С начала 2001 года на сети железных дорог России эксплуатируются специализированные вагоны (крытый мод. 11- 9553 и вагон для глинозема мод. 19-797, другие модели вагонов), оборудованные тележками модели 18-100 с установленными упруго-катковыми скользунами фирмы «А Стаки».
Данные вагоны с упруго-катковыми скользунами имеют беззазорную конструкцию боковых скользунов. Постоянный контакт трущихся элементов боковых скользунов обеспечивается за счет упругих элементов. После сжатия упругих элементов на определенную величину износостойкая планка, укрепленная на шкворневой балке кузова, контактирует с роликом, который установлен в корпусе бокового скользуна.
При такой схеме опирания боковых скользунов обеспечивается регламентированная величина трения при поворотах тележки относительно кузова. При обслуживании грузовых вагонов с упруго-катковыми скользунами следует проверить исправность упруго-катковых скользунов.
Основным условием правильности установки упруго-катковых скользунов является обеспечение расстояния по вертикали (размер А) между рабочей поверхностью износостойкой планки (7) и опорной поверхностью надрессорной балки, на которой установлен корпус бокового скользуна (5) см. рис. 11.
|
|
Это расстояние должно быть А = 130 +2; - 3 мм. Измерения проводятся при текущем отцепочном ремонте на порожнем вагоне на относительно ровном пути. При этом из всех корпусов скользунов должны быть сняты съемные детали: упругие блоки, износостойкие колпачки, башмаки, заглушки и ролики. Размер А= 130 +2; - 3 мм. регулируется с помощью прокладок, установленных между износостойкой планки (7) и кронштейном бокового скользуна на шкворневой балке кузова.
Признаком исправности является отсутствие зазора между износостойким колпачком упруго-каткового скользуна и износостойкой планкой, укрепленной на шкворневой балке вагона. Свисание износостойкой планки над колпачком вдоль надрессорной балки должно быть не менее 10 мм со стороны пятника и 5 мм со стороны боковой рамы тележки. Большие величины выступов допускаются.
Запрещается установка на один вагон боковых скользунов разных типов (например, серийных и упруго-катковых модели ISB-12).
В случае, если боковой скользун не может быть отремонтирован, допускается замена на вагоне двух надрессорных балок с упруго-катковыми скользу-нами на серийные надрессорные балки с жесткими скользунами. При этом должны быть отрегулированы зазоры в скользунах по действующим нормативам. Каких-либо переделок боковых скользунов на шкворневых балках кузова при этом не требуется.