Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р при различных ротацизмах)
(Лексическая тема: «Играем с Буратино»)
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка БУРАТИНО, картинки или игрушки главных героев сказки «Золотой ключик», картинка «Найди отличия», раскраска для домашнего задания.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность | 7. Постановка звука Р при различных видах ротацизма. Логопед:Посмотри, Буратино покажет тебе, как нужно завести моторчик на язычке, чтобы у тебя получился звук Р; При горловом произношении: Начинать нужно с опоры на глухой Т, использовать сочетания этого звука и Р, чтобы на время выключить участие голоса, и, следовательно, возможность возвращения к горловой артикуляции. Можно также использовать так называемый фрикативный (проторный звук) – то есть звук, для которого вибрация не нужна (см. выше). Можно закрепить этот фрикативный звук и затем использовать механическую помощь – то есть водить под языком пальцем или ложкой во время произношения Д-Д-Д или Ж-Ж-Ж или З-З-З или ДН-ДН-ДН. При боковой произношении: Начать можно с фрикативного (проторного) Р без вибрации, поставить его, ввести в речь, а затем попробовать получить вибрацию с механической помощью. (см. как при горловом произношении). При носовом произношении: Начинать можно с выработки ротового выдоха и дифференциации ротового и носового выдоха. Можно, приступая к постановке, закрыть нос ребенка ватными тампонами, чтобы максимально обеспечить выдыхание воздуха через рот на кончик языка. Этот прием хорош именно на начальном этапе. При двугубном произношении: Нужно перед зеркалом показать ребенку разницу в артикуляции, затормозить движения губ и вырабатывать вибрацию кончика языка с помощью любых выше описанных приемов. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность | 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Буратино предлагает сыграть в игру «Где звук спрятался?» - найди место звука Р в словах: БУРАТИНО, АРТЕМОН, ПЬЕРО,, МАЛЬВИНА, КАРАБАС-БАРАБАС, ТЕАТР. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
|
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|