Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет

Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по А.И. Богомоловой, часть 2, выработка звукосочетаний ТР и ДР)

(Лексическая тема: «Животные жарких стран»)

Цель: Постановка звука Р

Задачи:

1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;

2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;

4. Развивать фонематический слух;

5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.

6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

 

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, большая картинка или игрушка МОРЖ РОМА, предметные картинки животных жарких стран, пиктограммы-картинки ВЕСЕЛЫЙ СЛОНИК, ПЕЧАЛЬНЫЙ БЕГЕМОТИК, УДИВЛЕННАЯ МАРТЫШКА для проведения мимической гимнастики, картинка «У бегемотика болит животик», раскраска, картинка «ВЕРТОЛЕТИК».

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Организационный момент
 Логопед: Малыш, сегодня мы продолжаем наши игры, и вместе с нами играет наш старый знакомый МОРЖ РОМА. Он предлагает нам отправиться в далекую жаркую Африку и познакомиться с животными, которые там обитают. Отправляемся? (ДА) А отправимся мы туда на вертолете, он заводит свой мотор, запускает пропеллер – ТРРР, ТРРР, ТРРР.
Физическое развитие Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Пальчиковая гимнастика
Логопед:Давай вспомним пальчиковую игру про животных жарких стран П.И. «Животные жарких стран» За мамой слонихой шагает слоненок.  За крокодилихой – крокодиленок. За львицей шагает маленький львенок, За верблюдицей бежит верблюжонок, За зеброй спешит полосатый зебренок, За кем же торопится каждый ребенок? (поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших).  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Упражнения на развитие речевого дыхания
Логопед: Давайте сыграем в игру «Слон пьет воду» Вытянуть губы широкой трубочкой и сделать вдох (под счет 1-2-3, затем сильный выдох (под счет от 1-2-3-4-5). И (или) Игра «Слон выбрасывает фонтан воды» - вибрация губ и языка   Упражнение для выработки напора воздуха.   Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса. Примечание: Может быть следующая неточность – губы вибрируют без голоса.
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Артикуляционная гимнастику будем делать с веселым бегемотиком (по Е.М. Косиновой) (см. ниже)
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Развитие мимической мускулатуры
Логопед:Посмотрите, какие у нас «ВЕСЕЛЫЕ-ПЕЧАЛЬНЫЕ» дикие звери жарких стран – давайте их изобразим. Рассматривание пиктограмм, изображающих животных в различных эмоциональных состояниях. Выразить состояние веселья, печали, удивления. ВЕСЕЛЫЙ СЛОНИК ПЕЧАЛЬНЫЙ БЕГЕМОТИК УДИВЛЕННАЯ МАРТЫШКА
Физическое развитие, Речевое развитие Двигательная деятельность Речевая деятельность
  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи
Логопед:Малыш, посмотри на картинку. Как ты думаешь, почему БЕГЕМОТИК ПЕЧАЛЬНЫЙ? Правильно, у него, как в сказке Корнея Чуковского, «Доктор Айболит», болит животик. Давай скажем фразу: У БЕГЕМОТИКА БОЛИТ ЖИВОТИК – грустно, печально, быстро, медленно, громко, тихо, восклицательно, вопросительно и др.
Речевое развитие, Познавательное развитие Речевая деятельность Познавательная деятельность 7. Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Малыш, послушай, как гудит мотор вертолета, на котором мы прибыли вместе с РОМОЙ в Африку: ТРРРРР   Давай попробуем изобразить его.   А. И. Богомолова настоятельно рекомендует отказаться от постановки звука Р по подражанию. При правильном произнесении звука Р вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный Р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом (велярный Р).   Произнесение звукосочетания ТР («трыканье»)   Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается. (чаще всего именно так). Порядок упражнения: Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание ТЖ (у некоторых детей сразу получается сочетание ТР). Зубы в упражнении открыты на расстояние полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание ТЖ постепенно перейдет в ТР. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое ТР-ТР   Примечание: 1. Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается. 2. Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не набухает и не трыкает. 3. Недостаточно сильная струя воздуха 4. Вместо звукосочетания ТР слышится ТЛ; это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т.е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к нёбу и быть неподвижным.   Упражнение: РАСКАТИСТОЕ произнесение звукосочетания ТР. После закрепления произнесения короткого ТР необходимо тренировать раскатистое длительное ТР –в начале с помощью пальцев, а затем и без них.   После отработки звукосочетания ТР идет закрепление его в слогах и словах. Звук Р, отделенный от звука Т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук Т (Д) является опорой для удержания языка у нёба.  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Артикуляционный уклад звука Р
Логопед: Когда мы поем песенку пропеллера вертолета  (произносим звук Р): · Губки улыбаются широко; · Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит · Средняя часть спинки языка опущена · Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; · Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.   Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р и может самостоятельно рассказать, как мы поем песенку пропеллера вертолета - (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).  
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Характеристика звука Р
Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА ПРОПЕЛЛЕРА» – это и есть звук Р. Логопед: Какой звук Р?  Звук Р – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков)  
Физическое развитие Двигательная деятельность
  1. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: Малыш, давай немного поиграем. Игра называется «Закончи предложение» В Африке живут ловкие, хвостатые - …обезьяны В Африке живут большие, толстокожие - …БЕГЕМОТЫ В Африке живут сильные, гривастые - … ЛЬВЫ В Африке живут пугливые, быстрые, полосатые - …ЗЕБРЫ В Африке живут пятнистые, длинношеи … ЖИРАФЫ В Африке живут выносливые, двугорбые - …ВЕРБЛЮДЫ В Африке живут огромные, сильные - …СЛОНЫ.  
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность
  1. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Давай сыграем в игры «Что изменилось?» и «Кого не стало» (с картинками животных жарких стран от 6 до 10 картинок)
Познавательное развитие Умственная деятельность, игровая деятельность 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Малыш, я буду тебе еще раз называть и показывать разных животных жарких стран, а ты хлопни в ладоши, Если в их названии есть звук Р: ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРРРРА, ЛЕВ, ЖИРРРАФ, ПАНТЕРРРА,  СЛОН, ВЕРРРБЛЮД, БЕГЕМОТ, ТИГРРР, КРРРОКОДИЛ, Игра «Где звук спрятался» - определение места звука Р в словах: ТИГР, ВЕРБЛЮД, ЖИРАФ
Речевое развитие Речевая деятельность
  1. Итог НОД, оценка работы ребенка
 Логопед:Малыш, тебе понравилось наше путешествие? Пора возвращаться в детский сад. Ты хорошо потрудился. Скоро ты научишься говорить звук Р.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность
  1. Домашнее задание
 Раскраска «Дикие животные жарких стран» - раскрасить только тех животных, в названии которых есть звук Р. (см.ниже)
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность
  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

 

 

 

 

 

 

6. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: