Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет

Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по А.И. Богомоловой, часть 1, подготовительные упражнения)

(Лексическая тема: «Животные Севера»)

Занятия, представленные ниже (№ 4, №5), необходимо провести в комплексе – одно за другим. Их нельзя использовать по отдельности – по сути, это одно БОЛЬШОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА Р. Постановка может затянуться на несколько недель или даже месяцев.

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, предметные картинки «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА», игрушка или большая картинка МОРЖ РОМА, лабиринт «ПОМОГИ МОРЖУ ДОБРАТЬСЯ ДО РЫБЫ», раскраска для домашнего задания.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, сегодня к нам на занятие пришел, а точнее приплыл, необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это? Он медлительный, клыкастый, Лапы у него как ласты, И в бассейне зоопарка Зверю северному жарко. (Морж) Правильно, это морж (выставляется картинка или игрушка). Его зовут Рома. Его любимая еда - РРРЫБА. А его любимый звук Р. Он приплыл для того, чтобы научить тебя правильно говорить звук Р. Будешь выполнять его задания? (ДА)
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед:Морж знает хорошую пальчиковую игру про себя. Давай в нее сыграем. Что может, ребята, присниться моржу? (ручки под головку, глаза закрыты) Никто вам не скажет, (указательным пальцем машем из стороны в сторону) А я расскажу. (показываем указательным пальчиком на себя). Снятся моржу хорошие сны: (большой палец вверх) Африка снится, львы и слоны. Доброе солнце, Жаркое лето, Снится земля Зеленого цвета.. Снится, что дружит он с Белым медведем.. Снится, что мы к нему в гости приедем. (загибаем пальцы в такт стихотворения).  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: У моржа есть лучший друг - это кит. Он знает хорошую игру про кита.   Игра «Кит выбрасывает фонтан воды» - вибрация губ и языка   Упражнение для выработки напора воздуха.   Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание: Может быть следующая неточность – губы вибрируют без голоса.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Давай вместе с моржом РОМОЙ сделаем гимнастику для язычка. Упражнения для губ: «Морж» - в Арктике увидели моржа – опустить уголки губ вниз. «Улыбка – трубочка» - Из Антарктиды приплыл морской слон в гости к голубому киту. У него рот похож на раскрытый хобот слона. Голубой кит цедит воду сквозь усы. Растянуть губы в улыбке. «Кашалот открыл рот и ловит планктон» - чередование широкой и узкой трубочки. Упражнение для языка:
  1. Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя воздуха.
Примечание: Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.
  1. Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение много раз. Нижняя челюсть неподвижна, при правильном цоканьи подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.  (Упражнение «Киты подают сигналы»
Примечание: Могут быть следующие неточности
  • Язык лежит на дне рта и щелкает вместе с нижней челюстью
  • Губы и зубы из-за слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна
  1. Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторять упражнение.
Примечание: При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед:Посмотри, как много красивых фотографий животных севера привез с собой морж РОМА. Давай посмотрим фото, и покажем эмоции животных, которые на них изображены. ВЕСЕЛЫЙ БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК ЛЕНИВЫЙ, ГРУСТНЫЙ ТЮЛЕНЬ ЛЮБОПЫТНЫЙ, ВАЖНЫЙ ПИНГВИН
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед:Морж очень любит плавать вместе со своими друзьями китами. Они качаются на волнах. Давай мы тоже покачаемся на волнах, как киты.  Игра «Киты на волнах» Произнесение слогов ПТА-ПТО, ПТЫ-ПТУ, БДА-БДО, БДЫ-БДУ, ПТЫ-ПТУ-ПТО, ПТЫ-ПТО-ПТУ-ПТА в сочетании с волнообразными движением плаьцев рук.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии Постановка Р на этапе подготовительных упражнений не проводится.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Малыш, послушай,  как рычит взрослый белый медведь?  РРРРР Когда мы рычим, как злой белый медведь  (произносим звук Р): · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы рычим, как белый медведь - (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Логопед: Рычание злого белого медведя – это звук Р. Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: играем в игру «Детеныши». Я называю взрослое животное, а вы детеныша. МОРЖ - … моржонок БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ - … медвежонок СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ - …олененок ПИНГВИН - …пингвиненок ПОЛЯРНАЯ ЛИСА – лисенок КИТ - …китенок ПОЛЯРНЫЙ ЗАЯЦ - …зайчонок ПОЛЯРНЫЙ ВОЛК -…волчонок  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Я уже говорила тебе, малыш, что наш морж очень любит рыбу. Помоги ему добраться до угощения. Пройди лабиринт. (см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Морж Рома предлагает тебе сыграть в последнюю игру. Игра «Где звук спрятался?» - Есть ли звук Р в словах: МОРЖ, РАК, КАЛЬМАР? Отстукивание ритмического рисунка слов: КАЛЬМАРЫ, МОР, НАРВАЛ Игра «поймай звук» - различение слов, близких по звучанию: РОВ-ЛОВ, ЖАРКО-ЖАЛКО, РОЖКИ-ЛОЖКИ, РАМА-ЛАМА.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед:Ты просто молодец! Очень стараешься! У тебя обязательно скоро получится рычание злого белого медведя (звук Р).  
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Раскраска Морж ловит рыбу. Логопед: за твои успехи в освоении звука Р МОРЖ РОМА дарит тебе свою раскраску. (см. ниже)
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: