Темы докладов к семинарам

1. Гетерохронность сенсорно-перцептивных и познавательных функций.

2. Макрохронологический аспект. Факторы долголетия.

3. Структурно-динамический аспект системного подхода.

4. Типы и значение корреляций в психическом развитии (по Шмальгаузену и Ананьеву).

5. Каузальный аспект системного подхода.

6. Роль учебной деятельности в психическом развитии школьника.

7. Теории развития в психодинамическом подходе (А. Фрейд,
М. Кляйн, Д. Винникот).

8. Теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт).

9. Периодизация Э. Эриксона.

10. Рефлекторная деятельность новорожденного.

11. Кризис новорожденности.

12. Развитие сенсомоторного интеллекта.

13. Особенности и значение общения младенца со взрослыми.

14. Кризис 1 года.

15. Развитие речи в преддошкольный период. Обучение иностранному языку (проблема двуязычия в семье).

16. Возможности обучения и развития в раннем детстве. Проблемы раннего развития.

17. Психология игры. Роль игры в развитии ребенка.

18. Психологическая готовность к школе.

19. Психология педагогической оценки.

20. Адаптация к школе у младшего школьника.

21. Основные модели и классические исследования кризиса подросткового возраста.

22. Особенности Я-концепции подростка.

23. Понятие и стадии идентичности (по Эриксону и Марсия).

24. Специфика проявления самосознания в подростковом и юношеском возрасте.

25. Развитие творческой продуктивности.

26. Кризисы периода взрослости.

27. Стиль жизни в концепции Адлера.

28. Самоактуализация и ее предпосылки в концепции Маслоу.

29. Социальный аспект старения.

30. Витаукт.

31. Типы отношения (приспособления к старости) (И.С. Кон, Д.Б. Бро­млей).


Литература ко всему курсу

Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Балакшина Ж.А. Психология развития и возрастная психология. СПб., 2007.

Берк Л. Развитие ребенка. СПб., 2006.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1982–1984.

Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб., 2006.

Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.

Психология человека: от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2002.

Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2002.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1989.

 

Литератуа к отдельным параграфам

Системный подход в психологии развития

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.

Балакшина Ж.А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления (на примере подростков): Автореф. канд. дис. СПб., 1995.

Биологическое и социальное в развитии человека / Отв. ред. Б.Ф. Ломов. М., 1977.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.

Карсаевская Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в психическом развитии человека. Л., 1970.

Онтопсихология /Под ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2003.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Нагорный А.В. Проблемы старения и долголетия М., 1963. Гл. 2.

Рыбалко Е.Ф. О генетических уровнях социализации // Вестн. Ленингр. ун-та. Л., 1973. № 5.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Теории развития

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М., 1980.

Боулби Дж. Привязанность.  Пер. с англ. М., 2003.   

Возрастная периодизация жизненного цикла человека // Хрестоматия по психологии развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой. М., 2005.

Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 1995.

Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 16–20.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1995.

Пренатальный период

Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб., 1992.

Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб., 2009.

Дольто-Толич К. На путях рождения: о гаптономическом сопровождении человека. Ижевск, 2003.

Захаров А.И. Ребенок до рождения. СПб., 1998.

Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5.

Султанова А.С. Развитие психики ребенка в пренатальном периоде // Хрестоматия по перинатальной психологии / Сост. А.Н. Васина. М., 2005.

Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002.

Чичерина Н.А. Воспитание до рождения: Книга о пренатальном воспитании будущих детей и настоящих родителей. М., 2007.

Период новорожденности

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.

Мещерякова С.Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общении со взрослым //Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 81–89.

Пейпер А. Особенности деятельности мозга ребенка. М., 1962.

Смирнова Е.О. Детская психология. СПб., 2009.

Физиология ВНД ребенка / Под ред. З.И. Коларовой. М., 1968. Гл. 2–4, 6.

Период младенчества

Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. М., 1991.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1985.

Заззо Р.П. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. № 2. С. 11–24.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 2003.

Смирнова Е.О. Детская психология. СПб., 2009.

Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни // Вопросы психологии. 1968. № 3.

Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

Период раннего детства

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Гизатуплина Д.Х. Формирование познавательных функций в раннем онтоге­незе: Автореф. канд. дис. Л., 1984.

Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург, 2004.

Ибука М. После 3-х уже поздно. СПб., 1993.

Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного возраста. Ростов н/Д, 2007.

Смирнова Е.О. Детская психология. СПб., 2009.

Флейвелл Дж. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967.

Дошкольный возраст

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Хрестоматия по психологии развития / Под ред. Л.А. Головей, Т.В. Прохоренко СПб., 2000.

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб., 2007.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.

Психология дошкольника: Методич. указ. / Сост. Ж.А. Балакшина. СПб., 2000.

Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. СПб., 1998.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Эльконин Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте. Игра и психическое развитие // Хрестоматия по психологии развития / Под ред. А.К. Болотовой, О.Н. Молчановой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: