Семинарское занятие №3

1. Классическая эпоха в истории античности закончилась с началом правления Александра Македонского. Важно понимать, что этот исторический факт во многом определил дальнейшие развитие философии. Наступившая эллинистическая эпоха – время, когда эллинская культура трансформируется под воздействием ее контакта с традициями и верованиями Востока, в результате знаменитого Восточного похода Александра. В принятой периодизации античной философии к эпохе эллинизма относят и древнеримскую философии, которая продолжила традиции эллинизма.

Перечислите наиболее важные социально-политические и мировоззренческие последствия правления Александра для Греции. Поясните популярность идеи космополитизма в эллинистической культуре. Определите, каким изменениям подверглось философское знание в данный период; какова причина отделения этики от политики; отказ от создания новых онтологических учений? Почему из теоретической системы философия в данный период постепенно превратилась в «умонастроение»? Каковы основные темы философских размышлений этого периода?

2. Среди основных философских течений эллинизма выделяют кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. Основной проблемой для них становится проблема достойного, счастливого существования отдельного человека – индивида. Каждая школа предлагала свой путь достижения данной цели, одновременно раскрывая смысл понятия «счастье». И если представление о пути истинного познания, возможности его достижения порой оказываются различны, то этические вопросы, пути их решения находятся в одной «идейной плоскости». Выделите причины, которые, с точки зрения каждой из философских школ, лежат в основе несчастий и страданий человека. Рассматривая учение Эпикура, обратите внимание на связь физики и этики, а так же на специфичное понимание того, каково истинное наслаждение по Эпикуру.

В каждом из этических учений мы обнаруживаем определенные ценности и понятия, посредством которых раскрываются этические идеалы каждой школы. Обратите внимание на такие понятия, как автаркия (самодостаточность), аскесис (усилие, образ жизни), апония (отсутствие телесного страдания), атараксия (невозмутимость души), апатия (бесстрастие), адоксия (воздержание от каких-либо определенных суждений), афасия (молчание по поводу природы вещей). Поясните, взаимосвязь данных ценностей с той или иной моделью счастливой жизни, обращаясь к философскому учению каждой школы в отдельности.

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как древние греки воспринимали Космос? Какими качествами они наделяли его? Есть ли связь между мифологическим восприятия Космоса и его пониманием досократиками?

2. Чем софисты как учителя мудрости отличаются оп первых греческих философов - досократиков?

3. Как бы Вы могли проинтерпретировать знаменитое высказывание Протагора: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют»?

4. Как вы считаете, какова взаимосвязь позиций Сократа и Платона? Как можно пояснить ее, опираясь на высказывание А.Ф. Лосева: «Платон вырастает на плечах Сократа»?

5. Как Вы считаете, можно ли согласиться с киниками в том, что человек должен быть «нагим и свободным»?

6. Как Вы считаете, что означает мысль Сократа о том, что человек есть существо, постоянно испытывающее самого себя и условия своего существования? (Обратите внимание на слова Сократа: «А без испытания… Жизнь не в жизнь для человека»).

7. Какой смысл вкладывали греки в понятие меры? В чем заключалась с их точки зрения ценность меры?

8. Как можно проинтерпретировать слова Эпикура: «Проживи незаметно»? О какой незаметности говорит мыслитель? Можно ли согласиться с ним? Почему?

9. Как бы Вы могли прокомментировать следующее высказывание Ф. Ницше: «Слова Фалеса «ВСЕ – вода» подымают человека выше червеобразного ощупывания и ползания кругом, свойственных отдельным наукам; он предчувствует конечную разгадку всех вещей и благодаря этому предчувствию побеждает обычную тусклость более низких ступеней познания»?

10. Как Пифагор понимает сущность ЧИСЛА (какова идея числа)?

11. Что такое «законнорожденная мысль», и чем она отличается от мнения?

12. Раскройте философское значение понятия «атом» («элемент»).

13. В чем, на ваш взгляд, состоит особенность медицинского знания Античности по сравнению с современной медициной? Насколько они взаимосвязаны или, напротив, отличны друг от друга?

14. Каково значение и задача мифа в творчестве Платона?

15. В чем состоит «нетипичность» для греческой философской мысли позиции Пиррона?

16. Как вы считаете, чем этические взгляды Сократа, Платона и Аристотеля отличаются от этических взглядов представителей эллинистических школ?

17. Поясните, почему Истина и добро для Сократа есть одно?

18. В чем состоит идеализм Платона?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: