Тема: «Звук Р» (Постановка звука Р по А.И. Богомоловой, часть 2, выработка звукосочетаний ТР и ДР)
(Лексическая тема: «Животные жарких стран»)
Цель: Постановка звука Р
Задачи:
1. Научить ребенка правильно произносить звук Р;
2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
4. Развивать фонематический слух;
5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.
Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Р, схема характеристики звука, мяч, большая картинка или игрушка МОРЖ РОМА, предметные картинки животных жарких стран, пиктограммы-картинки ВЕСЕЛЫЙ СЛОНИК, ПЕЧАЛЬНЫЙ БЕГЕМОТИК, УДИВЛЕННАЯ МАРТЫШКА для проведения мимической гимнастики, картинка «У бегемотика болит животик», раскраска, картинка «ВЕРТОЛЕТИК».
|
|
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Физическое развитие, Речевое развитие | Двигательная деятельность Речевая деятельность |
|
Речевое развитие, Познавательное развитие | Речевая деятельность Познавательная деятельность | 7. Постановка звука Р при его отсутствии Логопед: Малыш, послушай, как гудит мотор вертолета, на котором мы прибыли вместе с РОМОЙ в Африку: ТРРРРР Давай попробуем изобразить его. А. И. Богомолова настоятельно рекомендует отказаться от постановки звука Р по подражанию. При правильном произнесении звука Р вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок» (увулярный Р), либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом (велярный Р). Произнесение звукосочетания ТР («трыканье») Это упражнение можно прорабатывать с помощью пальцев, если без них эффект не достигается. (чаще всего именно так). Порядок упражнения: Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Затем большим и указательным пальцами любой руки плотно прижать к нёбу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание ТЖ (у некоторых детей сразу получается сочетание ТР). Зубы в упражнении открыты на расстояние полутора-двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание ТЖ постепенно перейдет в ТР. Обязательно следить за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у нёба, а края языка прилегали бы к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается вначале короткое ТР-ТР Примечание: 1. Пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается. 2. Воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не набухает и не трыкает. 3. Недостаточно сильная струя воздуха 4. Вместо звукосочетания ТР слышится ТЛ; это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т.е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к нёбу и быть неподвижным. Упражнение: РАСКАТИСТОЕ произнесение звукосочетания ТР. После закрепления произнесения короткого ТР необходимо тренировать раскатистое длительное ТР –в начале с помощью пальцев, а затем и без них. После отработки звукосочетания ТР идет закрепление его в слогах и словах. Звук Р, отделенный от звука Т, сразу, без тренировочных упражнений, произнести невозможно, так как звук Т (Д) является опорой для удержания языка у нёба. |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Физическое развитие | Двигательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Игровая деятельность Познавательная деятельность |
|
Познавательное развитие | Умственная деятельность, игровая деятельность | 12. Игры на развитие фонематического слуха. Логопед: Малыш, я буду тебе еще раз называть и показывать разных животных жарких стран, а ты хлопни в ладоши, Если в их названии есть звук Р: ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРРРРА, ЛЕВ, ЖИРРРАФ, ПАНТЕРРРА, СЛОН, ВЕРРРБЛЮД, БЕГЕМОТ, ТИГРРР, КРРРОКОДИЛ, Игра «Где звук спрятался» - определение места звука Р в словах: ТИГР, ВЕРБЛЮД, ЖИРАФ |
Речевое развитие | Речевая деятельность |
|
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие | Речевая деятельность Изо-деятельность |
|
Социально-коммуникативное развитие | Трудовая деятельность |
|
|
|
|
|
|
|
6. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Р у детей 4-7 лет.