Социальное и культурно-историческое время

Для естественных наук время – это совокупность однородных отрезков. История, события в ней – принципиально неоднородны. Бывают периоды, когда время как бы застывает, а есть периоды исторических преобразований, когда в жизнь одного поколения как бы вмещаются целые века. Историческому времени свойственно убыстрять свой ход.

Специфика социального времени состоит также в том, что в нем обнаруживается сила удержания прошлого и предвидения будущего, которой обладает лишь живое сознание или жизнь вообще.

Социальное время выполняет несколько ролей:

1) время есть последовательность действий, предписанных традиций и передаваемых через имя (в архаической формации) и через схемы технологий (в позднейших формациях);

2) вторая роль времени связана с передачей опыта через поколения.

3) третья особенность социального времени связана с ритмической природой социальной жизни. Изменения способов человеческой жизнедеятельности на протяжении истории влияли на характер протекания социального времени.

4) четвертая роль времени определяется тем, что представление о времени является ключевым в категориальной сетке мышления и модели мира, выстраиваемой каждой культурой.

Каждая культура вкладывает свой смысл в понятие «время», самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь, называя дату своего рождения, отмечая вехи своего развития.

Понятие «хронотоп» в социально-гуманитарном познании.

Понятие хронотоп вводит М.М. Бахтин как конкретного единства пространственно-временных характеристик для конкретной ситуации. Близкое к нему значение – пространственно-временной континиум.

В социально-гуманитарном познании хронотоп (от греч. chronos- время и topos – место)- отображение времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимовлиянии и трансформации.

Особенности «художественного хронотопа» состоят в том, что с его помощью воспроизводят пространственно-временную картину мира и организуют композицию произведения, но не прямо, а конструируют условный образ.

За этим художественным приемом – игрой временем – Бахтин видит фундаментальные свойства и отношения. Именно в этом контексте он рассматривает так называемую историческую инверсию, при которой «изображается как уже бывшее в прошлом то, что на самом деле может быть или должно быть осуществлено только в будущем. Чтобы «наделить реальностью» представления об идеале, совершенстве, гармоническом состоянии человека и общества, их мыслят, как уже бывшие однажды, перенося возможное будущее в прошлое – реально и доказательное.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: