Лекция Особенности преподавания разделов «Животноводство и «Растениеводство»

Независимо от изучаемых технологий, содержанием программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование информации; основы черчения, графики, дизайна; элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися;

влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; творческая, проектная деятельность; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Базовыми для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство». Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

· распространенность изучаемых технологий в сфере сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах и отражение в них современных научно-технических достижений;

· возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

· выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

· возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

· возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий технологий сельского хозяйства — сорт, порода, урожайность, продуктивность и т.д.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом необходимо учитывать посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Специфика сельскохозяйственных проектов такова, что их выполнение требует значительного времени. Продолжительность проекта определяется биологическими особенностями выращиваемых растений и животных. Поэтому проектная деятельность организуется не как завершающий этап, а в тот период учебного года, когда необходимо начинать выполнение проекта в соответствии с агротехникой конкретных сельскохозяйственных культур. Предполагается, что значительная часть проектных работ будет выполняться во внеурочное время, в том числе во время летней практики. По методу проектов может быть организована и традиционная для сельской школы опытническая работа.

Желательно, чтобы проекты имели социальную направленность, требовали от школьников активной поисковой деятельности за пределами школы, в сельском социуме. Выбирая тему проектов, следует обратить внимание на ее практическую значимость для учебно-опытных участков или приусадебных хозяйств, благоустройства и озеленения.

Учитывая, что в сельской школе уменьшается объем учебного времени на освоение направлений «Технический труд» и «Обслуживающий труд», желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, при их выполнении учащиеся осваивали не только сельскохозяйственные технологии, но и технологии обработки различных материалов, предусмотренные обязательным минимумом содержания.

Для реализации обязательного минимума содержания по разделам «Растениеводство» и «Животноводство» необходимо наличие учебно-материальной базы для организации практической деятельности школьников. Школьные учебно-опытные участки, кабинеты биологии и сельского хозяйства являются основной базой изучения растениеводства. Для изучения животноводства в качестве учебно-материальной базы могут использоваться школьные мини-фермы, УПБ, животноводческие фермы сельскохозяйственных предприятий, учреждений профессионального образования и личные подсобные (ЛПХ) или фермерские хозяйства родителей учащихся. Если в школе нет материальной базы для изучения животноводства, этот раздел дается в ознакомительном плане, преимущественно в форме экскурсий.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Для обучения технологиям сельского хозяйства наиболее важны связи с биологией и химией.

Комплексно для комбинированных программ планируются освоение раздела «Современное производство и профессиональное образование» и проектная деятельность учащихся. Желательно, чтобы темы творческих работ и проектов учащихся сельских школ носили комбинированный характер, сочетая технологии технического и сельскохозяйственного труда. Необходимые сведения о профессиях промышленного и сельскохозяйственного производства, сферы услуг, путях получения профессионального образования должны быть даны сельским школьникам в общем для обоих направлений комбинированном профориентационном разделе.

ВОЗМОЖНОСТИ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНЦЕПЦИИ ОО «ТЕХНОЛОГИЯ»

Примерные программы являются ориентиром для составления рабочих учебных программ и учебников (могут использоваться при тематическом планировании курсов учителем). Рекомендуется по предмету «Технология» составление двух рабочих программ:

· для основного общего образования (реализация рабочей программы для 5-9 классов);

· для среднего (полного) общего образования (реализация рабочей программы для 10 - 11 классов).

При этом в рабочей программе возможен собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочие программы содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Содержательное и методическое творчество в рамках технологического образования может реализовываться по нескольким направлениям:

· в пределах инвариантной части программы;

· в рамках общего времени, отводимого на региональный и школьный компоненты;

· на факультативных занятиях;

· путем включения элементов технологических знаний в «нетехнологические» предметы учебного плана.

Рассмотрим эти возможности более подробно:

Инвариантная часть учебного плана состоит из двух слагаемых – теоретических сведений и практического раздела. Теоретические положения должны быть направлены на формирование общего представления о деятельности человека в технологическом мире и преследовать образовательные цели ООТ. Практические занятия должны решать задачи освоения процессов преобразования различных материалов, при этом изучение и освоение художественного, декоративно-прикладного, народного и других видов творчества, должно изучаться с максимальным приближением к характерным для данной местности промыслам и ремеслам. В данном случае необходимы региональные и местные учебно-методические разработки.

Вариативная часть, построенная в рамках дополнительного бюджета времени, может ставить задачи повышенной сложности. Например, реконструкция (бывших ранее, но затем утерянных) среды обитания человека: домашнего интерьера, одежды, мира игрушек и т.п. При этом учитель не обязан навязывать архаичные технологии, их изучение и использование – только один из путей реконструкции ремесел и предметной среды. Так изучение домовой резьбы, украшающей дома, может возрождаться и с помощью современных способов деревообработки, новейших электроинструментов.

Тематика факультативных и кружковых занятий практически не ограничена.

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКИХ ПРОГРАММ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Каждая школа в своей работе по технологическому обучению учащихся неизбежно исходит из двух факторов: состояние и обеспеченность учебно-материальной базы школьных мастерских и личность преподавателя технологии.

Инструментом для формирования технологической культуры, предполагающей необходимость у каждого школьника пробуждать творческие наклонности служит учебная программа. Это – основной рабочий документ для учителя технологии, но он не является догмой. Более того, содержание программы из года в год может корректироваться, совершенствоваться, подвергаться переработке. Любая программа требует от учителя творчества и оставляет ряд вопросов для самостоятельного решения – с учетом состояния учебно-материальной базы школы, ее производственного окружения, потребностей учащихся, профессиональной компетентности педагога.

В соответствии с «Законом об образовании» каждый учитель имеет право разработать авторскую программу. Под авторской программой, разработанной индивидуально или коллективно, понимается программа, отличающаяся от действующей учебной программы теоретическими и методологическими основаниями и (или) содержательным компонентом и (или) технологией образовательного процесса. Авторская программа – программа обучения, которая не имеет аналогов. Она основана на авторской концепции построения учебного курса по данному предмету.

Независимо от выбора варианта корректировки базовой программы ООТ или составления авторской программы обязательным условием является ее соответствие минимуму содержания и требованиям к уровню подготовки выпускников образовательной школы по ООТ.

Любая скорректированная (адаптированная) программа должна быть утверждена. После рассмотрения на учебно-методическом объединении ее утверждает (разрешает воплотить на практике) школьная или районная методическая комиссия.

Структура и содержание программы должно быть проанализировано, а тематические включения (выключения) доказательно мотивированы автором. К программе прилагается тематический план.

Оформление текста авторской адаптированной программы должно отвечать ряду требований. В частности, кроме тематического плана, соответствующего по часам инвариантной части программы ООТ, должно производиться четкое распределение материала: по каждой теме указываются теоретические сведения и практические работы. Желательно также обозначить учебно-дидактические материалы, используемую литературу. В пояснительной записке к программе должны отражаться достигаемые цели и задачи, раскрываться особенности ее построения, ее специфические отличия. На титульном листе должно быть указано, кем утвержден этот рабочий документ.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Функционально-прикладной характер обучения технологии, обеспечивающий в процессе освоения разнообразные способы практической деятельности по изготовлению личностно или общественно значимых объектов труда (75-80 % учебного времени), подводит к следующим требованиям: домашнее задание задается только в контексте освоения теоретического учебного материала, что составляет 20-25 % учебного времени, соответственно, в таком же процентном соотношении должны быть представлены и записи в классном журнале. Так как виды и содержание технологических процессов, составляющих основу федерального государственного образовательного стандарта, позволяют осуществлять обучение учащихся на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя с возрастными возможностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья школьников, домашнее задание по практической части не задается.

На всех ступенях обучения предусмотрено выполнение учащимися проектных работ. Соответствующие темы по учебным планам программ даются в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Организация работы учащихся по выполнению проектных работ строится по индивидуальным планам учащихся по выполнению проектных работ, которые предусматривают как учебную так и внеучебную деятельность.

ОБЪЕКТЫ ТРУДА

Содержание учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках технологии во многом предопределяется используемой системой объектов труда.

Первым условием при формировании этой системы надо считать достаточно полное отражение в объектах труда изучаемых теоретических сведений и практических работ, обеспечение непосредственной взаимосвязи знаний и умений в осуществляемых технологических процессах.

Второе условие - это расположение изделий по нарастающей сложности с опорой на конструкторско-технологическую преемственность и чередование видов деятельности учащихся.

Третьим условием является соответствие трудовой деятельности возрастным особенностям учащихся.

Четвертым условием является соблюдение техники безопасности, охраны труда учащихся. При выборе объектов труда необходимо учитывать то, что использование различных средств механизации ведет к росту скоростей, давлений, температур, шумов, вибраций, которые неблагоприятно воздействуют на растущий организм. Также нежелательно использование ядовитых лакокрасочных материалов, клеев и т.п.

Эти требования относятся и к системе объектов труда. В ней надо предусмотреть реализацию интересов учащихся к технике и труду, опираясь на достижение ими общественно значимого результата и технологических изделий.

Каждый объект труда должен иметь абсолютную (а не условную) ценность. Все изделия, выполняемые на уроках технологии должны быть функциональны и целесообразны.

Учитывая, что учителям иногда приходится работать в объединенных (неделимых) классах, необходимо разрабатывать проекты, которые требуют совместной работы мальчиков и девочек. Например, мальчики выполняют какую- либо основу из дерева или металла, а девочки дополняют ее изделием из ткани. Изделия могут быть разной степени сложности. Например, деревянные подставки и подушечки для иголок или вышитые картины в рамках, оформленных декоративной резьбой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: