Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по Волковой Л.С. от опорного слога ЗА с механической помощью)

(Лексическая тема: «Времена года»)

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, картинки с изображением различных времен года, месяцы, картинка «Найди отличия»,

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, какое сейчас время года? (ответ ребенка). А какое время было до? Будет после? Давай повторим времена года по порядку, начиная с ЗИМЫ: ЗИМА-ВЕСНА-ЛЕТО-ОСЕНЬ. А какие месяцы года ты знаешь? (ответы детей) Сегодня мы поговорим о том, что ты знаешь о временах года.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед:Давайте вспомним месяцы года, используя пальчиковую игру.
Зимние месяцы: декабрь, январь

 

Руки расставлены в стороны, имитируем падение снежинок

К ним не забудем добавить февраль
Весне отдаем март, апрель, теплый май Руки подняты вверх над головой, изображаем легкий ветерок
Для лета июнь, июль, август давай Руки перед собой, ладони прижаты друг к другу, имитируем движение “рыбка плывет”
А если к нам в гости осень придет,

 

Имитируем сбор ягод в корзинку.

Сентябрь, октябрь, ноябрь принесет!!!

 

Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Малыш, давай представим, что сейчас зима. Поиграем в игры. Игра «Сдуй снежинку с носа» - с силой подуть на язык, загнутый к верхней губе, стараясь сдуть ватку с носа.   Логопед: А вот ураган может быть в любое время года.   Игра «Ураган» - задувать на кончик языка, установленного «лопаткой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя губа вместе с челюстью оттянута вниз.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Вот волшебная корзинка. В этой маленькой корзинке К упражнениям картинки. Ты картинки доставай! Упражненья выполняй.  
  1. «Грибок» - присасывание языка к небу. Поднять язык к небу, до предела растянуть уздечку. Удерживать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.
  2. «Гармошка» - присосать язык к небу, затем попеременно открывать и закрывать рот.
  3. «Ковш экскаватора» - удерживать язык «чашечкой» снаружи и внутри рта
  4. «Маляр» - широко открыть рот, коснуться кончиком языка мягкого неба и провести им вперед и назад.  И др.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: Малыш, какое у тебя любимое время года? Почему? (ответы детей). Покажи, как ты радуешься, когда наступило твое любимое время года? А есть время года, которое ты не любишь? Почему? Покажи, как ты огорчаешься?
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед:Скажи фразу: Я ЛЮБЛЮ ЛЕТО! (ЗИМУ, ВЕСНУ, ОСЕНЬ)! – громко, тихо, весело, грустно, быстро, медленно, восклицательно, вопросительно и др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7.  Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: В любое время года мы любим путешествовать на машине. А чтобы поехать в путешествие, нужно завести моторчик. Послушай, как работает мотор у машины: РРРР. Давай попробуем завести наш моторчик.   Наиболее эффективным является прием постановки звука Р от слогового сочетания ЗА с несколько удлиненным произнесением первого звука из слога: ЗЗЗЗЗА. В ходе многократного повторения слогов ребенок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперед к альвеолам по получения акустического эффекта фрикативного Р в сочетании с гласным А. После этого вводится зонд, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук Р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласными, так как сразу получается слог.  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Когда мы поем песенку моторчика (произносим звук Р) · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы поем песенку моторчика машины - (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА МОТОРЧИКА» – это и есть звук Р. Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Давай сыграем в мяч. Я буду называть тебе время года, а ты мне его признаки: ЗИМА - … идет снег ЗИМА - … на улице холодно ЗИМА - … день короткий, ночь длинная ВЕСНА - … бегут ручьи ВЕСНА - … прилетают птицы ВЕСНА - … снег тает ЛЕТО - … на улице жарко ЛЕТО - … все вокруг цветет ЛЕТО - … можно купаться, загорать ОСЕНЬ - … часто идет дождь ОСЕНЬ - … поспевает урожай ОСЕНЬ - … птицы улетают в теплые края и др. 
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Отгадай загадки.
  1. Зазвенели ручьи, Прилетели грачи, В улей пчела Первый мед принесла.
  2. Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?
  3. Снег на полях, лед на водах, вьюга гуляет, когда это бывает?
  4. Дни стали короче, длинней стали ночи, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Игра «Найди отличия» (времена года, см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Отгадай загадку. Дождик с Солнцем смастерил Мост высокий без перил. От чудесного моста Всему миру красота…(Радуга)   Логопед: Правильно, а когда бывает радуга на небе? В какое время года? (ЛЕТОМ) Где спрятался звук Р в слове РАДУГА. Прохлопай слово РАДУГА. Составь схему слова? Сколько в слове слогов, звуков? Какие?
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед:Молодец, малыш, ты хорошо потрудился. У тебя уже получается правильно проговаривать звук Р.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Нарисовать картину «Мое любимое время года»
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: