План семинарского занятия №1
1. Особенности развития философской мысли в России в первой половине XIX в.
2. «Философия истории» П.Я. Чаадаева. Проблематика «Философических писем»: метафизическое основание истории – христианство как «действующая сила» в истории; «христианская цивилизация» как цель исторического процесса и проблема взаимоотношения России и Европы,
План семинарского занятия №2
1. Славянофильство. Философские идеи А.С. Хомякова: христианский гуманизм, «органический взгляд» на общество (учение о Церкви и идея «соборности»), философия истории («иранство» и «кушитство» как движущие силы всемирной истории) и проблема исторической судьбы России.
2. Западничество: представители, проблематика, основные идеи.
3. В.С. Соловьев: учение о всеединстве. История как богочеловеческий процесс.
Темы рефератов
1. Персонализм Н.А. Бердяева.
2. Существует ли русская философия?
3. Трагичность и величие человека (Ф.М. Достоевский).
4. Л. Шестов о беспочвенности человеческого существования.
|
|
5. Основные идеи философии русского космизма (Н.Ф. Федоров, В.И. Вернадский).
6. Русская философия и современность
Ключевые понятия
Западничество, славянофильство, историософия, соборность, всеединство, антроподицея, Богочеловечество.
Цели изучения темы
- выявить черты русской философской мысли, отличающие ее от классической европейской философской традиции
- знать следующие понятия русской философии: «христианский гуманизм», «соборность», «всеединство», антроподицея, богочеловечество
- познакомиться со взглядами русских философов (историософская, антропологическая и социальная проблематика)
- выявить отличия между «славянофильством» и «западничеством»
Методические рекомендации
Семинарское занятие №1
1. Прежде всего, обратите внимание на то, что «философское пробуждение» в России в начале XIX века было вызвано рядом причин, назовите их. Поясните, чем был вызван «подъем русского самосознания» в данный период и небывалое желание создать нечто «самобытно-русское» в философском пространстве? Почему именно историософская проблематика приобрела небывалую актуальность для складывающейся русской философской традиции?
Хотя русская философия как самостоятельное явление относится лишь к XIX веку, однако, она так или иначе была связана с особенностями русской культуры и «русской духовностью» (совокупность религиозных, этических, эстетических идей, обращенность к проблеме человека и мира). Определите, в чем состоит специфика понимания человека, мира, сущности познания, смысла истории, социального бытия человека русской философской мыслью? Как это связано со складом и особенностями русской ментальности, русской духовной культурой (см.: Бердяев Н.А. Русская идея/ Н.А. Бердяев. Самопознание. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. – С. 13-14; Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001, С. 263-268)?
|
|
2. Религиозно-философские взгляды П. Я. Чаадаева(1794-1856) на исторический процесс и природу человека стали знаковым событием в русской интеллектуальной жизни. А первое (из восьми) «Философическое письмо» долгое время было «соблазном для западников, безумием для славянофилов». Для того, чтобы понять, почему это так, необходимо рассмотреть содержание и характер первого «философического письма». Какие выводы относительно прошлого России, ее истории и культуры делает Чаадаев в этом письме? Поясните мысль Чаадаева о том, что «мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода; мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, у нас нет традиции ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода».
Указывая на то, что Россия «заблудилась на Земле» и оказалась «незатронутой» всемирным историческим процессом, в отличие от стран Западной Европы, Чаадаев раскрывает социально-историческую и политическую силу христианства, а так же его значение во всемирной истории. Таким образом, христианство предстает «не только нравственной системой, но и вечной божественной силой, действующей универсально в духовном мире». Поясните суть данного высказывания.
Учитывая отношение Чаадаева к христианству, объясните, в чем, по его мысли, состоит смысл и какова цель всемирно-исторического процесса? Как связано с пониманием смысла истории оценка роли и значения католической церкви в исторической жизни Запада; повлияло ли это понимание на оценку роли православной церкви в истории России?
В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев опять возвращается к проблеме смысла истории всемирной и исторической судьбы России. Чем объяснить изменение оценки православия и заявление о мессианской роли России во всемирной истории?
Вопрос о смысле и движущей силе исторического процесса пересекается у Чаадаева с вопросом о сущности человека. Точкой этого пересечения становится проблема свободы и необходимости. Обращаясь к рекомендованной литературе, поясните, как понимает мыслитель сущность свободы, с чем он ее связывает; как возможно соотношение свободы человека и наличие определенной цели движения исторического процесса.