Тест для самопроверки

1. Основателем скептицизма является

  1. Пиррон
  2. Гераклит
  3. Секст Эмпирик
  4. Зенон из Китиона
  5. Демокрит

2. С точки зрения Эпикура, удовольствие, наслаждение следует подчинять ___________. Именно ________________ есть «величайшее из благ».

 

3. Аристотель называет «чтойностью» вещи

  1. материю
  2. идею вещи
  3. внутреннюю форму вещи
  4. энтелехию
  5. внешнюю форму вещи

4. Представители этой философской школы создали теорию «гармонии сфер» или «музыки мира»

  1. представители мегарской школы
  2. представители школы киников
  3. представители пифагорейской школы
  4. представители милетской школы
  5. представители эпикурейской школы

5. Античный философ, впервые заявивший, что истинное знание всегда связано с добродетелью

1. Фалес

2. Пиррон

3. Сократ

  4. Демокрит

5. Парменид

6.  Анаксимен является представителем

1. элейской школы

2. милетской школы

3. пифагорейской школы

4. школы стоиков

5. не принадлежат ни к одной из перечисленных школ

7. Отрицание собственной национально-государственной идентичности, характерное для представителей философских направлений поздней Античности, нашло свое выражение в такой системе взглядов, как

  1. национализм
  2. космополитизм
  3. антитрадиционализм
  4. глобализм
  5. этноцентризм

8. Примером своей жизни и смерти этот мыслитель в корне изменил проблематику греческой философии, указав новый путь для поисков истины. Речь идет

  1. о Платоне
  2. о Сократе
  3. о Диогене Синопском
  4. об Эпикуре
  5. о Плотине

 

9. Разместите в соответствии с исторической последовательностью появления в философском языке следующих понятий античной мысли

  1. Ирония
  2. Апейрон
  3. Атом
  4. Энтелехия
  5. Бытие
  6. Идея вещи

 

10. Способность постигать единство элеаты связывали с ______________________.

11. Ни множество, ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво – доказывал в своих апориях

  1. Гераклит
  2. Платон
  3. Эпикур
  4. Зенон
  5. Сократ

 

12. Дословное значение понятие «атом»

  1. невидимое
  2. нерассекаемое
  3. единое
  4. упорядоченное
  5. мельчайшее

 

13. Важнейшим признаком человеческой натуры Сократ называл

  1. тело
  2. страсти
  3. общественный долг
  4. душу
  5. язык

14. Автором работы «Никомахова этика» является

  1. Сократ
  2. Аристотель
  3. Эпикур
  4. Платон
  5. Гераклит

 

15. О «припоминании» как сущности процесса познания говорил

  1. Парменид
  2. Сократ
  3. Протагор
  4. Платон
  5. Фалес

 

16. Дословное значение понятия «апатия»

  1. бесстрастие
  2. отсутствие волнений
  3. отказ от радости
  4. отказ от умозаключений
  5. молчание

17.  Незнание этот античный философ определял как продукт душевного хаоса, неумения разума справиться со страстями. Речь идет о __________________________.

20. «Отцом» античной диалектики считают

  1. Сократа
  2. Аристотеля
  3. Пифагора
  4. Анаксимандра
  5. Гераклита

 

20. Дословное значение понятия «идея»

  1. сущность
  2. смысл
  3. особенность
  4. образ, форма
  5. целое

20. Какого мыслителя Платон называл «Сократом, сошедшим с ума»

  1. Аристотеля
  2. Диогена Синопского
  3. Антисфена
  4. Эпикура
  5. Пиррона

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС,2003. С. 19-44, С. 59-152.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 53-128.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.:Академический Проект, 2003. С. 48-152.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-283.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира/ А.Н. Чанышев. – М.: Высшая школа, 1999. С. 174-191, С. 228-289, С. 363-450, С. 490-538.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект,2004. С. 58-60, С. 68-79.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гарадарики, 2008. С. 75-124.

Дополнительная литература

Льюис Дж. Античная философия от Фалеса до Сократа/ Дж. Льюис. – Минск: София,1997. С. 3-24.

Асмус В.Ф. Античная философия/ В.Ф. Асмус – М.: Высшая школа,1998. С. 12-48.

Асмус В.Ф. Платон/В.Ф. Асмус – М.: Высшая школа,1969. С. 8-23.

Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид/ общ. Ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1999. – 528 с.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азаркович. – М.: КРОН-ПРЕСС,1995. С. 9-81.

Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях древних философов/ Диоген Лаэртский. – М.: Наука, 1979.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета,2001. С. 33-62, С. 73-90, С. 103-137, С. 166-181, С. 200-253, С. 279-336.

Кесседи Ф.Х. «Загадка» бурного расцвета греческой философии// Вопросы философии. – 2007. - №8.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 94-100; 121-125.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС,2003. С. 99-111; С. 133-147.

Ко 2 реферату

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность Средневнковье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 33-55.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.:,2003. С.42-44.

 

 

К 3 реферату

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневнковье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 121-131, С. 346-351.

Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин. – М.: Медицина,1990. С. 16-21, С. 41-46.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 168-171.

Тема 3. Средневековая философия (4 часа)

План семинарского занятия №1

1. Становление средневековой философской традиции: основные идеи и проблемы.

2. Аврелий Августин: философствование в вере и метафизика «душевных глубин».

 

План семинарского занятия №2

1. Западноевропейская схоластика: соотношение веры и разума, спор об универсалиях.

2. Фома Аквинский и Золотой век схоластики.

3. Критическая схоластика и «бритва Оккама». Итоги развития средневековой философской мысли.

Темы рефератов

1. Проблема смысла истории в средневековой мысли. Августин Аврелий: учение о «Граде земном» и «Граде небесном»

2. Схоластическая наука и спекулятивная мистика.

3. Арабоязычные врачи-философы периода средневековья.

 

Ключевые понятия

Теоцентризм, креационизм, теодицея, провиденционализм, эсхатологизм, экзегетика, номинализм, реализм, универсалии, теология.

 

 

Цель изучения темы

  • рассмотреть задачи средневековой философии и определить ее отличие от античной философской традиции
  • познакомиться с основными идеями и философскими проблемами данного периода
  • получить представление об этапах развития средневековой философской мысли и ее направления
  • показать значение схоластики для дальнейшего развития европейской философской мысли и формирования научного мировоззрения

Методические рекомендации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: