1. Можно ли согласиться с утверждением Ф. Энгельса о том, что, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах «вместе с грязной водой выплеснул и ребенка»?
2. Л. Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом». Как Вы думаете, почему именно так о своем учении говорил философ?
3. Прокомментируйте суждение К. Маркса о том, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Можно ли согласиться с К. Марксом?
4. Можно ли увидеть в марксовой критике религии, ее социальных корней, «рациональное» зерно? Ответ поясните.
5. Можно ли согласиться с К. Поппером, который, говоря об идеях К. Маркса, подчеркивал, что «нравственный порыв, желание помочь угнетенным, стремление освободить бессовестно эксплуатируемых, несчастных рабочих склоняли его к социализму…. Именно в этом нравственном порыве заключен секрет воздействия его учения…. Он хотел улучшить общество, а улучшение для него означало больше свободы, больше равенства, больше справедливости, больше безопасности, более высокий уровень жизни и - в особенности – сокращение рабочего дня, которое сразу дает некоторую свободу».
|
|
6. Что нового, по отношению к гегелевскому пониманию исторического процесса, вносит К. Маркс?
7. Как бы Вы прокомментировали слова Л. Фейербаха: «Моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней – человек».
Тест для самопроверки
1. Европейский философ, которого считают родоначальником немецкой классической философии:
- Г. Гегель
- Л. Фейербах
- И. Кант
- Ф. Энгельс
- Ф. Лейбниц
2. По мысли, Фейербаха, заниматься природой человека может философия, основанная
- на религии
- на знании гуманитарных наука
- на искусстве
- на знаниях медицины
3. «Философы до сих пор только объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы его изменить» утверждал_________________________.
4. Проблема отчуждения впервые была обозначена
- К. Марксом
- Л. Фейербахом
- Г. Гегелем
- Ф. Энгельсом
- И. Кантом
5. «______________ везде и всегда является у Фейербаха чудотворцем, который должен выручать из всех трудностей практической жизни, - и это в обществе, разделенном на классы с диаметрально противоположенными интересами!» О чем говорит Ф. Энгельс, иронизируя над философскими взглядами Фейербаха?
6. Преодоление отчуждения человека от собственной сущности Маркс связывал
- с созданием «гражданского общества»
- с созданием государства
- с изменением характера труда
- с отказом от труда
- с установлением равенства заработной платы
7. Общественное сознание, по Марксу, определяется _____________________________.
8. Первой формой отчуждения труда является
|
|
- отчуждение человека от человека
- опредмечивание труда
- отчуждение человека от своей сущности
- частная собственность
- всеобщая частная собственность
9. Способ производства - это единство_________________ и ____________.
10. Сущность человека, по Марксу, носит
- божественный характер
- природный характер
- разумный характер
- общественный характер
11. Понятие, которое в марксистской философии обозначает «исторический тип общества», характеризующийся определённым способом развития производства - _____________________.
Основная учебная литература
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 524-554.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 113-117; 120-131.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С.491-548.
Хрусталев Ю. М. Философия/ Ю. М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 156-179.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарики, 2008. С. 324-343.
Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 246-311.
Дополнительная литература
Бубер М. Проблема человека/ М. Бубер. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 179 – 184.
Гулыга А. Немецкая классическая философия/ А. Гулыга. – М.: Рольф, 2001, С. 301-333.
Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С.485-512.
Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2001. С. 911-921.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века/ В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 1989. С. 394-422.
Новиков А.И., Дробышев А.А. Основной вопрос философии, проблема человека и медицина// Омский научный вестник. – 2006. - №3(37).
Фейербах Л./Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. – М.: Политиздат, 1991. С. 33-40; 388-393.
Фейербах Л. Природа человека в системе философии/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 410-413.
Плеханов Г.В./ Мир философии: Книга для чтения. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. С. 401-412.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С.545 – 551.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 131-133.
Пантин И.К. Марксизм: историческое самопознание// Вопросы философии. – 2009. - №7.
Ко 2 реферату
Новиков А.И., Дробышев А.А. Основной вопрос философии, проблема человека и медицина// Омский научный вестник. – 2006. - №3(37).
Новиков А.И., Дробышев А.А. Медицинские мотивы социальной философии марксизма и современность// Омский научный вестник. – 2004. - №3(28).
Тема 9. Западная философия ХХ века (4 часа)
План семинарского занятия №1
1. Критика системы Гегеля и складывание посткласической философской традиции во второй половине XIX века.
1. А. Шопенгауэр и иррациональное направление в философской мысли.
2. Ф. Ницше: «философия жизни».
План семинарского занятия №2
1. С. Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма
2 Экзистенциализм ХХ века: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю
3. Философские поиски «постмодернизма».
Темы рефератов
1. Философское значение открытия феномена бессознательного.
2. Проблема языка в философии Л. Витгенштейна
3. Постмодернистское мышление: за и против.
Ключевые понятия
Иррационализм, философия жизни, позитивизм, постмодернизм, экзистенция, верификация, фальсификация, демаркация, коммуникация.
Цели изучения темы
· выявить социокультурные предпосылки формирования постклассической философской традиции
· составить представление об особенностях постклассической философии
|
|
· рассмотреть основные направления, проблематику и познакомиться с представителями философской мысли первой половины ХХ века
· рассмотреть основные проблемы и идеи философской мысли конца ХХ века