Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет

Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по Н.С. Жуковой, Часть 3, выработка вибрации языка)

(Лексическая тема: «ПУТЕШЕСТВУЕМ С ТИГРУШЕЙ»)

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, предметные картинки различных видов транспорта, игрушка или большая картинка ТИГРЕНОК,  маленькая машинка и 2 кубика для дыхательной гимнастики, лабиринт «Веселые зверята»,

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, сегодня вместе с Тигрушей мы отправимся путешествовать. Согласен? А на чем мы можем путешествовать? (ответы ребенка) Правильно, молодец. Машина, самолет, поезд, корабль - как можно назвать одним словом все это? (ТРАНСПОРТ). Правильно. Мы будем путешествовать на разных видах транспорта. Думаю, будет очень весело. Итак, отправляемся?
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давайте вспомним пальчиковую игру про транспорт. «ПОСЧИТАЕМ» Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают пальчики) Буду транспорт я считать. Автобус, лодка и мопед, (Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки) Мотоцикл, велосипед, Автомобиль и самолет, Корабль, поезд, вертолет.  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Итак, сначала мы отправимся в соседний город на автомобиле. Игра «Прокатись» - сильно подуть, стараясь прокатить маленькую машинку между 2 кубиков.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: А теперь продолжим наше путешествие на том виде транспорта, которое тебе нравится больше всего – берешь картинку, называешь вид транспорта и делаешь артикуляционное упражнение, которое прикреплено на обороте.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед: А теперь давайте покажем, как мы собирались в путешествие. Игра «Собираемся в путешествие» - изобразить радость – «Я увижу новые места!», изобразить грусть «Жаль расставаться с любимыми игрушками!»
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед: Вот мы отправились на поезде к морю.  Игра «Путешествуем на поезде» - слышу стук колес. Произнесение звуков Т-Д-Т-Д, Т-Д-Т-Д и т.д. Произнесение слогов ТА-ДА, ТА-ДА, ТЫ-ДЫ, ТЫ-ДЫ в сочетании с ритмичными постукиваниями указательными пальцами обеих рук по столу, а затем рисованием указательным пальцем правой руки ломаных линий.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Пока мы едем в поезде, можно и потренироваться. После выработки фрикативного Р приступаем к выработке вибрации языка: 1. В момент произнесения ребенком фрикативного Р, его язык механически приводится в колебание, сначала логопедом с помощью специального зонда, а затем, взяв в свои руки указательный палец ребенка, логопед подкладывает его под язык. Предложите ребенку длительно произнести фрикативное Р и быстрыми движениями пальца вправо-влево приводите язык в колебание. Получается прерывистый барабанящий звук. 2. Ученик быстро говорит слоги на бугорках ды-ды-ды – и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком. В результате регулярных упражнений (не более 35 секунд с перерывами) грубая вибрация заменяется нормальной. Если процесс закрепления вибранта Р идет медленно, ребенок может произносить отдельные слова со звуком Р, помогая себе пальчиком.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Логопед: Малыш, Тигруша, послушайте, как рычит взрослый тигр? РРРРР Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р) · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Логопед: Песенка ТИГРА – это звук Р.   Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед:Давайте сыграем в игру «Назови ласково» САМОЛЕТ - … самолетик КОРАБЛЬ - … кораблик МАШИНА - … машинка ЛОДКА - … лодочка ГРУЗОВИК - …грузовичок ВЕРТОЛЕТ - …вертолетик ТРАМВАЙ - …трамвайчик ВЕЛОСИПЕД - …велосипедик КАТЕР - …катерок
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Веселые зверята тоже путешествуют на поезде. Помоги им проехать по дороге и посетить все интересные места. (лабиринт см. ниже)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Мотор машины ревет РРРР. Давай послушаем в словах, слогах и звуках этот рев мотора РРРР. Хлопни в ладоши, если услышишь рев мотора РРР. Игра «Поймай звук» - выделение звука Р на фоне звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: Л, Р, Ш, Р, ЛЬ, РЬ Слоги: РА, ЛА, ША, РА, ЛУ, РУ, ЛИ, РЫ Слова-картинки: РАКЕТА, КАТЕР, КОРАБЛЬ Игра «Где звук спрятался?» с этими словами.
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед:Молодцы! Тигруша и ты, Малыш, уже научились рычать (говорить звук Р). Давайте потренируемся еще раз.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Нарисовать 2-3 вида транспорта, в названии которых есть звук Р.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: