Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Рь у детей 4-7 лет

Тема: «Звук Рь» (Постановка звука Рь от слога ЗИ)

(Лексическая тема: «Играем и учимся с комариком Борей»)

Цель: Постановка звука Рь

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Рь;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Рь, схема характеристики звука, мяч, картинка «КОМАРИК», предметные картинки «НАСЕКОМЫЕ», цветы и бабочки для проведения дыхательной гимнастики,

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, отгадай загадку. Не зверь, не птица — Нос, как спица. Летит — пищит, Сядет — молчит. Кто его убьёт, Тот кровь свою прольёт. Логопед: Правильно, это комар. К нам в гости сегодня прилетел маленький комарик – его зовут БОРИС. Покажи, как он звенит: ЗЬЗЬЗЬЗЬ, ЗЗЗЗЗИИИИ А комар – это кто? (НАСЕКОМОЕ). А каких еще насекомых ты знаешь? (ответ ребенка). Сегодня мы поговорим о насекомых.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про насекомых. Насекомые Дружно пальчики считаем Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибаем пальцы в кулак) Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем) Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! (прячем руки за спину)
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Посмотри, малыш, сколько у меня на полянке цветов (на столе лежат вырезанные из бумаги цветы). А на цветы любят садиться бабочки. (привязаны к цветочкам на ниточках). Давай будем их сдувать с цветка. Вдох носом, сильный выдох ртом.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Пришло время размять наши язычки.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед:  Давай посмотрим на картинки и изобразим насекомых: ВЕСЕЛЫЙ КОМАРИК ВАЖНЫЙ ЖУК ЛЮБОПЫТНАЯ МУХА ГРУСТНЫЙ МУРАВЕЙ
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед:Насекомые очень любят весну и лето, как ты думаешь, почему? Давай скажем фразу: Я ЛЮБЛЮ ВЕСНУ (ЛЕТО)! – быстро, медленно, весело, грустно, громко, тихо, восклицательно, вопросительно.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7.  Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Давай вспомним еще раз как звенит маленький комарик: ЗьЗьЗьЗь, ЗЗЗЗИИИ. Давай поставим язычок к верхним зубкам и позвеним, как комарик, только коротко.   Наиболее эффективным является прием постановки звука Рь от слогового сочетания ЗИ с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ЗЗЗЗЗИ. Губы максимально растянуты в улыбке, а зубы сомкнуты заборчиком. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам по получения акустического эффекта фрикативного Рь в сочетании с гласным И (или Я). Необходимо приучить ребенка делать один удар кончиком языка там, где растут верхние резцы или по ним, исключить вибрацию языка. (одноударная вибрация). Чаще всего звук Рь появляется спонтанно после постановки Р и не требует специальных занятий по постановке.  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Рь
Логопед: Когда мы произносим звук Рь: · Губки улыбаются еще шире; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и ударяет по ним один раз. · Спинка языка поднимается выше; · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя не такая сильная, как при произнесении звука Р, язычок не вибрирует · Голосовые связки сомкнуты и работают, звук Рь – одноударный, звонкий.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Рь
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Рь
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. Логопед: Какой звук Рь?  Звук Рь – согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед:Комарик Борис предлагает сыграть в мяч. Игра «Один много» Комар - …комары Муха - …мухи Пчела - …пчелы Муравей - …муравьи Оса - …осы Жук - …жуки Клоп - …клопы Клещ - …клещи
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Комарик Борис приготовил для тебя головоломку. Давай посмотрим на эту картинку и найдем, какую бабочку нужно поставить в нижнем ряду в последнюю клетку. (см.ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Давай сыграем в игру «Поймай звук» - хлопни в ладоши, если услышишь мягкий звук Рь – БОРЯ, РОЗА, БЕРЕЗА, РУКИ, ГРИБЫ, МУРАВЕЙ, КОМАРИКИ, КОРМ, ЗОРЬКА, ТРОПИНКА, ЧЕРЕМУХА
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед:Отличная работа. Ты хорошо потрудился. За это КОМАРИК БОРИС подарит тебе раскраску.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Раскрасить только те предметы, в названии которых есть звук Рь (см. ниже)
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: