Периодизация развития взрослого человека

 

 

     Период

 

 

Автор

 

 

Юность

 

 

Взрослость

 

 

Зрелость

Пожилой
возраст

Старость

Ран­няя Позд­няя Ран­няя Сред­няя Позд­няя Ран­няя Сред­няя Позд­няя
В.В.Бунак 17–20 20–25 М. 25­30 Ж. 20–30   35–40 30–40   45–55 40–55   С 55 л
В.В Гинзбург

М. 16–18 – 22–24
Ж. 15–16 – 18–20

М. 25–40
Ж. 20–40

М. 40–55
Ж. 40–55

С 55 л.
Д.Б.Бромлей 11-13-15 15–21 21–25 25–40 40–55

55–65 С 65 л
Д.Биррен

12–17

17–25 25–50 50–75 С 75 л.
Классиф. здравоохран.

М. 17–21
Ж. 16–20

М. 22–35 Ж. 21–30 М. 36–60 Ж. 31–55

М. 61–75 Ж. 56–75 С 75 л.

 

 








Динамика психофизиологических функций в период взрослости

В период ранней взрослости происходит множество изменений в психофизиологии человека. Согласно Б. Г. Ананьеву, с данным этапом становления совпадают многие психофизиологические оптимумы. В период ранней взрослости обнаруживаются наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимумы абсолютной и разностной чувствительности анализаторов внешней среды, наибольшая пластичность и переключаемость в образовании сложных психомоторных и других навыков.

В нейродинамике взрослого человека отмечается возрастание роли тормозных процессов.

Развитие сенсорно-перцептивной сферы имеет двухфазный ха­ рактер:

– фронтальный прогресс в развитии функций, включая период взрослости;

– фаза специализации в период зрелости.

Оптимумы в развитии сенсорных функций в среднем приходятся на 20 лет, несколько сдвинут оптимум цветоразличения – 25 лет (П.П. Лазарев).

20–25 лет – оптимумы показателей времени сенсомоторных ре­акций.

Элементарные сенсомоторные функции, достигнув пика, сразу же переходят в фазу инволюции.

При этом период взрослости отличается стабильностью оптимального состояния зрительно-пространственных функций за счет постоянных структурных преобразований.

Одним из факторов повышения чувствительности является сенсибилизация – влияние профессиональной деятельности.

Ранняя взрослость – оптимальный период для сенсомоторного развития. Отмечаются высокие показатели мышечного тонуса, управления им, высокие скоростные показатели. Средняя взрослость – высокая координация движений, точность, высокая успешность волевого усилия.

Обнаружена обратно-пропорциональная зависимость точностных характеристик руки с силовыми и временными.

Физическая нагрузка приводит к большим сдвигам в психомоторике у 30–35-летних, а психофизическая и интеллектуальная – у 18–19-летних.

 

Когнитивное развитие

Познавательная сфера взрослого в литературе описывается в терминах «личностного познания» и «компетентности» (Холодная М.А., 1997; Анцыферова Л.И., 1980). В отличие от познавательной сферы ребенка, в познавательной деятельности взрослого главная роль принадлежит метакогнитивным (интегративным) процессам: управлению своим познанием, рефлексивному отношению к себе, специфике структурной организации индивидуального опыта, ценностному регулированию познавательных процессов, умению ставить вопросы, обнаруживать проблемные ситуации. Таким образом, познавательная сфера взрослого тесно связана с личностной. Сравнительно с другими возрастными периодами в этот период отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, а также высокая скорость решения вербально-логических задач.

Внимание. Наиболее высокий уровень свойств внимания и их интеграции отмечается в период средней взрослости (27–33 года). Низкий уровень свойств внимания: периоды с 18 до 21 года и от 34 до 40 лет (уровни объёма, переключения, устойчивости и избирательности). 41–44 года – относительно новый подъем, а 45–46 лет – очередной спад.

Показатели устойчивости и концентрации внимания остаются стабильными на протяжении периода от 53 до 60 лет. Определяющими факторами развития внимания являются учебная и профессиональная деятельность, а также уровень образования.

Память. Возрастная динамика памяти в период от 18 до 45 лет отличается чрезвычайной лабильностью и противоречивостью. С 18 до 35 лет наибольшие колебания испытывает кратковременная вербальная память: она неравномерно снижается к 25–27 годам, а затем вновь повышается у 29–35-летних. Однако в целом вербальная кратковременная память не достигает уровня 18–19-летних. Значительных изменений в долговременной вербальной памяти не выявлено. Но наиболее устойчивой в период с 18 до 35 лет по сравнению с другими видами памяти является образная память (и кратковременная, и долговре­менная).

Непроизвольная вербальная память снижается после 19 лет, непроизвольная образная – после 22 лет. Общий уровень развития функции памяти в целом с 18 до 35 лет показывает наличие трёх пиков: 19 лет, 24 года и 30 лет. Незначительные спады в уровне памяти наблюдаются уже у 20–22-летних. На протяжении периода взрослости идёт изменение интеркорреляционной структуры памяти: повышается роль кратковременной памяти.

Все эти данные говорят о том, что развитие памяти продолжается после биологического созревания, которое обычно относится к 18–24 годам.

Мышление. Период взрослости отмечается неравномерностью развития мыслительных функций: практических (наглядно-дейст­вен­ных), образных и логических. По обобщенным данным моменты стабилизации приходятся на периоды 18–19 лет, 34–35 лет. Оптимумы в развитии мышления отмечаются в 20, 23, 25, 30, 32 года, а снижение – в 21–22, 24, 26, 28, 31, 33–35 лет. В макропериод 41–50 лет отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36–40 годами (А.И. Канатов).

У взрослого человека наблюдаются гибкие переходы от одного вида мышления к другому. Несмотря на некоторое доминирование вербально-логических функций, роль образных компонентов в период с 18 до 35 лет не утрачивается. Затем всё большую роль приобретают вербальные функции.

В период 34–37 лет наступает второй пик в развитии мышления, устанавливаются всё более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением, наблюдается усиление в умственной деятельности роли образного и практического мышления. При этом к 40 годам возможно снижение некоторых физических и умственных функций, проявляющееся при максимальном напряжении в процессе деятельности.

Во всех микропериодах доминирующее положение занимает обобщение на вербальном уровне (Степанова Е.И., 2000), что приводит к таким новообразованиям, как способность самому ставить проблемы и способность решать старые задачи путем включения в более широкий контекст (Анцыферова Л.И., 1980). Большое значение приобретает сенсибилизирующий фактор трудовой деятельности и практического опыта.

Большое позитивное значение на развитие интеллекта в период взрослости оказывает также активное стремление к новому, желание не останавливаться на достигнутом как обобщенная личностная установка (А.И. Канатов). В микропериод 51–55 лет сохранение активной позиции по отношению к самообразованию, установка на принятие нового в профессиональной деятельности влияют на уровень развития интеллектуальных функций в ещё большей степени, чем в период 41–50 лет.

В период взрослости идёт постоянное изменение структуры взаимосвязей интеллектуальных функций. 

Развитие интеллекта. Развитие вербального, невербального и соответственно общего интеллекта идёт неравномерно. Выделяются моменты повышения, понижения и стабилизации функций.

В развитии общего интеллекта от 18 до 35 лет можно выделить два макропериода: 18–25 лет и 26–35 лет. Эти периоды различаются общим уровнем и темпом изменчивости интеллекта. При этом молодым свойствен более быстрый темп возрастных изменений интеллекта, старшим – более медленный. В целом уровень общего интеллекта повышается с возрастом. Однако если невербальные функции начинают снижаться приблизительно к 40 годам, то вербальные функции интенсивно прогрессируют, достигая самого высокого уровня после 40–45 лет.

Одним из важных когнитивных достижений периода взрослости можно назвать понимание противоречий. Клаус Ригел даже предложил рассматривать его пятой стадией когнитивного развития, которую он назвал диалектическим мышлением. Взрослый человек обретает способность не только рассматривать, но и интегрировать противоположные или конфликтующие факты и наблюдения, а так же идеалы и реальность.В качестве другой специфической черты мышления взрослого человека можно назвать ту гибкость, с которой он применяет свои когнитивные способности.

В период зрелости оптимумы отмечаются также в творческой де­ятельности человека, например, оптимальные возрастные моменты научного творчества приходятся на возраст 35–45 лет, в музыке и поэзии – между 30–35 годами, в философии, науке, политике – в 40–
55 лет.


Личностное развитие

Период взрослости играет существенную роль в процессе характерообразования (Ананьев Б.Г., 1980). Происходит это за счет включения во все многообразие общественных отношений, человек становится их субъектом, сознательно формируя свои отношения к окружающему миру. В период взрослости происходит интеграция отношений и формирование характера как системы, хотя процесс характерообразования начинается еще в детском возрасте.

Г. Крайг описывает развитие взрослого человека с точки зрения трёх самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его личности. Причём все системы взаимосвязаны. Они включают развитие: личного «Я» человека; «Я» как члена семьи (взрослый ребенок, супруг или родитель); «Я» как субъекта трудовой деятель­ности.

Процессы самосознания и рефлексии играют важную роль в развитии взрослого человека. Взрослый, в отличие от ребенка, подростка и юноши, занят решением прежде всего жизненных, а не учебных задач. В этом смысле процессы самосознания и рефлексии выступают как способность многоуровневого и многопланового отражения человеком своей жизнедеятельности, как одно из главных оснований и условий переопределить направление собственной жизни (Рубинштейн, 1997; Анцыферова, 1994; Минигалиева, 2000; Логинова, 2000 и др.).

Личностное развитие в период взрослости связывается в первую очередь с изменением статуса человека. Становление статуса отдельного человека зависит как от системы общественных отношений и социальных преобразований, так и от активности самого человека. Согласно классификации Д.Б. Бромлей, в период ранней взрослости строится собственный образ жизни, происходит усвоение профессиональных ролей, включение во все виды социальной активности. В период средней взрослости наступает консолидация социальных и профессиональных ролей. Поздняя взрослость характеризуется дальнейшим установлением социальных и специальных ролей по роду занятия и в то же время их перестройкой, доминированием некоторых из них и ослаблением других; изменяются структура семейных отношений (уход детей из семьи) и образа жизни. Развитие статуса происходит вплоть до предпенсионного возраста.

Э. Эриксон в качестве главных проблем, требующих своего разрешения в период взрослости, ставил следующие.

1. Достижение идентичности в противоположность смешению
ролей.

2. Достижение интимности в противоположность изоляции.

3. Достижение продуктивности в противоположность инертности.

Теория Эриксона является эпигенетической, т. е. в ней каждый последующий период основывается на предыдущем. Развитие во взрослости зависит от разрешения проблем предшествующих периодов – обретения доверия и автономии, инициативы и трудолюбия. Но сам Эриксон применяет свою теорию гибко, и поэтому ее можно считать моделью нормативных кризисов жизни. Полагают, что эти проблемы существуют на протяжении всей жизни, снова и снова прорабатываясь на более глубоком уровне.

Формирование идентичности – непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. Хотя многие грани взрослой идентичности могут сформироваться уже к началу взрослой жизни, другим ее граням еще только предстоит оформиться. Если у человека нет твердого ощущения того, что он занимается своим делом или что у него в семье все благополучно, он может чувствовать какой-то пробел в своей жизни, как если бы он что-то не довел до конца. Люди, которые могут увлечься своей работой и отдаться ей до конца, значительную часть своего чувства идентичности черпают в карьере. Другие могут приобрести свою идентичность не столько в профессиональной деятельности, сколько в семье или где-либо еще.

С формированием идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с верным супругом или супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений.

Эриксон считал, что каким бы ни был источник приобретения идентичности, главным событием взрослости является достижение генеративности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир. Многие люди пытаются достичь генеративности путем создания семьи и заботы о своих детях. Другие пробуют добиться этой цели посредством продуктивности своей работы.

Целостность характера обеспечивается формированием рефлексивных свойств: «они наиболее интимно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, выполняя функцию саморегулирования и контроля развития, способствуя образованию и стабилизации единства личности» (Ананьев, 1980, с. 157).

 


Социальное развитие

Перемены в структуре социальных ролей, сопровождающие раннюю взрослость, являются переходными моментами и поворотными пунктами жизни, которые изменяют человека. Люди по-другому начинают смотреть на вещи, по-другому ведут себя, приводят свои убеждения, установки и ценности в соответствие с теми ролями, которые они исполняют, и теми контекстами (ситуациями), в которых живут.

Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимает профессиональная, образующая основную форму активности субъекта. Ей посвящена значительная часть жизни человека. Для подавляющего большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достичь определенного социального статуса и т. д. К.А. Альбуханова-Славская считает, что характер самовыражения, самоопределения в профессии, формальный или творческий способ включения человека в профессию определяет как характер профессионального движения, так и жизненную перспективу личности

 

 

ПЕРИОД ГЕРОНТОГЕНЕЗА

Общая характеристика. Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.

В 1963 г. в Киеве на международном семинаре геронтологов была принята следующая хронобиология: пожилой возраст – 60–74 года, старческий возраст – 75–90 лет и долголетие – старше 90 лет.

В отличие от периода развития, возрастные границы между пожилым, старческим и долгожительским возрастами весьма условны и в значительной степени определяются средней продолжительностью жизни, колебания которой резко меняют представления о рубеже старости.

Б.Г. Ананьев писал, что гетерохронность инволюционных процессов и неравномерность старения отдельных систем – фундаментальные явления позднего онтогенеза человека. Они содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. При этом степень сохранности, деградации или полного одряхления является функцией не только возраста, но и социально – трудовой активности, т. е. продуктом не только онтогенетической эволюции, но и жизненного пути человека как личности и субъекта деятельности

Геронтогенез – это сложный противоречивый, не линейный и фазный процесс становления старости. Геронтогенез является частью онтогенеза, его последним этапом, поэтому здесь действуют те же общие онтогенетические законы, что и в период взрослости.

М.Д. Александрова выделяет следующие законы геронтогенеза: гетерохронность (разновременность), специфичность и разнообразие. Под гетерохронностью Б.Г. Ананьев понимал сложное переплетение эволюционных и инволюционных процессов, зависящих от социально-исторических условий жизни человека и состояний его собственной деятельности. Специфичность проявляется в направлении, которое принимают кривые возрастных изменений, какой они приобретают вид. Закон разнообразия заключается в том, что показатели состояния тех или иных функций, процессов или свойств в период геронтогенеза приобретают больший разброс, значительно превышающий разброс в группах зрелых людей.

В.В. Фролькис рассматривает старение как вызванный эндо- и экзогенными факторами разрушительный процесс, ведущий к недостаточности физиологических функций, развивающийся в результате нарастающего во времени повреждения клеток и их регуляции. Он предложил следующие закономерности геронтогенеза: гетерохронность – старение различных органов и тканей; гетеротопность – выраженность процессов старения не одинакова для разных органов и структур одного органа; гетерокинетичность – различная скорость развития изменений.

В адаптационной теории, предложенной Фролькисом, объясняющей механизмы возрастных изменений адаптационных возможностей организма, выделяется витаукт, как процесс, стабилизирующий жизнедеятельность организма, направленный на предупреждение повреждения живых систем, восстанавливающий, компенсирующий многие нарушения, вызываемые старением. Механизмами витаукта являются: восстановление, компенсация, репарация, защита, резервация.

Согласно эпигенетической теории Эриксона в пожилом возрасте человек должен разрешить следующие конфликты: генеративность против стагнации и целостность Эго против отчаяния. Генеративность он определяет как заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Стагнация – это полное сосредоточение на самом себе, что часто приводит к различным заболеваниям. Целостность, по определению Эриксона, включает в себя ряд факторов: это уверенность Эго в своем стремлении к порядку и смыслу; любовь, как переживание опыта, который передает некий мировой порядок и духовный смысл; принятие своего цикла жизни как того, чему суждено было произойти и что не допускало бы никаких замен. Страх смерти, по мнению Эриксона, является показателем отсутствия такой целостности, когда единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни.

Одной из теорий, развивающих и усовершенствующих теорию Э. Эриксона, является теория самодетерминации (self-determination theory (SDT; Deci, Ryan, 1985, 1991, 2000)). Авторы этой теории предполагают, что стремление к автономии является врожденным (под автономией понимается чувство управления и регуляции собственного поведения). Одновременно авторы считают, что человек в равной степени стремится стать как можно более интегрированным в социальную матрицу (Deci, Ryan, 2000).

Сложность процесса старения выражается в том, что замедление процессов старения в современном обществе обусловлено прижизненными приобретениями современного человека в процессе его индивидуального развития. Влияния жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы. Увеличивается значение индивидуально-типических особенностей человека. Усиливаются характерологические особенности и уровень общей одаренности.

Здоровье

Одной из наиболее значимых сфер развития в пожилом возрасте является сфера здоровья (Р. Шпитц, Дж. Нидхем, Ф. Лесперанс, Дж. Гроен, Г. Хойфт, Г. Радебольд и др.) физические изменения выступают тем индикатором, по которому пожилые люди судят о том, что они стареют.

Но исследования группы немецких ученых (А. Крузе, Г. Радебольд, Г. Хойфт и др.) показали, что физические ограничения и болезни не оказывают прямого влияния на психическое здоровье и удовлетворенность качеством жизни.

Разведение таких понятий, как «здоровье», «болезни» и «объективное ухудшение здоровья» (OGB – международная аббревиатура) показало, что при одних и тех же соматических диагнозах степень «объективного ухудшения здоровья» может быть различной, и она не имеет прямой связи с возрастом. В ряде исследований Л.С. Шиловой (1998), Tress (1986) выделяются две группы факторов, определяющих состояние здоровья в позднем возрасте. К первой группе можно отнести общественно-социальные, или внешние, факторы, такие как плохой уровень медицинского обслуживания; нервные перегрузки, накопившаяся усталость, недоступность медикаментов, плохое материальное положение. Ко второй группе авторы относят факторы внутреннего плана, например, отношения с близкими людьми. В рамках данной группы в качестве особого фактора риска для возникновения психогенных заболеваний было выделено отсутствие у больного в детстве человека, с которым он поддерживал бы постоянные хорошие отношения (Tress, 1986). При этом особо подчеркивается влияние отца в детстве для психического здоровья пожилых людей.

Когнитивное развитие

Концепция «успешного старения» (Rowe и Kahn, 1998) предполагает различия в качестве жизни пожилых людей, равно как и в их продолжительности жизни. Поиск и понимание причин успешного когнитивного старения, т. е. попытки отсрочить и минимизировать ухудшение функций и способствовать возможностям приобретения новых знаний и навыков, требует изучения и понимания индивидуальных различий в темпах и особенностях возрастных изменений. Одной из фундаментальных проблем самого термина «когнитивное старение» является изначально заложенный в нем негативный аспект. При этом большинство исследований не ставят во главу угла разведение «нормального» старения и патологического.

Для понимания процессов когнитивного старения важно развести компетенции и реализуемые возможности. Первые – это то, что человек может сделать (теоретически), вторые – то, что человек реально демонстрирует, выполняя определенное задание. Так, например, переключение внимания традиционно рассматривалось как одна из наиболее уязвимых когнитивных функций, и многие исследования регистрировали большее время реакции пожилых и старых людей при выполнении таких заданий по сравнению с более молодыми людьми, но недавние исследования (например, Touron, Hertzog, 2004) показали, что задержка в переключении внимания связана с тем, что пожилые люди используют более сложную систему переработки информации, а их «метакогнитивные фильтры» требуют больших ресурсов, в том числе и временных. Кроме того, исследования свидетельствуют, что установки и мотивация оказывают существенное влияние на выполнение когнитивных заданий у пожилых людей, что в конечном счете, сказывается на их результатах. Одним из основных вопросов, стоящих перед учеными, исследующими особенности старения когнитивных функций человека, является вопрос о том, все ли когнитивные функции одинаково подвержены естественным процессам старения, или траектории изменения отдельных функций имеют свою независимую динамику (Zelinski, Lewis, 2003).

Изучение когнитивных функций и личности, как правило, велось раздельно. Однако P. Costa и R. McCrae выдвинули гипотезу о том, что на самом деле когнитивные функции являются 6-м фактором Большой Пятерки. Большинство исследователей признают, что личность характеризуется относительной стабильностью в период поздней взрослости. То же можно сказать и об интеллектуальных функциях. Таким образом, целесообразным кажется изучение соотношения черт личности и интеллектуальных функций в период поздней взрослости для понимания процессов, происходящих с когнитивной сферой в период старения, а также оценки рисков и построения прогнозов когнитивного развития в период геронтогенеза. В частности, склонность к психологическому дистрессу связана с риском для когнитивных функций (Crowe, Andel, Pedersen, Fratiglione, Gatz, 2006); кроме того, личностные характеристики отражаются на поведении, связанном со здоровьем, что в свою очередь отражается на когнитивном функционировании (Roberts, Bogg, 2004).

Таким образом, для понимания особенностей функционирования когнитивной сферы в период геронтогенеза важно понимание следу­ющих особенностей:

1) с возрастом усиливается роль жизненного опыта и индивидуальных различий в протекании психических процессов;

2) рассматривая «нормальное» когнитивное старение, мы говорим об изменениях, при этом степень снижения тех или иных функций остается дискуссионной, так как формальное снижение когнитивных показателей может быть как результатом инволюционных процессов, так и усложнения процессов обработки информации за счет дополнительных этапов обработки (например, на метакогнитивных уровнях).

Личностное развитие

Исследования личности в период поздней взрослости можно условно разделить на два типа. С одной стороны, существуют убедительные доказательства того, что личность окончательно формируется в период ранней взрослости и остается стабильной и устойчивой на протяжении всей жизни (Costa, McCrae, 1980). Эти исследования большей частью основываются на изучении темпераментных черт личности, относящихся к «большой пятерке»: исследования показывают, что индивидуальные различия в экстраверсии, нейротизме, открытости новому опыту и согласии остаются стабильными в течение периода взрослости. С другой стороны, существуют подтверждения того, что происходят изменения в личности, особенно аспектов «Я» (Markus, Nurius, 1986).

В. Neugarten (1986) показал, что период 50–60 лет является важным поворотным пунктом для личности, периодом пика интроспекции и рефлексии. «Я» играет важную роль в этот период, служа ресурсом для преодоления физических изменений и социальных стрессов, которые могут возникать в это время. Согласно другим исследованиям, люди с хорошо развитой идентичностью и чувством «Я» способны эффективно функционировать психологически (Lanchman, Bertrand, 2001), а также эффективно регулировать эмоции (Magai, Halpern, 2001) и справляться с изменениями во многих сферах (Aldwin, Levenson 2001, Heckhausen, 2001).

В целом исследования авторов показало, что пожилые люди оценивают себя выше, чем «типичного пожилого человека». Это отчасти объясняется тем, что негативные стереотипы относительно пожилых людей самими пожилыми людьми переоцениваются. С возрастом представления о «типичном пожилом человеке» становятся более позитивными. Это может объясняться, тем, что самооценки с возрастом экстернализуются относительно представителей той же социальной группы, к которой принадлежит человек (Clement, Krueger, 2002).

Современные исследования показывают (Heckhausen, Brim, 1997), что пожилые люди различаются не только представлениями о старости, но и тем, как эти представления влияют на самооценку. Чтобы нейтрализовать эффект ассимиляции, пожилые люди могут пытаться развести Я-концепцию и возрастные стереотипы, например, за счет снижения важности негативных аспектов стереотипа (Kling, Ryff, Essex, 1997) или за счет того, что человек не рассматривает себя как «старого» (Heckhausen, Krueger, 1993).

Успешность и удовлетворенность жизнью в период поздней взрослости зависит от очень многих факторов. Например, Рифф обнаружила (Ryff, 1989), что многие пожилые люди определяют свое благополучие с точки зрения ориентации на «другого», по их мнению, благополучен заботливый сострадательный человек, находящийся в хороших отношениях с окружающими. Также было обнаружено, что пожилые люди сохраняют позитивный взгляд на будущее. В частности решающую роль в адаптации к слабеющему здоровью играет социальное сравнение.

Д.Б. Бромлей выделила пять типов приспособления личности к старости.

Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими.

Отношение зависимости. Зависимая личность – это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супруга или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий с профессиональной работы.

Оборонительное отношение, для которого характерны: преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотное принятие помощи от других.

Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны и подозрительны, стремятся «переложить» на других вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность.

Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба.

Таким образом, в период поздней взрослости и позднего возраста изменения личности происходят под влиянием двух факторов: внутреннего – единство динамики одних характеристик и стабильности других; и внешнего – взаимодействие и интериоризация взаимоотношений с социумом.

Социальная сфера

В дополнение к физическим и психологическим изменениям период поздней взрослости часто включает переструктурирование социальных ролей, особенно в профессиональной сфере и в сфере семьи. Социальные взаимоотношения с семьей, друзьями, сослуживцами могут быть как источником удовлетворения и положительно влиять на благополучие человека, так и являться источником стресса (Rook, 2003, Walen, Lachman, 2000).

Среди факторов, оказывающих существенное влияние на развитие человека в период поздней взрослости и пожилого возраста, можно назвать влияние возрастных стереотипов. В этой связи выделяют два основных направления в понимании данного феномена. В основе первого направления лежат теории социального сравнения (Wilis, 1981; Wood, 1989) и представления о том, что негативные возрастные стереотипы могут иметь позитивное влияние на самооценку. Так, старение, по мнению авторов, активизирует негативные стереотипы относительно пожилых людей, при этом зачастую сравнение себя с негативным образом дает ресурс для более позитивной оценки себя (например, сравнение со стереотипом немощности пожилых людей может усиливать оценку собственного физического состояния) – эффект контраста.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: