Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет

Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по методу Анны Герасимовой, книга «Популярная логопедия»)

(Лексическая тема: «Поездка в Простоквашино»)

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, картинки героев из мультфильма «Каникулы в Простоквашино», игрушка или большая картинка «КОТ МАТРОСКИН», разрезная картинка, раскраска для домашнего задания.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Отгадай загадку, малыш. Любит есть он бутерброд Не как все, наоборот, Он в тельняшке, как моряк. Звать кота, скажите, как? Ответ: Матроскин   Логопед: Правильно, сегодня нам написал письмо Кот Матроскин. Он пишет: Дорогие ребята, приглашаю вас к нам в гости в деревню Простоквашино. Поедем? Да!
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед:Давайте вспомним, в каком красивом деревенском доме живут Дядя Федор, кот Матроскин, и пес Шарик. И сделаем пальчиковую гимнастику Пальчиковая игра «Дом» Я хочу построить дом, (руки над головой «домиком») Чтоб окошко было в нём, (руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в окошко) Чтоб у дома дверь была, (ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми) Рядом, чтоб сосна росла, (пальцы растопырены, руки тянем вверх) Чтоб вокруг забор стоял, (руки перед собой кольцом, пальцы соединены) Пёс ворота охранял, (одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев) Солнце было, (скрестить кисти рук, пальцы растопырены) Дождик шёл, («стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвел (предплечья прижаты, пальцы-лепестки смотрят вверх)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: МЫ садимся на электричку, и отправляемся в деревню ПРОСТОКВАШИНО. Давай покажем, как мы едем на электричке. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем на слог «ТУУУУУУ» - как можно дольше протянуть звук. (либо как можно больше раз сказать ТУ-ТУ-ТУ-ТУ-ТУ)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Чтобы наши язычки были послушными и хорошо выговаривали все звуки речи, их необходимо почаще разминать. Давайте сделаем гимнастику для язычка.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Пока мы едем, давайте сыграем в игру: «Покажи, изобрази»
  • Покажи добродушного кота Матроскина;
  • Покажи испуганного Шарика;
  • Покажи, как Шарик ловит рыбу;
  • Покажи, как Шарик удивляется большой пойманной рыбе;
  • Покажи ворчливого кота Матроскина
 
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед:Ну, вот мы и приехали в деревню Простоквашино, кого мы здесь встретим? (ответы детей) Вот мы подходим к дому. Стучимся, а в ответ слышим: КТО ТАМ? Помните, это Галчонок. Что мы ему скажем? ЭТО Я – САША (МАША, НАТАША) ИЗ ДЕТСКОГО САДА! – скажи эту фразу громко, тихо, быстро, медленно, весело, грустно. И др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии Пес Шарик и кот Матроскин очень рады встрече с тобой. Они позвали тебя не просто так. Пес Шарик хочет научить тебя рычать, как он умеет: РРРРР   Давай поучимся рычать, как Шарик.   Постановка звука Р лёжа. Ребенка следует положить на кровать или на диван без подушки, и попробовать один или несколько из следующих способов постановки Р:   · попросить сильно подуть на кончик поднятого к альвеолам языка и произнести сочетание ТР-Р-Р. Бывает так, что вибрация при этом получается сразу, и тогда ребенок выдает полноценное ТРР, или ДРР. · Произнесение ребенком сочетания ДН-ДН-ДН, а в этом время логопед пальцем либо зондом стимулирует вибрацию языка. (этот же прием можно попробовать на слогах ДА-ДА-ДА, ДО-ДО-ДО, ТА-ТА-ТА, ТО-ТО-ТО). Позиция лежа без подушки объясняется тем, что в такой позе легче поднимать язык к альвеолам, в то время как маленький язычок западает глубже и не может вибрировать, следовательно мы избавляемся от горлового Р. К тому же усиленное дутье при лежании меньше утомляет малыша.  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Когда мы рычим, как пес Шарик Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы рычим - (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что РЫЧАНИЕ СОБАКИ -  это и есть звук Р. Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед:Вместе с Шариком и Матроскиным нам будет весело играть в мяч. Игра «Что я подарю» Я подарю Шарику - … Я подарю Коту Матроскину - … Я подарю Дяде Федору - … Я подарю Почтальону Печкину - … Я подарю Галчонку - …  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Давай вместе соберем паззл (разрезную картинку), фотографию, которую сделал пес Шарик (См. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Кот Матроскин хочет с тобой поиграть в игру «Поймай звук» - он будет называть тебе главных героев мультфильма «Простоквашино», а ты хлопай в ладоши, если услышишь звук РРРР МАТРРРОСКИН, ШАрИК, ДЯДЯ ФЕДОРРР, ГАЛЧОНОК, ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН, КОРРРОВА МУРРРКА, ТЕЛЕНОК ГАВрЮША.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед:Отлично съездили в гости! Шарик научил тебя рычать РРР. Отдохнули и повеселились. Пора возвращаться в детский сад.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Раскраска «Простоквашино»
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: