Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по методу Анны Герасимовой, книга «Популярная логопедия»)
(Лексическая тема: «Поездка в Простоквашино»)
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, картинки героев из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», игрушка или большая картинка «КОТ МАТРОСКИН», разрезная картинка, раскраска для домашнего задания.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность | 7. Постановка звука Р при его отсутствии Пес Шарик и кот Матроскин очень рады встрече с тобой. Они позвали тебя не просто так. Пес Шарик хочет научить тебя рычать, как он умеет: РРРРР Давай поучимся рычать, как Шарик. Постановка звука Р лёжа. Ребенка следует положить на кровать или на диван без подушки, и попробовать один или несколько из следующих способов постановки Р: · попросить сильно подуть на кончик поднятого к альвеолам языка и произнести сочетание ТР-Р-Р. Бывает так, что вибрация при этом получается сразу, и тогда ребенок выдает полноценное ТРР, или ДРР. · Произнесение ребенком сочетания ДН-ДН-ДН, а в этом время логопед пальцем либо зондом стимулирует вибрацию языка. (этот же прием можно попробовать на слогах ДА-ДА-ДА, ДО-ДО-ДО, ТА-ТА-ТА, ТО-ТО-ТО). Позиция лежа без подушки объясняется тем, что в такой позе легче поднимать язык к альвеолам, в то время как маленький язычок западает глубже и не может вибрировать, следовательно мы избавляемся от горлового Р. К тому же усиленное дутье при лежании меньше утомляет малыша. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность | 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Кот Матроскин хочет с тобой поиграть в игру «Поймай звук» - он будет называть тебе главных героев мультфильма «Простоквашино», а ты хлопай в ладоши, если услышишь звук РРРР МАТРРРОСКИН, ШАрИК, ДЯДЯ ФЕДОРРР, ГАЛЧОНОК, ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН, КОРРРОВА МУРРРКА, ТЕЛЕНОК ГАВрЮША. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
|
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|