double arrow

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Можно ли согласиться с утверждением Ф. Энгельса о том, что, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах «вместе с грязной водой выплеснул и ребенка»?

2. Л. Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным гуманизмом». Как Вы думаете, почему именно так о своем учении говорил философ?

3. Прокомментируйте суждение К. Маркса о том, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Можно ли согласиться с К. Марксом?

4. Можно ли увидеть в марксовой критике религии, ее социальных корней, «рациональное» зерно? Ответ поясните.

5. Можно ли согласиться с К. Поппером, который, говоря об идеях К. Маркса, подчеркивал, что «нравственный порыв, желание помочь угнетенным, стремление освободить бессовестно эксплуатируемых, несчастных рабочих склоняли его к социализму…. Именно в этом нравственном порыве заключен секрет воздействия его учения…. Он хотел улучшить общество, а улучшение для него означало больше свободы, больше равенства, больше справедливости, больше безопасности, более высокий уровень жизни и - в особенности – сокращение рабочего дня, которое сразу дает некоторую свободу».

6. Что нового, по отношению к гегелевскому пониманию исторического процесса, вносит К. Маркс?

7. Как бы Вы прокомментировали слова Л. Фейербаха: «Моей первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней – человек».

Тест для самопроверки

1. Европейский философ, которого считают родоначальником немецкой классической философии:

  1. Г. Гегель
  2. Л. Фейербах
  3. И. Кант
  4. Ф. Энгельс
  5. Ф. Лейбниц

2. По мысли, Фейербаха, заниматься природой человека может философия, основанная

  1. на религии
  2. на знании гуманитарных наука
  3. на искусстве
  4. на знаниях медицины

 

3. «Философы до сих пор только объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы его изменить» утверждал_________________________.

 

4. Проблема отчуждения впервые была обозначена

  1. К. Марксом
  2. Л. Фейербахом
  3. Г. Гегелем
  4. Ф. Энгельсом
  5. И. Кантом

 

5. «______________ везде и всегда является у Фейербаха чудотворцем, который должен выручать из всех трудностей практической жизни, - и это в обществе, разделенном на классы с диаметрально противоположенными интересами!» О чем говорит Ф. Энгельс, иронизируя над философскими взглядами Фейербаха?

 

6. Преодоление отчуждения человека от собственной сущности Маркс связывал

  1. с созданием «гражданского общества»
  2. с созданием государства
  3. с изменением характера труда
  4. с отказом от труда
  5. с установлением равенства заработной платы

7.  Общественное сознание, по Марксу, определяется _____________________________.

 

8. Первой формой отчуждения труда является

  1. отчуждение человека от человека
  2. опредмечивание труда
  3. отчуждение человека от своей сущности
  4. частная собственность
  5. всеобщая частная собственность

9. Способ производства - это единство_________________ и ____________.

 

10. Сущность человека, по Марксу, носит

  1. божественный характер
  2. природный характер
  3. разумный характер
  4. общественный характер

 

11. Понятие, которое в марксистской философии обозначает «исторический тип общества», характеризующийся определённым способом развития производства - _____________________.

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 524-554.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 113-117; 120-131.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С.491-548.

Хрусталев Ю. М. Философия/ Ю. М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 156-179.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарики, 2008. С. 324-343.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 246-311.

Дополнительная литература

Бубер М. Проблема человека/ М. Бубер. Два образа веры. – М.: Республика, 1995. С. 179 – 184.

Гулыга А. Немецкая классическая философия/ А. Гулыга. – М.: Рольф, 2001, С. 301-333.

Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С.485-512.

Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 2001. С. 911-921.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века/ В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 1989. С. 394-422.

Новиков А.И., Дробышев А.А. Основной вопрос философии, проблема человека и медицина// Омский научный вестник. – 2006. - №3(37).

Фейербах Л./Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. – М.: Политиздат, 1991. С. 33-40; 388-393.

Фейербах Л. Природа человека в системе философии/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 410-413.

Плеханов Г.В./ Мир философии: Книга для чтения. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. С. 401-412.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С.545 – 551.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 131-133.

Пантин И.К. Марксизм: историческое самопознание// Вопросы философии. – 2009. - №7.

Ко 2 реферату

Новиков А.И., Дробышев А.А. Основной вопрос философии, проблема человека и медицина// Омский научный вестник. – 2006. - №3(37).

Новиков А.И., Дробышев А.А. Медицинские мотивы социальной философии марксизма и современность// Омский научный вестник. – 2004. - №3(28).

Тема 9. Западная философия ХХ века (4 часа)

 

План семинарского занятия №1

1. Критика системы Гегеля и складывание посткласической философской традиции во второй половине XIX века.

1. А. Шопенгауэр и иррациональное направление в философской мысли.

2. Ф. Ницше: «философия жизни».

 

План семинарского занятия №2

1. С. Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма

2 Экзистенциализм ХХ века: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю

3. Философские поиски «постмодернизма».

Темы рефератов

1. Философское значение открытия феномена бессознательного.

2. Проблема языка в философии  Л. Витгенштейна

3. Постмодернистское мышление: за и против.

 

Ключевые понятия

Иррационализм, философия жизни, позитивизм, постмодернизм, экзистенция, верификация, фальсификация, демаркация, коммуникация.

Цели изучения темы

· выявить социокультурные предпосылки формирования постклассической философской традиции

· составить представление об особенностях постклассической философии

· рассмотреть основные направления, проблематику и познакомиться с представителями философской мысли первой половины ХХ века

· рассмотреть основные проблемы и идеи философской мысли конца ХХ века

                                  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: