Знание и просвещение – вещи разные

Салих ибн Абдуль ’Азиз Али аш-Шейх.

المنهجية في طلب العلم

Методика в требовании знаний

 По лекциям брата Наиля Абу Салиха

Чтение и изучение книги «Манхадж в требовании знаний» шейха Салиха Али Шейха, да сохранит его Аллах.

Переписывал и конспектировал ваш брат Инсаф Абу Марьям

Обычным и черным цветом выделены сам текст книги, основываясь на лекции брата Наиля Абу Салиха по этой книги.

А курсивом и жирным шрифтом, и синим цветом комментарий Наиля Абу Салиха в краткой форме (упомянуты важные моменты)

Перевод книги на основе лекций нашего любимого брата Наиля Абу Салиха

Бара’ату аль-исти’ляль – умение сделать вступление. (хутба, вкладывать весь смысл того, о чем будет говориться в дальнейшим)

Знание. Уделение знанию особого внимания, стремление к этому знанию, постижение этого знания, восприятие этого знания является указанием на чистоту сердца. На то, что его сердце здоровое. Любое знание мы имее ввиду? Нет, мы имеем ввиду только Шариатское знание. Тем самым, когда мы говорим только Шариатское знание мы ничего не хотим сказать против других наук, как медицина, против того, что учат инженеры и так далее. Нет, если в этом есть польза, и это изучалось на благо мусульман, иншаа Аллах, человек, который брал эти знания, который относится к знанию этого мира, берет свою награду от Аллаха.

Шариатское знание – обязательно для каждого совершеннолетнего.

Избавить сердце от мусора - Зависть, высокомерие, самообольщение.

Сердце требующего знания.

Знание полезное – это то знание, которое имеет действие.

Если сердце поймет, то, что ему на самом деле приносит пользу в обоих мирах, он непременно устремится к знанию.

Разница между знающим и незнающим огромная. Всевышний Аллах говорит: Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом. (Сура аз-Зумар 39: 9)

О достоинстве знания.

Из плохих нравов требующих знаний:

    1) Спешка, торопливость. Знание не берется за определенное время. Нет знанию границы.

    2) Сразу же браться за большие вещи прежде маленького. Это является Ширком.

    3) Прыгает с одной вещи на другую, так и не закончив первого.

    4) Не заучивает знание. Не достаточно посидеть у ученого.

Шейх Салих Ибн АбдульАзиз Али Аш-Шейх, хафизахуллаху Та’аля.

بسم الله الرحمن الرحیم

С Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного

الحمد لله رب العالمين والصلاة والسلام على نبينا محمد وعلى آله وصحبه

أجمعين.

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду его семье и сподвижникам.

    О Аллах, поведи меня с теми, кого Ты повел, и обереги меня от (всего дурного) в числе тех, кого Ты оберег, и опекай нас среди тех, кого Ты опекал. О Аллах, мы просим у Тебя праведности наших сердец (т.е. праведности вероубеждений, имана и искренности намерения) и праведности в наших делах (т.е. чтобы наши дела соответствовали тому, чем пришел наш Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, без каких-либо нововведений). Пусть наши слова будут теми, которые Аллах любит и которыми Он доволен. О Аллах, наставь нас на совершение того, что Ты любишь и чем Ты доволен. И делай нас из тех, кто следует по пути пророку, саллалаху алейхи уа саллям.[1]

Болезни тела и сердца. Болезни страстей и сомнений.

1 – болезни страстей, которые возникают из-за следования за своими страстями;

    2 – болезни сомнений, которые возникают по причине отсутствия знаний.

    Что касается первой категории, то в этом случае человек знает истину, однако не желает ее. Потому что его страсти противоречат тому, с чем пришел пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

    А во втором случае, когда речь идет о болезнях, связанных с сомнениями, возникающими из-за отсутствия знаний, человек считает ложь истиной, и эти болезни очень опасны. И ты просишь у Аллаха избавления от болезней тела и от болезней сердца, к которым относятся как болезни, связанные со следованием за страстями, так и болезни, связанные с сомнениями.

           Тот вечер мы сделали важное вступление полезное, инша Аллаху Та’аля, относительно вопроса пути требования знаний. Причина этому то, что мы видим у молодежи, баракаллаху фихим, то, что они принимают знания и любят требования знаний. Однако многие из них не знают, как требовать знания? Некоторые из них проводят время, много времени, может быть даже года. Проводят и не достигают знания, чего достиг другой, который провел столько же времени на этом пути. Вся причина в том, что в процессе требования знаний он не шел по правильному пути. По пути, идя по которому, тот, кто желает знания, достигает, приобретает той части знания, который ему предписал Аллах. Той части знания, которая принесет ему пользу, непоколебимое знание, которое имеет твердую основу, чтобы в дальнейшем при помощи этого знания, при помощи этой основы можно было бы двигаться дальше без каких-либо неясностей и недопонимания.

    Асль - Основы и последовательность…

Ученые всегда начинали с основ.

         Многие из молодежи читают разные вещи, иногда в хадисе, иногда в тафсире, иногда в фикхе. Слушают знания, присутствуют на тех собраниях, на котором присутствуют обладатели знания (т.е. на тех собраниях, где требуются знания). Однако если они посмотрят в себе в душу (те, кто присутствовал на этих собраниях год или два года), то он увидит или поймет, что он так и не понял того, что было преподнесено ему из знания. Или увидишь, что он взял немного, отсутствовала последовательность, не взял знания, которое имеет твердую основу, с которым можно двигаться дальше, таким же образом прокладывать путь. И причина всего этого – отсутствие правильной методики в процессе требования знания. Потому что требующему знания необходимо чтобы у него был какой-то путь процесса требования, какая-то методика, ясная, определенная. Если он эту методику не имеет или не прокласт этот путь, то он отстанет. Поэтому мы видим, что многим скучно стало или надоело требование знания. Провели года, затем им надоело, и они оставили требования знаний. Проходят года, другие возвращаются, будучи простолюдом, будучи просто просвещенном начитанном человеком и не понимают этого.[2]      

Причина – их отсутствовала путь.

Знание в теорию.

Знание в практике можно получить только вместе с ученым.

Знание и просвещение – вещи разные.

8 минута. 2 лекции я года учились, но ничего не было из знания. Ответ им: «Учите адабы толиб уль-’ильм!»

         Мы хотим от требующего знания, чтобы он украсил себя двумя качествами:

    Первое: Чтобы он шел по пути тех, кто был до нас, из обладателей знания.[3]

    Второе: Он должен приучить себя жертвовать всем своим временем для знания и чтобы это ему не надоедало, чтобы то не случилось.

    Хатыб аль-Багдади в своей книге «аль-Джамиъ баян адаб ас-самиъ» передает историю одного требующего знания. Рассказывается, что он всегда присутствовал у ученых на уроке. Брал от них знания, однако он не заучивал его наизусть. Проходили дни, и он не заучивал, и не понимал. И таким образом прошло много времени, и он подумал, что из него не получится никакой ученый, и что он не пригоден для требования знаний и оставил знания. Однажды он проходил мимо скалы, на которую капала вода. И увидел в этой скале выемку, увидел что вода, капля за каплей сделала в ней ямку. Потом он внимательно посмотрел и подумал: «Эта вода такая мягкая, но, не смотря на это, сделала ямочку в этом камне, не смотря на то, что он такой твердый. Ведь знание не мягче, чем вода. А мой разум и мое сердце не тверже чем этот камень». И начал требовать знание заново. И он стал одним из самых распространенных и очень известных передатчиков хадиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow