Это устройство содержит два жестко закрепленных с одного края стержня 1, проходящих в отверстия кронштейнов 2, приваренных на триангелях 3. В отверстиях кронштейнов установлены износостойкие полимерные втулки 4 (см. фото). Скобы 5 подгибаются к головкам стержней и служат их предохранением от выпадения. Крепление тормозных башмаков 6 и наконечников на триангеле 3 осуществляется посредством заклепок.
В шарнирных соединениях рычагов с триангелями, затяжками и державкой мертвой точки установлены износостойкие втулки. В отверстиях подвесок
триангеля 7 установлены резиновые втулки. Не допускается изгиб стержня устройства направленного отвода колодок.
Устройство направленного отвода колодок тележки модели 18-578
Узел упруго-каткового скользуна рамы вагона модели 12-132-03, 12-132 состоит (см. фото) из скользуна 1, приваренного к нижнему листу шкворневой балки, опорной пластины скользуна 2, которая крепится к скользуну винтами 3, гайками 5.
Винты стопорятся контргайкой 8, шайбой 4 и проволокой 6. Между опорной пластиной и скользуном устанавливаются регулировочные прокладки 7, которые подбираются для обеспечения необходимого зазора между опорной пластиной скользуна кузова и роликом скользуна тележки.
Тележка модели 18-101 (см. рис. 9,10) применяется в большегрузных 8-осных полувагонах и цистернах. Она имеет две двухосные тележки модели 18-100, связанные между собой соединительной балкой.
Наиболее рациональной конструкцией, по сравнению с литой, является штампосварной вариант соединительной балки, которая состоит из двух штампованных элементов из стали толщиной 16 и 20 мм, подкреплённых продольными и поперечными рёбрами жёсткости. Снизу по концам балки вварены крайние пятники, которыми она опирается на подпятники двухосных тележек, а сверху - центральный подпятник, посредством которого нагрузка от кузова передаётся на 4-осную тележку. К специальным крыльям по концам балки снизу приварены крайние скользуны, которые располагаются над скользунами 2-осных тележек. В средней части также на крыльях размещены центральные скользуны, над которыми располагаются скользуны кузова вагона.
Тележка модели 18-115, используемая в специализированных грузовых вагонах, обращающихся со скоростями до 140 км/ч, имеет улучшенные динамические качества. Одной из конструктивных особенностей является применение более совершенной схемы опирания кузова - часть нагрузки передаётся на подпятник, а часть, через упруго-фрикционные скользуны. Данная конструкция скользунов обеспечивает снижение действующих нагрузок на шкворневые узлы вагона, повышение плавности хода вагона и уменьшение динамических нагрузок, возникающих при вилянии тележек во время движения.
Особенностями конструкции буксового узла тележки модели 18-115 является то, что на опорной цилиндрической части корпуса установлена перфорированная резиновая прокладка переменной толщины. Боковая рама опирается на резиновую прокладку и корпус буксы посредством съёмного седла, устанавливаемого в буксовый проём рамы. Центрирование и фиксация седла в буксовом проёме осуществляется благодаря специальным выступам, входящим в соответствующие выемки челюстей. Буксовые узлы оснащены цилиндрическими роликовыми подшипниками размеров 130 х 250 х 80 мм. Рессорное подвешивание данной тележки центральное, состоит из двух комплектов, устанавливаемых в средних проёмах боковых рам. Каждый из них включает в себя 7 тройных (двойных) пружин. В качестве гасителя колебаний использован усечённый фрикционный клин, наклонная площадка которого развёрнута под углом 60° к продольной оси тележки, что обеспечивает лучшую связь боковых рам с наклонными поверхностями надрессорной балки, а вертикальные - с фрикционными планками, укрепленными на колонках боковой рамы.
3. Конструкция тележек пассажирских вагонов. Конструктивные отличия.
Тележки пассажирских вагонов различаются:
- системами рессорного подвешивания (двойное или тройное рессорное подвешивание);
- способами передачи нагрузки от кузова на раму тележки (различают люлечное рессорное подвешивание с комплектами эллиптических рессор и люлечное подвешивание с комплектами трёхрядных пружин);
- способами соединения рамы с колесными парами (рама тележки к колесным парам подвешивается при помощи цилиндрических пружин: одинарных, двухрядных или одинарных с фрикционными гасителями колебаний);
- наличием или отсутствием гидравлических амортизаторов и надбуксовых фрикционных гасителей колебаний;
- установкой подвагонного генератора и его привода.
Типовой тележкой для пассажирских вагонов является тележка КВЗ-ЦНИИ-1 - для перевозки пассажиров и КВЗ-ЦНИИ-2 - для перевозки багажа. Под небольшим количеством вагонов продолжают эксплуатироваться тележки ЦМВ и КВЗ-5. На Тверском вагоностроительном заводе выпускаются тележки ТВЗ-ЦНИИ-М.
Тележка типа КВЗ-ЦНИИ обладает лучшими ходовыми качествами по сравнению с тележкой КВЗ-5. Отличительной особенностью тележки данного типа является опирание кузова на скользуны, а не на подпятник, как это принято в ранее проектируемых конструкциях вагонов. Этот способ опирания кузова на тележки позволяет снизить массу надрессорной балки, а с целью недопущения перекоса её между скользунами предусмотрены поводковые устройства, связывающие надрессорную балку с боковыми продольными балками рамы тележки. Кроме того, в тележке КВЗ-ЦНИИ увеличен статический прогиб рессорного подвешивания. В результате удалось повысить конструкционную скорость движения до 160 км/ч при обеспечении необходимой плавности хода.
Основные узлы тележки: рама, два комплекта рессорного подвешивания, две колесные пары, четыре комплекта буксового подвешивания, надрессорная балка, тормозная рычажная передача с двухсторонним нажатием колодок, два поводка, два гидравлических гасителя колебаний. Рама тележки Н-образной формы имеет две боковые продольные балки, сваренные из швеллера № 20, 2 средние, поперечные, 4 концевые укороченные поперечные и 4 вспомогатель ные продольные балки, предназначенные для крепления тормозной рычажной передачи.
Рис. 11. Тележка модели КВЗ-ЦНИИ-1: 1 - надбуксовая пружина, 2 - тормозное устройство, 3 - рама тележки, 4 - валик люлечной подвески, 5 - подпятник, 6 - карданный вал, 7 - буксовый узел, 8 - серьга центрального подвешивания, 9 - поддон центрального подвешивания, 10 - генератор, 11 - муфта карданного привода, 12 - гидравлический гаситель колебаний, 13 -поводок.
По концам продольных балок рамы тележки приварены планки (фланцы) для крепления шпинтонов, а посередине приварены кронштейны для крепления гидравлических гасителей колебаний и вертикальные скользуны для ограничения перемещения надрессорной балки поперек вагона. Рама на буксы опирается через комплекты пружин. Средние поперечные балки рамы имеют 4 вертикальных скользуна для ограничения перемещения надрессорной балки вдоль вагона. Надрессорная балка штампосварная коробчатого сечения, выполнена из стальных листов толщиной 10 и 16 мм. Сверху на надрессорной балке имеются: подпятник и две коробки скользунов, в которые устанавливаются рабочие скользуны, на которые опирается рама вагона, а между пятником и подпятником имеется зазор не менее 9 мм. Для передачи тяговых и тормозных усилий от кузова вагона к тележке пятник вагона соединен с подпятником замковым шкворнем, состоящим из двух полушкворней и замковой планки, вкладываемой между полушкворнями. Замковый шкворень является осью вращения тележки относительно кузова. Надрессорная балка опирается на два комплекта центрального рессорного подвешивания (люлечное подвешивание) и связана с обоих концов с рамой тележки двумя поводками (по одному с каждой стороны).
Отличие тележки КВЗ-ЦНИИ (см. рис. 11) от тележек ЦМВ и КВЗ-5: передача нагрузки от кузова вагона на тележку осуществляется через скользуны, а не через узел пятник-подпятник. Данная тележка имеет два продольных поводка для установки надрессорной балки в среднее положение и регулировки зазоров в вертикальных скользунах (вдоль вагона).
Отличие тележки ТВЗ-ЦНИИ-М от КВЗ-ЦНИИ-1: боковые гасители колебаний стоят вертикально, снизу от надрессорной балки имеются ещё 2 гасителя колебаний, расположенных под углом; новая более совершенная конструкция тормозного башмака и подвески тормозного башмака, позволяющая отказаться от регулировочного устройства отхода башмака от поверхности катания колеса; в каждом пружинном комплекте центрального рессорного подвешивания по 2 пружины, а не по 3.
Отличие тележки ЦМВ от тележек КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ: имеется комплект центрального рессорного подвешивания из 7 эллиптических листовых рессор. Крепится люлечное подвешивание подвесками к поперечным балкам рамы, а у тележек КВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ - к боковым балкам рамы.