Тема: «Звук Рь» (Постановка звука Рь от слога ЗИ)
(Лексическая тема: «Играем и учимся с комариком Борей»)
Цель: Постановка звука Рь
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Рь;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Рь, схема характеристики звука, мяч, картинка «КОМАРИК», предметные картинки «НАСЕКОМЫЕ», цветы и бабочки для проведения дыхательной гимнастики,
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность | 7. Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Давай вспомним еще раз как звенит маленький комарик: ЗьЗьЗьЗь, ЗЗЗЗИИИ. Давай поставим язычок к верхним зубкам и позвеним, как комарик, только коротко. Наиболее эффективным является прием постановки звука Рь от слогового сочетания ЗИ с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ЗЗЗЗЗИ. Губы максимально растянуты в улыбке, а зубы сомкнуты заборчиком. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам по получения акустического эффекта фрикативного Рь в сочетании с гласным И (или Я). Необходимо приучить ребенка делать один удар кончиком языка там, где растут верхние резцы или по ним, исключить вибрацию языка. (одноударная вибрация). Чаще всего звук Рь появляется спонтанно после постановки Р и не требует специальных занятий по постановке. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность | 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Давай сыграем в игру «Поймай звук» - хлопни в ладоши, если услышишь мягкий звук Рь – БОРЯ, РОЗА, БЕРЕЗА, РУКИ, ГРИБЫ, МУРАВЕЙ, КОМАРИКИ, КОРМ, ЗОРЬКА, ТРОПИНКА, ЧЕРЕМУХА |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
|
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|