Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет

Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р при различных ротацизмах)

(Лексическая тема: «Играем с Буратино»)

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, игрушка или большая картинка БУРАТИНО, картинки или игрушки главных героев сказки «Золотой ключик», картинка «Найди отличия», раскраска для домашнего задания.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, отгадай загадку. Деревянный озорник Из сказки в нашу жизнь проник. Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, Проказник, весельчак и плут. Скажите, как его зовут? (Буратино) Логопед: К нам в гости сегодня пришел Буратино (выставляется игрушка или большая картинка). Он хочет с тобой поиграть и помочь тебе научиться произносить звук Р.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про Буратино. Раз, два, три, четыре, пять, Буратино шел гулять. Шел сначала по дорожке, Пробежался по тропинке, Наклонился за грибами, Потянулся за малинкой. Погулял в лесу часок И к Мальвине – на урок!   (в такт стихотворения соединять большой палец с остальными – «пальчики здороваются»)
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Буратино, как ты знаешь, малыш, большой озорник. Он любит шалить. Давай пошалим вместе с ним. Игра называется «Лошадка» Упражнение для выработки напора воздуха.   Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание: Может быть следующая неточность – губы вибрируют без голоса.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Для того чтобы четче выговаривать все звуки и научиться говорить звук Р, нужно чтобы наш язычок стал сильным и подвижным. Давай его разомнем – сделаем зарядку для язычка вместе с Буратино.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед:Давай вспомним героев сказки «Золотой ключик» - покажи мне веселого Буратино, грустного Пьеро, храброго Артемона, удивленную Мальвину.
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед:Ты любишь эту сказку? Скажи фразу: Я ЛЮБЛЮ СКАЗКУ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»! – быстро, медленно, громко, тихо, весело, грустно, восклицательно, вопросительно.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при различных видах ротацизма. Логопед:Посмотри, Буратино покажет тебе, как нужно завести моторчик на язычке, чтобы у тебя получился звук Р; При горловом произношении: Начинать нужно с опоры на глухой Т, использовать сочетания этого звука и Р, чтобы на время выключить участие голоса, и, следовательно, возможность возвращения к горловой артикуляции. Можно также использовать так называемый фрикативный (проторный звук) – то есть звук, для которого вибрация не нужна (см. выше). Можно закрепить этот фрикативный звук и затем использовать механическую помощь – то есть водить под языком пальцем или ложкой во время произношения Д-Д-Д или Ж-Ж-Ж или З-З-З или ДН-ДН-ДН. При боковой произношении: Начать можно с фрикативного (проторного) Р без вибрации, поставить его, ввести в речь, а затем попробовать получить вибрацию с механической помощью. (см. как при горловом произношении). При носовом произношении: Начинать можно с выработки ротового выдоха и дифференциации ротового и носового выдоха. Можно, приступая к постановке, закрыть нос ребенка ватными тампонами, чтобы максимально обеспечить выдыхание воздуха через рот на кончик языка. Этот прием хорош именно на начальном этапе. При двугубном произношении: Нужно перед зеркалом показать ребенку разницу в артикуляции, затормозить движения губ и вырабатывать вибрацию кончика языка с помощью любых выше описанных приемов.  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Когда мы заводим моторчик (произносим звук Р) · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы заводим моторчик - (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА МОТОРЧИКА» – это и есть звук Р. Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Ну, а теперь настало время веселых игр с мячом. Давай поиграем вместе с БУРАТИНО. Мяч ловите не зевайте, на вопросы отвечайте… Сейчас время суток? Какой сегодня день недели? Вчера, какой день недели был? Завтра, какой день недели будет? Назовите соседей четверга? Пятницы? Сколько дней в неделе? Сколько пальцев на правой руке? Время года за окном? Соседи зимы? Соседи осени?
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Буратино принес специально для тебя 2 фотографии своих друзей – Мальвины и Артемона. Они очень похожи, но на них можно найти 12 отличий. Порадуй Буратино, покажи, какой ты внимательный? (см. ниже).
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Буратино предлагает сыграть в игру «Где звук спрятался?» - найди место звука Р в словах: БУРАТИНО, АРТЕМОН, ПЬЕРО,, МАЛЬВИНА, КАРАБАС-БАРАБАС, ТЕАТР.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед:Молодец, малыш, ты хорошо потрудился. Буратино очень понравилось с тобой играть и заниматься. Он еще не раз придет к нам в гости.  
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Логопед: За то, что ты хорошо занимался, Буратино дарит тебе раскраску. (см.ниже) – раскрасить только тех героев, в именах которых есть звук Р.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: