double arrow

Методические рекомендации


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семинарское занятие №1

1.  Традиционная, так называемая, «классическая философия», претендовала на абсолютный характер своего знания, которое считалось более фундаментальным, чем естественнонаучные теории. Для классической философии характерен примат всеобщего над индивидуальным, именно всеобщее оказывалось базисом последнего. Критика же гегелевской теории была связана с обоснованием и защитой индивидуального перед всеобщим, с раскрытием естественных (как не метафизических) оснований существующей действительности (Л. Фейербах, К Маркс). Назовите причины, вызвавшие интерес ко всему естественному.

«Фактом» реальности оказывается не Дух, не Абсолютная идея, а человек и его чувства, его естественное существование, его производственно-трудовая деятельность. Поиск подобных «фактов» стал своеобразным отказом от постулирования в качестве единственной реальности – реальности познающего мышления. Это породило интерес к «нерациональному», выходящему за границы рационального, не умещающемуся в доводах рационального объяснения, к желанию «найти какую-то вне разума лежащую действительность». Показательно в данном случае следующее высказывание, демонстрирующее «новый» взгляд на понимание познания: «глубокомыслия может достичь лишь человек, глубоко чувствующий». Не Дух, а Природа; не разум и наука, а чувства и искусства; не знание, а представление; не постепенное поэтапное развитие, а «вечное возвращение»; не абстрактные истины, а непосредственное переживание – таковой предстает реальность жизни, требующая своего переосмысления.    

Подумайте, как изменилось отношение и понимание человеком самого себя, своего места в мире в результате достижений научного знания в XIX веке. Какие мировоззренческие последствия имела теория эволюции; какие идеи, характерные для «классической философии», она подвергла сомнению? Изменилось ли представление о природе человеческого разума и его возможностях?

2. С точки зрения многих авторов, А. Шопенгауэр является тем мыслителем, который «сделал первый, но вполне определенный шаг в сторону неклассической философии». Проявляется этот шаг в том, что философ принимает за основу мира скрытое ноуменальное по своей природе начало – Мировую волю. Что говорит Шопенгауэр о сущности Мировой воли; как обосновывается ее иррациональность? Исходя из этого, поясните, почему человеческая жизнь в своей основе есть страдание, а жизнь как таковая есть отрицание самой себя. Определите, чем оценка, которую дает А. Шопенгауэр разуму человека, отличается от оценки, характерной для «классической» мысли.




Указывая на то, что человек оказывается существом несвободным в жизни, Шопенгауэр все же видит для него возможность высвобождения. Почему искусство и аскеза могут привести к преодолению воли в себе? Чем отличаются друг от друга два этих пути?. Поясните, в чем выражается пессимистичность оценки А. Шопенгауэра мира и человека.

Обратите внимание на то, что для постклассической философии был характерен поиск языка, адекватного самой реальности мира и способного преодолеть абстрактность классических категорий. В этом А. Шопенгауэру помогает его обращение к идеям восточной философии и использование ряда ее понятий. О каких понятиях идет речь? Какое значение для философии А. Шопенгауэра они имеют?

Что нового о мире и о человеке смог сказать А. Шопенгауэр?

3. Поясните, почему своеобразное отрицание жизни в философии Шопенгауэра стало проявлением отрицания традиционных метафизических принципов и традиционных ценностей, которые с ними связаны. Ф. Ницше продолжает этот путь, но идет дальше Шопенгауэра, поскольку его нигилизм это не просто протест и отказа от жизни, но своеобразный метод возвращения к самой жизни, живому. Поясните, в чем особенность нигилизма Ницше?



Провозглашая «смерть Бога», Ницше открывает (вслед за Шеллингом) «дионисийский дух», как основание мира, по отношению к которому мышление человека оказывается проявлением «духа Аполлона». Обращаясь к рекомендованной литературе, рассмотрите обозначенные Ф. Ницше, два начала и сравните их между собой. Поясните, как эти начала раскрывают перед нами феномен жизни. Обратите внимание на то, что используя такие понятия как «сверхчеловек», «вечное возвращение» и «воля к власти» Ницше раскрывает фундаментальные характеристики того, что мы называем живым (и в отношении человека, и в отношении мира). Объясните, что такое живое для Ницше?

Проблема подлинно живого имеет место и в критическом отношении Ницше к христианству. Поясните, почему критика метафизики оказалась связана для философа с критикой христианской морали (как истоке традиционных ценностей), которой Ницше осмеливается противопоставить этику «по ту сторону добра и зла».

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: