозировать последствия некоторых опасных ситуаций;
оказывать себе и другим простейшие виды «скорой помощи» при травмах;
участвовать в работах по благоустройству близлежащих территорий;
участвовать в беседах учебной тематики; рассказывать о своем самочувствии; следовать правилам поведения в природе; следовать правилам предупреждения заболеваний и самообеспечения безопасности жизни и здоровья.
Условные обозначения:
+ |
«+» – знает, умеет, правильно выполняет, но изредка допускает единичные ошибки;
«±» – знает, но недостаточно уверенно, выполняет с небольшим количеством ошибок, т.е. в большей мере материал освоен, но требуется небольшая помощь;
«+» – выполняет некоторые задания, но допускает большое количество ошибок;
«–» – не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях делает ошибки и др.
Уровни:
+ |
Высокий - «»
Достаточный- «+»
Средний- «±»
Удовлетворительный -«+»
Низкий- «–»